Урок литературного чтения в 4 классе «Весна» Абай Кунанбаев

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Янавичене Татьяна Алексеевна

учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа № 13»

г. Усть-Каменогорск

Урок литературы в 4 классе

Тема: Абай Кунанбаев. «Весна».

Цели: 1) Познакомить учащихся со стихотворением «Весна» Абая. 2) Развитие умения находить выразительные средства языка, навыков выразительного чтения, развитие речи учащихся, умений работать в группе (коммуникативных качеств). 3) Воспитывать умение видеть прекрасное, проявление детской любознательности, выработка собственной точки зрения.

I.Организация класса.

- Прозвенел звонок и смолк. Начинаем наш урок.

II. Литературный диктант.

- Даю лексическое значение слова, а вы запишите цифру, которая обозначает этот термин.

а) Сильное преувеличение с целью усиления впечатления. 2

б) Слово, помогающее образно увидеть предмет. 1

в) Воплощение чего-либо в образ живого существа. 6

г) Слова и выражения, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. 3

д) Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле. 4

е) Построение художественного произведения. 5

Число: 216 345

III.Актуализация знаний

На доске портрет Абая.


портрет Абая

1845 - 1904

- Посмотрите на портрет и кто из вас назовёт фамилию этого человека?

- Что вам известно о нём?

- А что бы вы хотели узнать?

- Каждая группа получит карточку с биографическими данными Абая, изучит её и найдёт ключевое слово на доске.

детство

учёба

переводчик

композитор

поэт

(Рассказ поэтапно биографии)


- Абай Кунанбаев - великий поэт, гордость казахского народа, а ещё выступил новатором, обновив поэтическое мышление, раздвинул его горизонты, внёс более десятка новых форм, обогативших казахское стихосложение.

(Карточки прикрепляются к портрету Абая)

После долгой зимы наступила весна. - Весна вдохновила композиторов сочинить музыку, посвящённую этому времени года, художников написать картины, а поэтов сочинить стихи. Мы с вами в этом году знакомились со стихотворениями русских поэтов А. Фета, Плещеева, Тютчева. - Кто хочет зачитать строчки из стихотворений, глядя на репродукции картин художников?

(2 - 3 учащихся зачитывают строчки)

- А сейчас составьте синквейн по теме «Весна». (3 минуты)

(Зачитываются по желанию. 3 - 4 учащихся) - Стих - узор словесный, стих - что кружева Пригнанные тесно, в нём поют слова. Если слово звучно, если мысль верна - Не отвергнуть песни - песня век жива. - Эти проницательные строки принадлежат великому казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. В пору своего творческого расцвета Абай создал ряд лирических произведений «Времена года», «Лето», «Осень», «Зима», «Весна». В этих произведениях казахская степь предстаёт в своём величии и страдании. - Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Весна».

- Какова цель урока?

(понять замысел поэта, выявить идею произведения, что хотел показать автор.) 1) - Послушайте стихотворение и скажите, какие картины вы представили себе, что увидели, слушая это произведение?

(Ответы учащихся)

2) Словарная работа.

- Какие слова и выражения вам непонятны?

- Объясните выражения

говорить по душам (откровенно)

надели убор (наряд, одежда)

воздаст сторицей (в 100 раз больше)

гремят соловьи (их песни слышатся далеко, очень сильно поют)

3) Работа в парах (5 мин.)

- Прочитайте стихотворение

I ряд - найти пейзажные зарисовки

II ряд - найти строчки, где природа связана с человеком и его бытом

III ряд - найти изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора)

1)

олицетворение

ходит ветер

живое обласкано

песни поднять

аулы сошлись

гомон встаёт

лебедь пойдёт

гремят соловьи

эпитет

пестроцветным ковром

великой теплотой

сравнение

долины, как пёстрый ковёр

метафора


заглядевшихся в зеркало вод

зарей отзываются

шатёр золотой

двоятся отары

2) Пейзажные зарисовки

3) Природа с человеком

- У Абая природа существует не сама по себе, а тесно связана с человеком и его бытом.

- Какие звуки живут в этом стихотворении?

(шум тополей, поёт молодёжь, смех, верблюдица зовёт верблюжонка, блеют овцы, птичий гомон, гремят соловьи, кукушки отзываются)

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Автору нравится весна? -Чтобы передать замысел поэта, нужно стихотворение прочитать выразительно. А что это значит? Таблица

Русский поэт Александр Блок писал: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звёзды. Из-за них существует стихотворение.»

Индивидуально


1) Задание: найти «звёзды» (логич. удар.), расставить паузы, подготовить чтение с интонацией, нужным темпом. (отрывка 1 гр. - 1 отр., 2 гр. - 2 отр., 3 гр. - 3 отр., 4 гр. - 4 отр.)

2) Работа в группах. Выбрать лучшего чтеца.

3) Чтение всего стихотворения ( 4 учащихся по 1 из группы) - Почему стихотворение начинается с описания картин природы? (чтобы показать человека в его взаимосвязях с природой)

- Что преобладает: природный мир или человеческий? - У Абая природа существует не сама по себе, а тесно связана с человеком, что является особенностью лирики поэта.

- Какие краски вы бы взяли, чтобы передать настроение этого произведения?

Самостоятельная работа (7 мин.)

1) 2 группы нарисуют рисунок к этому стихотворению

2) Остальные напишут мини-сочинение «Весна», какой её видит Абай.

Проверка

1) Чтение мини-сочинений (3-4 учащихся)

2) Выставка рисунков

- Какие строчки можно подписать?

Итог урока

- Какова идея стихотворения? - Двигаясь от мира природы к миру людей, поэт сосредотачивает своё внимание на человеке, его окружении. Вы заметили, что в стихотворении у Абая природа как бы приложена к человеку: все картины мира человека - это яркие живые сценки бытового содержания.

- Достигли мы цели урока?

Д/з

Литература с 217 - 219

«Лето». Подготовить выразительное чтение.

Задания № 1 - 5

© 2010-2022