- Преподавателю
- Начальные классы
- «М. М. Пришвин «Ребята и утята»
«М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Голобокова О.Н. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2
Учитель: Голобокова Ольга Николаевна
Тема: «М. М. Пришвин «Ребята и утята».
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: создать условия для знакомства детей с творчеством М. Пришвина, учить, вслушиваясь в произведение, сопереживать героя произведения анализировать их поступки, определять отношение автора к героям произведения, выражать при чтении и его анализе своё отношение к прочитанному, продолжить формировать представление о животных как «братьях наших меньших», которые нуждаются в нашей защите.
Задачи урока: 1. Формировать навыки выразительного чтения, как средства понимания прочитанного, и деления текста на смысловые части. 2. Развивать воображение детей, внимание, речь, мышление.
3. Воспитывать чувства сострадания, сопереживания, любовь и заботливое отношение к животным, как к «братьям нашим меньшим»; стремление охранять природу.
4. Продолжить работу, направленную на расширение словарного запаса детей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: формирование навыков выразительного и выборочного чтения, чтения про себя и хором, деления текста на смысловые части, понимать смысл прочитанного, развивать читательскую самостоятельность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: формулирование познавательной цели, поиск и выделении информации, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, формирование умения отвечать на вопросы; находить в вопросе ключевое слово; предугадывать развитие той или иной ситуации (прогнозирование), действия; находить доказательства того или иного высказывания. РЕГУЛЯТИВНЫЕ - формирование умения осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель; видеть ошибку и исправлять ее; контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
КОММУНИКАТИВНЫЕ - формирование умения аргументировать своё предположение, мнение; прогнозировать; убеждать и уступать; формирование умения договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
ЛИЧНОСТНЫЕ - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать мотивы поведения главных героев произведения, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. сформировать у обучающихся ценностно-смысловые установки, направленные на охрану окружающей среды; мотивацию к обучению и познанию.
Средства обучения : выставка книг М. Пришвина, компьютер, мультимедийные средства обучения, презентация (24 слайда); карточки: слова - настроения; пословицы, раздаточный материал с домашним заданием; портрет писателя, мимические маски; шапка, "волшебная" палочка, треугольники, круги, смайлики.
Ход урока Этапы урока Ход урока (деятельность учителя)
УУД Коммуникативные Познавательные Регулятивные
Личностные
I.Мотивация к учебной деятельнос-ти - Давайте улыбнемся друг другу. Ведь улыбка создает хорошее настроение. Пожелаем друг другу успехов в учении. Слайд 1 Работа в парах;
волевая саморегуляция эмоционально-положительное восприятие учения II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
- Дети, отгадайте загадку:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой.
(Кошка)
Этот зверь, увидев кошку,
Громко лает у окошка.
Вечно крутится у ног
Рыжий в пятнышках... ( Щенок)
( Дети отгадывают, слайды 2 - 3 или учитель вывешивает рисунки животных)
- Как вы думаете, почему я загадала вам именно эти загадки?( На прошлом уроке мы изучали стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок». Слайд 4)
- Какое было задание на дом? (Составить по рисунку рассказ про цыплёнка. Придумать окончание этой истории . с. 131 № 3, или выразительно читать стихотворение на ваш выбор)
Дети чтитают стихотворение или рассказывают составленный ими рассказ.
- С какими произведениями мы познакомились на последних уроках литературного чтения? Что их объединяет? (Во всех прочитанных произведениях, речь идёт о «братьях наших меньших».) стимулирование учащихся к выражению собственного мнения; -умение организовать общение учащихся друг с другом; -формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его; -культура поведения в учебном диалоге;
высокая степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке; -создание условий для проявления способностей обучающихся: рисование, чтение стихотворений наизусть;
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - сохранять заданную цель; -видеть ошибку и исправлять ее; - контролировать свою деятельность по результату;
-адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность; - эмоционально-положительное восприятие учения; -объективная оценка результатов деятельности;
III. Выявление места и причины затрудне-ния
- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
- Сформулируем цель нашего урока: продолжить знакомство с произведениями из раздела «О братьях наших меньших», учиться бережно относиться к природе и её обитателям. Слайд 5
- Героев произведения, c которыми познакомимся на этом уроке, вы узнаете, отгадав загадку: Слайд 6
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведёт. (Утка и утята.)
