- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий
Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хамзина Н.Р. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Русский язык
Тема урока: Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий
Дата: 16.11.2015
Цель:
ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.
Задачи:
формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; формировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки; развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.
Ожидаемый результат:
Знают об особенностях написания имен существительных с шипящим звуком на конце слова, умеют применять правило, будут находить орфограммы в словах на изученное правило
Ключевые идеи/подход: Интеграция новых подходов в преподавании и обучении; создание образовательной среды, диалогическое обучение, оценивание для обучения, оценивание обучения, критическое мышление.
Ссылка: (учебная программа, учебник, методическое пособие и т.д.)
1.Учебная программа по предметам образовательной области «Язык и литература» для 1-4 классов общеобразовательной школы. - Астана, 2013.
2.Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015
3.Учебник для 3 класса общеобразовательной школы «Русский язык»Ход урока
-
Вводный этап урока.
Создание коллаборативной среды.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готовы?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
На уроке будь старательными
Будь спокойными и внимательными.
Все пишите, не отставая,
Слушайте, не перебивайте.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
-
Оформление тетрадей. Тема, вид работы, чистописание
Игра «Буква потерялась»
… ышка, …узей, гро …, ра … ка.
- Сегодня мы будем работать над написанием букв М,м.
Мм
мМм
Дети любят м…розные дни.
Вставить пропущенную букву, разобрать его по членам предложения, обозначить части речи.
-
Словарная работа:
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (варежки)
Ва-реж-ки (поставить ударение)
Бабушка связала для внучки теплые варежки (обозначит главные члены предложения, у существительных обозначить число и род)
2. Актуализация знаний
Даны слова: молодежь, меч, шалаш, плащ, рожь, мышь, печь.
- На какие группы можно распределить слова?
- Распределите слова на две группы по родам.
- На что обратили внимание?
- Какой можно сделать вывод?
- Обратимся к учебнику и посмотрим, правильно ли мы сделали вывод.
- Откройте учебник на стр. 62 прочитайте вывод - правило.
А почему же так случилось? Послушайте сказку.
Послушайте сказку.
Как-то в волшебной стране Грамматике произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда все стихло, они снова стали в слова собираться. Один только мягкий знак не знает, куда ему встать. Пошел он к словам мужского рода, а они его не берут, говорят, что, не мужское это дело- смягчаться. Они воины. Им нужны, нож, плащ, шалаш для отдыха.
Опечалился Мягкий Знак. Побрел он к словам женского рода. Идет и думает: «Женщины добрые. Они меня не прогонят». И точно, посочувствовали ему женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.
Мягкий Знак был им так благодарен, что с тех пор всегда пишется в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий.
Работа по теме:
Игра "Добавь словечко"
Записать существительные, определить род. Объяснить написание мягкого знака на конце.
Она бывает детской, бывает устной и письменной - … (речь).
Он бывает тупой или острый - … (нож).
Морской, речной бывает он - …(пляж).
Круглый, упругий … (мяч).
Верный, преданный …(товарищ).
Правда лучше, чем …(ложь).
В поле колосится золотая …(рожь).
После вечера наступает …(ночь).
У матери бывает сын и …(дочь).
Физкультминутка
Закрепление нового материала. Работа по карточкам (технология чек-лист)
1 уровень
Выберите нужное место для мягкого знака.
В цирке имен существительных
В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .
2 уровень
Вспомни правило! Вставь мягкий знак в слова, где он нужен.
Сторож…, суш…, брош…, борщ…, матч…, доч…, дрож… , царевич…, меч…, дич…, мыш… , смерч…, плащ…, тиш…, мяч…
3 уровень
Вспомни правило!
У имен существительных женского рода после шипящих мягкий знак пишется.
У имен существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
Вставь мягкий знак в слова, где он нужен.
Сторож…, суш…, брош…, борщ…, матч…, доч…, дрож… , царевич…, меч….
Резервное задание.
Поставьте в единственное число. Запишите в два столбика по родам. Подчеркните мягкий знак в именах существительных женского рода.
Скрипачи, ночи, мячи, чижи, товарищи, мыши, борщи, вещи, лещи, ключи, ножи.
Заключительный этап урока.
Рефлексия
Домашнее задание: стр. 62 выучить правило, 1 уровень стр. 63 упр.174, 2 и 3 уровень стр.62 упр.172