Урок по литературному чтению для 3 класса Н. А. Некрасов «Славная осень!»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект открытого урока по литературному чтению в 3 А классе

Учитель Куликова О. Н

Тема. Н. Некрасов «Славная осень!..» Средства художественной выразительности: сравнение.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова и его стихотворением « Славная осень».

Планируемые результаты: осмысленно читать лирические тексты; понимать настроение стихотворения; определять своё собственное отношение. Соотносить литературный текст с художественным образом;Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в тексте, находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

Оборудование: 1. Учебник Литературное чтение 3 класс часть 1

2. Карточки

3. Толковые словари

4. Компьютер

5. 6 шляп

Ход урока.

I Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнём.

II Сообщение темы и целей урока.

тихая

золотая дождливая

застенчивая хмурая

славная

Ребята, прочитайте слова, записанные на карточках, они помогут вам назвать ключевое слово, спрятанное в центре. (осень)

Как вы думаете, как это слово связано с темой нашего урока?

-Да, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением, которое посвятил осени известнейший поэт Алексей Николаевич Некрасов. Мы постараемся с вами представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки, почувствовать запахи.

- А для начала речевая разминка.

III Речевая разминка.

На доске записано стихотворение.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

Папа, мама и ребёнок.

( В. Голяховский)

Прочитайте стихотворение глазками.

О каком природном явлении говорится в стихотворении? (о листопаде)

В какое время года мы можем наблюдать это явление природы?

Какие слова придумал автор? ( Шурш, Шуршиха, Шуршонок)

А зачем он выдумал эти слова? (Чтобы мы услышали шуршание листьев)

Какой звук нужно для этого выделять? (ш)

Как называется такой приём в поэзии? (аллитерация)

Работа с словарями (Парами)

- Что такое аллитерация? (АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных, придающее стиху, особую звуковую выразительность.)

Прочитайте стихотворение хором медленно, быстрее, скороговоркой.

А теперь нужно прочитать стихотворение красиво, а для этого, что нужно сделать? (найти слова, на которые падает логическое ударение, представить картинку и прочитать не торопясь.)

Ребята, а кому из вас нравится осень?

IV Проверка дом. зад.(Сочинения написанные на кленовых листочках)

Прочтите свои сочинения. (дети читают сочинения о любимом времени года)

Да, немногим нравится это время года. Обычно думают: ну что в ней хорошего? Скучная, тоскливая пора. Осенью короче становятся наши прогулки, кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена, и всё вокруг делается тусклым, невзрачным. На самом -то деле она совсем не такая. Из всех времён года осень - самая застенчивая. Начинается осень с особенной тишины. Многие поэты и писатели, художники и композиторы прославляли осеннюю красоту в своих произведениях.

- Всякий ли человек может писать о природе? (нет)

- А каким должен быть этот человек? ( наблюдательным, который любит природу, умеет видеть прекрасное, умеет её понимать)

V. Знакомство с новым материалом.

1. Слово учителя.

- Сегодня мы прочтём ещё одно осеннее стихотворение, которое написал Алексей Николаевич Некрасов и постараемся проникнуться теми чувствами, которые хотел передать нам автор. Уметь слушать стихи и слышать - значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца.

2. Слушание стихотворения

- Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.

3. Проверка первичного восприятия.

- Какие же картины возникли в вашем воображении? ( Я в своём воображении представила Утренний осенний лес. Свежий воздух. Деревья не совсем потеряли свой осенний наряд. Жёлтые, красные, бурые листья шуршат под ногами. Их много, поэтому, кажется, что идёшь по чему-то мягкому, пушистому. И холодная речка, покрытая первым ледком, который автор сравнивает с тающим сахаром.)

- А вот, какие картины представили вы?

- А какие чувства у вас возникли при слушании этого стихотворения? (Чувства радости, настроение восторженное, ободряющее и в то же время ощущение спокойствия)

- А почему именно такие чувства и такое настроение возникло у вас при слушании этого стихотворения? (Это настроение нам задаёт автор)

- Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Чтобы понять, о чём хочет сказать автор в своём поэтическом произведении, нужен особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению. Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном. Как обычно работу над любым произведением мы начинаем со словарной работы.

4. Словарная работа. Работа в парах.(Слова и их значения записаны на отдельных карточках и лежат в конвертах у каждого на столе, нужно соединить слово и его значение)

- Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

СЛАВНАЯ - хороший, приятный, симпатичный

ЯДРЁНЫЙ - свежий, чистый

БОДРИТ - придавать бодрость

СТУДЁНЫЙ- очень холодный

ПРОСТОР - свобода, раздолье

ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) -не лишённый свежести и яркости.

НЕОКРЕПШИЙ (лёд) - слабый, хрупкий.

5. Повторное чтение стихотворения самими уч-ся.

- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и:

-Определите тему стихотворения. (Осень)

- Что такое тема? (Тема - это то, о чём говорится в стихотворении)

- Определите идею стихотворения. (показать красоту осенней природы)

- Что такое идея произведения? (Основная, главная мысль, замысел)

6. Работа группами Метод « Думательных шляп»

Нравится ли осень поэту?

Белая шляпа

Красная шляпа Что понравилось?

Черная шляпа Что не понравилось?

Желтая шляпа Что хорошо?

Зеленая шляпа

Синквей

Осень

Славная, неповторимая

Наступает ,вдохновляет , грустит

Самая необыкновенная пора

Время года

Синяя шляпа

Физкультминутка

Н.А. Некрасов «Железная дорога»

7. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

- Чтобы прочитать это стихотворение выразительно, возьмите карандаш и подчеркните те слова, на которые вы бы сделали логические ударения. Наклонной чертой отметьте паузы. (Дети работают самостоятельно)

- Как мы должны прочитать это стихотворение? (предложения с восклицательными знаками мы читаем с восторгом, с восхищением, для сравнений, которые использует автор, наверно, выберем интонацию загадочности, Обращаем внимание на то, что в конце стихотворения нет законченности предложения, стоит многоточие, тембр голоса снижаем и останавливаемся, как бы с недосказанной мыслью.)

8. Выразительное чтение стихотворения учащимися.( 5 человека)

VI. Биография писателя. (презентация учеников)

Хотелось бы несколько слов сказать о его биографии. Детство и юность Н.А. Некрасова прошло на Волге, где впервые и увидел Некрасов бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжёлую баржу. Их изнурительный труд волновал впечатлительного мальчика до слёз.

Несмотря на то, что Некрасов был сыном помещика, жизнь его была нелегка. Он рано познакомился с жестокостью и грубостью. Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов был человек суровый и своенравный, он очень жестоко эксплуатировал своих крестьян. Когда однажды мать поэта , (она Елена Андреевна была женщиной удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной и полной противоположностью своему грубому мужу) заступилась за крестьян, отец наказал её, привязав в жаркий день к дереву и не позволял даже принести ей воды. Однако этот запрет маленький Некрасов нарушил. Он был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, её посвящал в свои сокровенные мечты. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием своих детей, много читала им, играла для них на фортепиано и пела.

Отец Алексей Сергеевич не разрешал детям общаться с крестьянскими ребятишками. Но в его отсутствие Некрасов убегал к сверстникам в деревню, и эта детская дружба сохранилась на долгие годы. « За нашим садом начинались крестьянские избы…Толпа ребят, как магнитом притягивала брата» - вспоминает сестра поэта Нина Алексеевна. В последствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались дракой. Когда Некрасов уже учился в гимназии и приезжал в деревню на каникулы, общение с приятелями возобновлялись: он пропадал целыми днями, бродил с ними по лесам и отправлялся на реку удить рыбу. Некрасова с крестьянами связывала многолетняя дружба, и, будучи уже поэтом, он посвящал им свои стихи. Он любил приезжать после шумного Петербурга в родные места, поохотиться, повстречаться со знакомыми крестьянами. Николай Алексеевич Некрасов привозил им из города подарки, детям игрушки, вникал в их нужды, переживал их радости и горести, помогал советом и добрым словом.

VII. Чтение стихотворений Некрасова

VIII. Слушание музыки Чайковского Времена года

IX . Рефлексия. Письмо учителю- размышление над стихотворением

1..Я прочитала стихотворение……..

2.Больше всего запомнилось……

3. Понравилось…..

4. Не понравилось…..

5. Мое эмоциональное состояние…..

6. Этот стихотворение учит меня

Х. Итог урока





1.Я прочитала рассказ……..

2.Больше всего запомнилось……

3. Понравилось…..

4. Не понравилось…..

5. Мое эмоциональное состояние…..

Этот рассказ учит меня

1.Я прочитала рассказ……..

2.Больше всего запомнилось……

3. Понравилось…..

4. Не понравилось…..

5. Мое эмоциональное состояние…..

Этот рассказ учит меня

1.Я прочитала рассказ……..

2.Больше всего запомнилось……

3. Понравилось…..

4. Не понравилось…..

5. Мое эмоциональное состояние…..

Этот рассказ учит меня

1.Я прочитала рассказ……..

2.Больше всего запомнилось……

3. Понравилось…..

4. Не понравилось…..

5. Мое эмоциональное состояние…..

Этот рассказ учит меня

1.Я прочитала рассказ……..

2.Больше всего запомнилось……

3. Понравилось…..

4. Не понравилось…..

5. Мое эмоциональное состояние…..

Этот рассказ учит меня

1.Я прочитала рассказ……..

2.Больше всего запомнилось……

3. Понравилось…..

4. Не понравилось…..

5. Мое эмоциональное состояние…..

Этот рассказ учит меня

1.Я прочитала рассказ……..

2.Больше всего запомнилось……

3. Понравилось…..

4. Не понравилось…..

5. Мое эмоциональное состояние…..

Этот рассказ учит меня


© 2010-2022