Слайд 7
- Что вы знаете об утках?
- Домашних уток вы, наверное, все видели, а дикие утки бывают разные, например, кряква Слайд 8, утка-мандаринка и другие( Слайды 9). В произведении, над которым мы сейчас будем работать, речь пойдёт об уточке чирок-свистунок. Посмотрите на рисунок с изображением этой птицы. (Слайд 10-11)
- Ребята, в названии произведения, с которым мы сегодня познакомимся, из трёх слов отгадки входит только одно, которое стоит во множественном числе. Какое это слово? ( Утята.) Слово прикрепить к магнитной доске или записать на доске.
-Что вы знаете об утятах?
- Ещё одно слово, входящее в название произведения, синоним слову «дети», оно рифмуется со словом «утята». Какое это слово? (Ребята.) Слово прикрепить к магнитной доске или записать на доске.
- Итак, произведение называется « Ребята и утята».
-постановка и формулирование проблемы;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; стимулирование учащихся к выражению собственного мнения; -умение организовать общение учащихся друг с другом; -формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его; -культура поведения в учебном диалоге;
высокая степень познавательной активности; адекватно понимать оценку взрослого; -объективная оценка результатов деятельности; - эмоционально-положительное восприятие учения;
IV. Построение проекта выхода из затрудне -ния
Прогнозирование
- Дети, вы любите фантазировать?
- Давайте попытаемся предугадать, о чём пойдёт речь в рассказе?
- Сколько интересных предположений вы высказали. Молодцы!
Знакомство с творчеством М. М. Пришвина
- Но прежде чем выяснить, чья версия была ближе к авторской, давайте узнаем кто из писателей написал это произведение? (Открывается запись на доске.)
На доске: А. С. Пушкин, М. М. Пришвин, В. Д. Берестов
«Ребята и утята».
- Определите фамилию автора произведения «Ребята и утята», она лишняя в этом ряду? (Пришвин М. М.. Он писал рассказы о природе, остальные - поэты).
- Да, автор этого произведения Пришвин М. М..
(Лишнее на доске стирается). Слайд 12
- Посмотрите на его портрет. (Слайд 13)
- Что можно сказать об этом человеке? (Добрый, располагающий к себе человек).
- А вот перед вами книги, написанные этим человеком.
(Обращается внимание детей на выставку книг М. М. Пришвина).
- Давайте прочтём названия книг. Каждый ряд читает по одному названию книги, вставая.
- Посмотрите внимательно ещё раз на выставку книг. Как вы думаете, о чём они? -стимулирование учащихся к выражению собственного мнения; -использование различных диалоговых приёмов; -культура поведения в учебном диалоге; - выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий в зависимости от конкретных условий;
-целеполагание как постановка учебной задачи;
-планирование, прогнозирование;
- эмоционально-положительное восприятие учения; -объективная оценка результатов деятельности;
V. Реализация построенного проекта
А)Словарная работа.
- Сейчас прочтём рассказ М. М. Пришвина «Ребята и утята». В нём встретится слово «верста». Давайте прочитаем хором, что оно означает. Слайд 14 (Читают со слайда «Верста - это старая русская мера длины, равная 1км 60м»)
- Интересное выражение встретится в тексте «вода спала» Слайд 15. Как вы его понимаете?
- Объясните смысл выражения « перелётывала в величайшем волнении» Слайд 15.
