Знакомство с буквой «Ш»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская школа-интернат № 1 VIII вида»











Открытый урок по письму и развитию речи в 1 классе

«Знакомство с буквой «Ш»





Провела: учитель начальных классов

Шагалова Т.В.







Казань

Ноябрь, 2015 г.

Тема: Знакомство с буквой «Ш».
Тип урока: Комбинированный урок изучения и закрепления новых знаний.
Общедидактическая цель: Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала.
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой ш; создать условия для формирования у учащихся навыков правильного письма буквы «ш» и слогов с этой буквой;
коррекционно-развивающие:
- развитие мышления через формирование аналитико-синтетической деятельности;
- развитие и коррекция речи путём полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений;
- развитие фонематического восприятия;
воспитательные:
- формирование коммуникативных умений (умение внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровых ситуаций.
Оборудование: Книга "Букварь" под ред. В.В.Воронковой, мультимедийное оборудование, «Алфавит», наглядный материал, выставка рисунков, элементы буквы, лист картона, клей-карандаш.











Ход урока

1. Организационное начало урока.
- Я очень рада встрече с вами, улыбнитесь мне, а теперь друг другу! У всех у нас хорошее настроение! Мне бы хотелось, чтобы вы все хорошо работали на уроке.
Давайте проведём гимнастику для язычка:
- «Часики» Наш веселый язычок,
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
- «Улыбка» Тянуть губы прямо к ушкам,
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются.
А глаза у них, как блюдца.
- «Чашечка» Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Ее бока к зубам прижмем.
- вспомните песенку сердитого гуся; (ш-ш-ш-ш)
- песенку водички; (с-с-с-с)
- Молодцы! (Стук в дверь.) А сегодня, ребята к нам в гости пришла Маша, из мультфильма «Маша и медведь» (кукла)
2. Актуализация знаний и умений.
- Расскажите Маше какие гласные звуки мы прошли? (А, У, О)
- Почему они так называются?
- Назовите согласные звуки? (М, С, Х)
- Почему они так называются?
- Давайте повторим их все вместе! (Повторение хором)
- Сейчас мы проверим, как вы приготовили домашнее задание. Надо было повторить пройденные буквы. Какие буквы мы прошли? (С.Маршак)
Ответы детей: - Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

- Мед в лесу медведь нашел, -

Мало меду, много пчел.

- Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осел.

- Спит спокойно старый слон -

Стоя спать умеет он.

- Ученик учил уроки -

У него в чернилах щеки.

- Ходит по лесу хорек,

Хищный маленький зверек.

Физкультминутка.
Тихо встанем, скажем: а!
Все присядем, скажем: у!
Тихо сядем, скажем: ы!
Хорошо читаем мы!
3. Усвоение нового материала.
а) Знакомство со звуком "ш".
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.
- Посмотрите, что покажет телевизор?
(Учитель показывает видеоролик «Изучаем букву Ш - Шишкина школа»)
- Какой звук не знаем? Сегодня научимся его произносить.
Звук ш: губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки не работают, горло не дрожит (голоса нет).
Фонематическая зарядка. Как шипит змея? (Ш-ш-ш…) Как шипит гусь? (Ш-ш-ш…)
- С каким звуком будем сегодня работать?
- Давайте выполним упражнение «Насос».
Накачаем насосом колесо: Ш-Ш-Ш-Ш. Отрывисто произносится звук ш.
Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш...
- Дайте характеристику этому звуку.
- Как произносится звук "ш"? Где находится язычок? Как выходит воздух?
- Значит, какой это звук? (Согласный)
- Придумайте слова со звуком "ш"? (Ответы детей)
- Давайте вместе выучим стихотворение "Ш" (С.Маршак)
Школьник, школьник, ты силач:

Шар земной несешь, как мяч!

(Учитель показывает картинку-слайд)
(Беседа по содержанию)
- Про кого говорится в стихотворении?
- Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?
- Как вы понимаете слова: "шар земной несешь, как мяч!"?
Рассмотрите внимательно,
Поразмысли не спеша.
И отыщешь обязательно
Шесть вещей с буквой Ш. (Слайд)
б) Знакомство с буквой "ш" (Показ буквы) (Слайд)
- Посмотрите, вот это буква Ш, большая и маленькая. На что походит буква Ш? (Ответы детей)
Словарный разбор на доске слова «Ма-ша»
Пальчиковая гимнастика.
Нарисуем мы волну,
А потом еще одну -
Вот как на просторе
Разлилося море!
По волнам корабль плывет,
В путешествие зовет.
Ветер наколдуем -
Паруса надуем! (Дети обводят линии на картинке)
Нарисуем желтый круг,
После - лучики вокруг.
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы,
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее,
Их теплом согреет. (Дети обводят линии на картинке)
А сейчас проведем минутку чистописания (в тетради прорисовываем элемент буквы по образцу)
- Молодцы!
в) И здесь нас тоже ждёт задание. Давайте внимательно посмотрим на букву ш. Из каких элементов она состоит? (ответы детей) Верно, это три палочки с крючком, загнутым вправо (слайд). У вас на тарелочках лежат эти элементы, обведите пальцем один элемент, второй и третий. Соберите букву из элементов. Наклейте на лист картона.
Попробуем прописать эти элементы в воздухе. А сейчас откроем тетради и пропишем эти буквы. (дети прописывают). (слайд)
Физкультминутка. (Маша проводит)
Потянулись! Чуть присели и соседа не задели,
А теперь придётся встать, тихо сесть, начать читать!
г) Чистоговорки: Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Аш-аш-аш - у Марины карандаш.
Чтение по букварю, с. 37.
(Рассматривание букварной страницы, беседа по содержанию)
- Прочитайте слоги, слова. (Хоровое чтение)
(Повторное чтение букварной страницы)
А теперь пропишем букву в тетради по образцу. (Повторить как правильно сидеть за партой, как держать ручку, как лежит тетрадь на парте. Действия детей оценивает Маша)
4. Закрепление умений и навыков.
- Я хочу предложить вам отгадать загадки!
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Шарик воздушный)
- Где находится звук Ш? (В начале слова)
- Вспомните стихотворение, которое мы учили?
5. Инструктаж о домашнем задании.
- Дома вы будете писать 2 строчки из Букваря, стр.37.
- Повторите, какое задание вы будете выполнять дома?
6. Подведение итогов урока.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Как он произносится?
- Какой это звук?
7. Рефлексия.
- Поднимите руку те дети, которым было интересно на уроке?
- Что вам понравилось?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Если бы вы сегодня встретили на улице свою подругу, друга, что бы вы ему рассказали про сегодняшний урок? (Ответы детей)
- Молодцы! Вы все сегодня старались! Я очень рада за вас!
- Спасибо вам за работу на уроке!



Знакомство с буквой «Ш».

Знакомство с буквой «Ш».

Знакомство с буквой «Ш».

Знакомство с буквой «Ш».

© 2010-2022