- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку. 1 класс УМК Школа России
Рабочая программа по русскому языку. 1 класс УМК Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рангина Н.Г. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятельности.
Содержание курса. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников. Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Учебно - тематический план.
№ п/п
тема
Кол-во часов
Из них контрол. работ
1
Наша речь
1
2
Текст, предложение, диалог
2
3
Слово и слог. Ударение.
8
4
Звуки и буквы
37
2
5
Повторение.
2
6
итого
50
Тематическое планирование « Русский язык»
III четверть (10 ч)
№ п/п
Тема урока
Тип урока /
Кол-во часов
Планируемые результаты
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникатив
ные УУД
Регулятивные УУД
Вид контроля
Дата
План/факт
1.
Язык и речь.
Комбинированный.
1 ч.
Уметь различать виды речи: слушание, говорение, чтение, письмо, речь «про себя». Введения понятий «устная и письменная речь»
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Потребность
в общении
со взрослыми и сверстниками.
Умение взаимодейство
вать
со сверстниками и взрослыми
в учебной деятельности.
Тематический
1неделя
2-3.
Предложен
нее и текст.
Комбинированный. 2 ч.
Членение речи на предложения. Общее представление о тексте и предложении как единице речи. Оформление предложений в устной речи и на письме. Общее представление о диалоге.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Поиск и выделение необходимой информации.
Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Умение взаимодейство
вать
со сверстниками и взрослыми
в учебной деятельности.
Текущий
4-7.
Слово.
Комбинированный. 4 ч.
Уметь различать и сравнивать слова, названия, признаки, действия предметов. Знакомства со словарями.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Умение договариваться, находить общее решение.
Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности.
Текущий.
2неделя
8-9.
Слово и слог.
Комбинированный. 2 ч.
Различие слова и слога как минимальные произносительные единицы. Развивать умение разбивать слова на слоги.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.
Готовность к преодолению трудностей. Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Картинный диктант.
I V четверть (40 ч)
10-11.
Ударение.
Комбинированный. 2 ч.
Общее представление
об ударении. Словообразую
щая и смыслоразличительная функции ударения. Графическое обозначение ударения в слове.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Умение договариваться, находить общее решение.
Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности.
Самостоятельная работа.
3неделя
12-13
Перенос слов.
Комбинированный. 2 ч.
Умение переносить слова с «ь» и «й», двойными согласными.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Подведение под понятия, выведение следствий.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности.
Текущий.
14-16.
Звуки и буквы.
Комбинированный. 3 ч.
Уметь различать и сравнивать звуки и буквы, согласные твердые и мягкие.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение.
Целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
Текущий.
4неделя
17.
Алфавит.
Комбинированный. 1 ч.
Общее представление об алфавите. Развивать умение пользоваться алфавитом.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Умение структурировать знания.
Умение договариваться, находить общее решение.
Целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
Текущий.
18.
Алфавит.
Контрольный. 1 ч.
Развивать умение находить слова в словаре учебника и располагать слова по алфавиту.
Умение структурировать знания.
Целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
Самостоятельная работа.
19-20.
Гласные звуки и буквы.
Комбинированный. 2 ч.
Смыслоразличительная роль гласных звуков в слове. Развивать умение различать гласные по их характерным особенностям, правильно произносить гласные звуки.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение.
Умение действовать по плану и планировать.
Текущий.
21.
Слова с буквой Э.
Комбинированный. 1 ч.
Развивать умение различать звук [Э] и обозначать его на письме буквой Э.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Умение структурировать знания.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
Предупредительно-объяснительный диктант.
5неделя
22-26.
Ударные и безударные гласные.
Комбинированный. 5 ч.
Уметь различать ударные и безударные гласные. Знакомство с одним из способов проверки написания гласной буквы в слове. Развитие речи детей.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Готовность к преодолению трудностей. Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Зрительно-слуховой диктант.
27-29.
Согласные звуки и буквы.
Комбинированный. 3 ч.
Развивать умение различать согласный звук [й] и гласный звук [и], обозначать эти звуки буквами. Двойные согласные буквы.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Умение структурировать знания.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Готовность к преодолению трудностей. Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Текущий.
6неделя
30-32.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Комбинированный. 3 ч.
Умение различать мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать их на письме. Роль букв Е, Ё, И, Ю, Я в слове.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Готовность к преодолению трудностей. Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Текущий.
7неделя
33-34.
Мягкий знак.
Комбинированный. 2 ч.
Умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед согласным звуком.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Умение структурировать знания.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Готовность к преодолению трудностей. Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Текущий.
35-38.
Глухие и звонкие согласные звуки.
Комбинированный. 4 ч.
Умение различать парные звонкие и глухие согласные. Умение правильно обозначать согласные звуки в конце слов.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Готовность к преодолению трудностей. Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Проверочно-объяснительный диктант.
8неделя
39.
Шипящие согласные звуки.
Комбинированный. 1 ч.
Умение распознавать, различать и правильно произносить шипящие согласные в слове. Умение составлять текст к рисунку.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Умение структурировать знания.
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
Готовность к преодолению трудностей. Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Текущий.
40-41.
Буквосочетания «чн», «чк», «нч».
Комбинированный. 2 ч.
Умение правильно писать слова с сочетаниями «чн», «чк», «нч».
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности.
Текущий.
9неделя
42-44.
Буквосочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
Комбинированный. 3 ч.
Умение писать слова с буквосочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Умение структурировать знания. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
Умение контролировать процесс и результаты свой деятельности.
Проверочный диктант.
45-46.
Заглавная буква в словах.
Комбинированный. 2 ч.
Умение правильно писать слова с заглавными буквами. Умение правильно употреблять в речи формы обращения к собеседнику.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Умение структурировать знания.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности.
Текущий.
47.
Провероч
ная работа.
Контрольный. 1 ч.
Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Умение контролировать процесс и результаты свой деятельности. Умение адекватно воспринимать оценки.
Диктант.
48-50
Резерв.
Учебно - методическое обеспечение
1.Программа по учебнику « Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого.
2.Учебник. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.
3.Поурочное планирование. Н.Н. Черноиванова, Л.А. Морозова.
Информационно - коммуникативное средство.
Электронное приложение к учебнику. (СD)
Технические средства обучения. 1. Магнитная доска. 2. Персональный компьютер.
4. Экспозиционный экран.