- А теперь прочитаем хором сложные слова, которые встретятся в тексте, сначала медленно, по слогам, затем быстро, целым словом. Слайд 16 - 17
ра-дост-но о-бра-до-ва-лись
за-швы-ря-ли про-дол-жа-ла
пу-те-шест-ви-е пе-ре-лё-ты-ва-ла
дей-стви-тель-но за-пы-лён-ные
Б) Первичное восприятие текста
( Чтение текста подготовленным учеником и учителем до слов: «Я подошёл…».)
-Как вы думаете, а как будут дальше развиваться события.
(Выслушиваются мнения детей).
- А теперь узнаем авторскую версию.
(Завершение чтения текста). стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
-поиск и выделение необходимой информации;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- построение ло-гической цепи рассуждений, анализ, синтез; -планирование, прогнозирование;
анализ прогнозирования; - эмоционально-положительное восприятие учения; -объективная оценка результатов деятельности;
VI. Первичное закрепле-ние во внешней речи
В) Беседа
- Смогли ли мы предугадать события?
- Что вас тронуло больше всего в этом произведении?
- Какие чувства вы испытывали при его прочтении? Почему?
- Найдите и прочитайте в тексте ответ на вопрос: «Почему уточка устроила своё гнездо так далеко от озера?» С. 132.
- Как вы думаете, зачем ребята стали ловить утят?
- Как могли развиваться события, если бы с детьми не встретился главный герой рассказа, от лица которого ведётся повествование?
- Как вы думаете, какие чувства испытывала уточка, когда ловили её птенцов? Работа в парах. На карточках слова, дети отбирают.
-Давайте устроим аукцион слов. (Отчаяние, бессилие, растерянность, страх, сильное волнение…)
- Прочитайте, как вела себя уточка в этот момент (с.132).
- Мальчики, когда ловили утят, думали ли они, что своим поступком кого-то обижают, делают больно кому-то?
- Стали бы вы дружить с такими детьми? Почему?
- Как бы вы поступили, если бы попали в похожую ситуацию, были вместе с теми детьми, которые ловили утят?
- Видели вы когда-нибудь утят?
- Держали ли вы их в руках?
- Вспомните, какие они? (Маленькие, беззащитные). Слайд 18
- Представьте, что вы держите в своих ладонях маленького утёнка. (Учитель демонстрирует: руки перед собой, ладони сложить соответствующим образом).
- Улыбнитесь ему. Как будете держать утёночка? Почему? (Аккуратно, нежно).
- Закройте глаза. Представьте, что волшебник превратил вас в маленьких утят, тех самых, что идут с уткой-мамой к озеру. Вы уменьшились во много-много раз.
- А теперь открыли глаза, встали, повторяйте все за мной, разойдитесь подальше друг от друга.
Физкультминутка
(Учитель проговаривает текст потешки и показывает движения, дети повторяют движения).
- Уточка, луговая,……………………Встаём, руки опущены.
Серая, полевая,………………………Переваливаемся с ноги.
Где ты ночку ночевала?………………..Руки в стороны.
- Под кустиком, под берёзкой.…Присели, руки на колени.
Сама, утя, хожу,………………… Ходим «гусиным» шагом в одну сторону,
Детей своих вожу. …………… в другую сторону.
Сама, утя, поплыву,…………………… Встали, плывём,
Детей своих поведу,…………………… плывём.
Покормлю и на отдых отведу. ……Клюём (движение руками).
- Присядьте за парты, закройте глаза. Помните, мы превратились в маленьких утят. А теперь представьте, к вам подходят несколько мальчиков. Какие они?
- Изобразите мимикой чувства, которые вы бы испытывали, глядя на ребят? Выберите нужную маску - настроение. Прикрепить к магнитной доске.
Г) Работа с мимическими масками
- Вспомните, как дети ловили утят? (Забросали шапками). - Давайте, сравним размеры шапки и утёнка. (Показать шапку).
- Утёнок помещается на вашей ладони, а шапка посмотрите какая. Что можно сказать про них?
