Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык


Тема урока: Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий

Дата: 16.11.2015

Цель:


ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.

Задачи:

формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; формировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки; развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.

Ожидаемый результат:

Знают об особенностях написания имен существительных с шипящим звуком на конце слова, умеют применять правило, будут находить орфограммы в словах на изученное правило

Ключевые идеи/подход: Интеграция новых подходов в преподавании и обучении; создание образовательной среды, диалогическое обучение, оценивание для обучения, оценивание обучения, критическое мышление.

Ссылка: (учебная программа, учебник, методическое пособие и т.д.)

1.Учебная программа по предметам образовательной области «Язык и литература» для 1-4 классов общеобразовательной школы. - Астана, 2013.

2.Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015

3.Учебник для 3 класса общеобразовательной школы «Русский язык»Ход урока

  1. Вводный этап урока.
    Создание коллаборативной среды.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готовы?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

На уроке будь старательными

Будь спокойными и внимательными.

Все пишите, не отставая,

Слушайте, не перебивайте.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

  1. Оформление тетрадей. Тема, вид работы, чистописание

Игра «Буква потерялась»

… ышка, …узей, гро …, ра … ка.

- Сегодня мы будем работать над написанием букв М,м.

Мм

мМм

Дети любят м…розные дни.

Вставить пропущенную букву, разобрать его по членам предложения, обозначить части речи.

  1. Словарная работа:

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (варежки)

Ва-реж-ки (поставить ударение)

Бабушка связала для внучки теплые варежки (обозначит главные члены предложения, у существительных обозначить число и род)

2. Актуализация знаний

Даны слова: молодежь, меч, шалаш, плащ, рожь, мышь, печь.

- На какие группы можно распределить слова?

- Распределите слова на две группы по родам.

- На что обратили внимание?

- Какой можно сделать вывод?

- Обратимся к учебнику и посмотрим, правильно ли мы сделали вывод.

- Откройте учебник на стр. 62 прочитайте вывод - правило.

А почему же так случилось? Послушайте сказку.

Послушайте сказку.

Как-то в волшебной стране Грамматике произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда все стихло, они снова стали в слова собираться. Один только мягкий знак не знает, куда ему встать. Пошел он к словам мужского рода, а они его не берут, говорят, что, не мужское это дело- смягчаться. Они воины. Им нужны, нож, плащ, шалаш для отдыха.

Опечалился Мягкий Знак. Побрел он к словам женского рода. Идет и думает: «Женщины добрые. Они меня не прогонят». И точно, посочувствовали ему женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.

Мягкий Знак был им так благодарен, что с тех пор всегда пишется в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий.

Работа по теме:

Игра "Добавь словечко"

Записать существительные, определить род. Объяснить написание мягкого знака на конце.

Она бывает детской, бывает устной и письменной - … (речь).

Он бывает тупой или острый - … (нож).

Морской, речной бывает он - …(пляж).

Круглый, упругий … (мяч).

Верный, преданный …(товарищ).

Правда лучше, чем …(ложь).

В поле колосится золотая …(рожь).

После вечера наступает …(ночь).

У матери бывает сын и …(дочь).

Физкультминутка

Закрепление нового материала. Работа по карточкам (технология чек-лист)

1 уровень

Выберите нужное место для мягкого знака.

В цирке имен существительных

В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .

2 уровень

Вспомни правило! Вставь мягкий знак в слова, где он нужен.

Сторож…, суш…, брош…, борщ…, матч…, доч…, дрож… , царевич…, меч…, дич…, мыш… , смерч…, плащ…, тиш…, мяч…

3 уровень

Вспомни правило!

У имен существительных женского рода после шипящих мягкий знак пишется.

У имен существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

Вставь мягкий знак в слова, где он нужен.

Сторож…, суш…, брош…, борщ…, матч…, доч…, дрож… , царевич…, меч….

Резервное задание.

Поставьте в единственное число. Запишите в два столбика по родам. Подчеркните мягкий знак в именах существительных женского рода.

Скрипачи, ночи, мячи, чижи, товарищи, мыши, борщи, вещи, лещи, ключи, ножи.

Заключительный этап урока.

Рефлексия

Домашнее задание: стр. 62 выучить правило, 1 уровень стр. 63 упр.174, 2 и 3 уровень стр.62 упр.172




© 2010-2022