- А теперь представьте что в вас, маленьких утят, мальчишки - великаны стали бросать шапки. Что бы вы чувствовали в этот момент?
- Снова закрыли глазки. И ещё одно волшебное превращение сейчас произойдёт с вами. Вы станете героями рассказа, теми самыми мальчиками, которые ловят утят.
- Какие чувства вы бы испытывали, ловя утят? (Восторг, радость, азарт).
- Прочтите слова на слайде 19, какие из них больше подходят мальчикам? Почему?
Жестокие несмышлёные Глупые легкомысленные
- Найдите в тексте, как Пришвин называет ребят? (Глупыши).
- Кто помог ребятам понять, что они совершают ошибку? (Главный герой рассказа, от лица которого ведётся повествование).
- Каким вы представляете себе автора этого рассказа? (Пришвин - человек добрый, мудрый, любящий природу, умеющий охранять и беречь её). Слайд 20
Д) Рассказ о Пришвине подготовленным учеником
(Примерный текст).
М. М. Пришвин прожил долгую жизнь, чуть больше 80 лет (81 год). Он написал много книг для детей и взрослых.
В своих произведениях М. М. Пришвин создаёт особый мир, в котором сказка - продолжение были, а быль удивительна, неожиданна, сказочна. В нём всегда побеждает добро и справедливость.
Все произведения этого писателя проникнуты восхищением красотой природы, человеком - её другом и хозяином.
Е) Продолжение беседы
- С какой интонацией разговаривал главный герой рассказа, от лица которого ведётся повествование с детьми в рассказе? (Строго).
- Найдите, этот отрывок в тексте и прочитайте его. (Отрывок начинается предложением: «Ребята только было собрались закидать шапками мать…» с. 132 и завершается фразой: «- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!» с. 133).
Ж) Работа с мимическими масками.
- Какие чувства испытывали в начале беседы с главным героем рассказа, от лица которого ведётся повествование дети? (Испуг, страх.)
- Что чувствовали они в конце этой беседы? (Раскаяние).
- Как вы думаете, что испытывала уточка-мать, когда ей стали возвращать утяток?(Радость от встречи со своими детьми).
- Что чувствовали утята в такой момент? (Радость от встречи с уткой-мамой).
- Дети, а вам приходилось ли испытывать подобное чувство - радость от встречи после долгой разлуки с мамой или другим дорогим для вас человеком папой, бабушкой?
- Найдите в тексте отрывок, в котором говорится, как взрослый человек -главный герой рассказа провожал уточку с выводком, и прочитайте его. («Радостно снял шапку…» с. 133)
- Послушайте, сколько доброты, нежности в словах: «Счастливый путь, утята!».
- Давайте встанем, и все вместе пожелаем утятам счастливого пути. (Поднимают все руку вверх и машут, учитель машет с шапкой в руке).
- Счастливый путь, утята! - умение выражать свои мысли; -использование различных диалоговых приёмов; -культура поведения в учебном диалоге;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - построение ло-гической цепи рассуждений, анализ, синтез; поиск и выделении информации; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - видеть ошибку и исправлять ее; - контролировать свою деятельность по результату - формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность; - эмоционально-положительное восприятие учения; -объективная оценка результатов деятельности;
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Деление текста на части:
а) самостоятельная работа в группах
- Давайте перечитаем текст и разделим его на смысловые части. Пункты плана записаны на слайде 21 (доске), перечитаем их хором.
1) В озеро на свободу.
2) Охрана утят матерью.
3) Тут их увидели утята.
4) Беседа автора с детьми.
5) Возвращение утят матери.
6) До свидания, утята.
- Задание дано. Читайте про себя. (Читают 2-3 минуты).
б) проверка выполненной работы Дети читают один пункт плана на доске, а затем соответствующую смысловую часть.
-умение организовать общение уча-щихся друг с другом;
-формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
-культура поведения в учебном диалоге;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность; - эмоционально-положительное восприятие учения; -объективная оценка результатов деятельности;
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Деление пословиц на смысловые группы( работа в парах)
- Выполните задание на внимание. Оно записано на карточках. Даю вам две минуты.
Задания на карточках.
а) для слабых детей:
Разделите данные пословицы на две группы. О ком они? Первую группу пословиц обведите кружком, вторую - треугольником.
б) для сильных детей:
На какие группы можно разделить данные пословицы. О ком они? Слайд 22
При солнышке тепло, при матери добро.
Гляди глазами, да не тронь руками.
Повинную голову и меч не сечёт.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Сумел ошибиться, сумей и поправиться.
- На какие группы вы разделили пословицы? Слайд 23 (Пословицы о матери - утке и пословицы о ребятах).
- Прочитайте пословицы о матери - утке.
- Прочитайте пословицы о ребятах.
-умение организовать общение уча-щихся друг с другом;
-формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
-культура поведения в учебном диалоге;
- выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий в зависимости от конкретных условий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность; - эмоционально-положительное восприятие учения; -объективная оценка результатов деятельности;
X. Домашнее задание.
- Сегодня вы получите домашнее задание с секретом. Выберите себе карточку.
- У кого на карточке нарисована уточка, поднимите руки. Ваше домашнее задание: пересказ рассказа от лица уточки.
- Поднимите руки, у кого изображён мальчик. Ваше домашнее задание: пересказ от лица мальчика, ловившего с друзьями утят.
- *Дополнительное задание: найти и прочитать любое произведение М. М. Пришвина.
выбор и восприятие учебной задачи;
- эмоционально-положительное восприятие учения;
IX. Рефлексия учебной деятельнос-ти - Мы с вами говорили, что каждое литературное произведение чему-то учит читателя. Какой урок преподал нам Пришвин в произведении "Ребята и утята"? - О чём автор заставил нас задуматься? - Можно ли так поступать как поступили мальчики с утятами? Почему? - Какой урок вы извлекли для себя? - Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
Самооценка с помощью смайликов: зелёного, желтого, красного.
- Спасибо всем. Вы хорошо потрудились на уроке. Я хотела бы закончить урок словами Слайд 24: «Остановись. Присядь. Нагнись и под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе с родни». Давайте будем внимательны к окружающей нас природе и друг другу!
- умение организовать общение уча-щихся друг с другом;
-формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
-культура поведения в учебном диалоге;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - построение ло-гической цепи рассуждений; - контролировать свою деятельность по результату; -адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - эмоционально-положительное восприятие учения; -объективная оценка результатов деятельности
Интернет ресурсы:
mobil-photo.blogspot.ru/2012/01/blog-post_20.html картинка с бабочкой
redbas.ru/photo/zhivotnye/fotografija_3/3-0-1184 фото кошки и собаки
platpaul.livejournal.com/117620.html картинка "Солнышко"
tamgdeya.ru/photo2361 фото кошки
koshki-sobaki.com/board/boarddetail9373.html фото щенка
octeoxondroz.ru/smtp/page/planirovanie-urokov-fizkulturi-vo-2-k… картинка с божьей коровкой
forum.u-samovara.ru/index.php?showtopic=1198 фоновая картинка с рамкой
nevsepic.com.ua/fotografii-i-fotoraboty/3045-okruzhayuschiy-mir… утка-мандаринка
ofenihuw.sourceforge.net/drake-pictures-duck.php кряква
clubneva.com/ohota/ohota-na-utok/chirok-svistunok-svistun-c… Чирок - свистунок самец
animalbox.ru/birds/chirok-svistunok Чирок - свистунок самка
epochtimes.ru/content/view/56355/45/ Портрет Михаила Пришвина
lehow.co-ltd.org/16/fonovie-risunki-prezentaciya/ фоновая картинка с листом из тетради
bobrolet.ru/2010/05/1559-utyata/ фото утёнка
ped-kopilka.ru/photos/photo2086.html рисунок утки
tendencylila.blogspot.com/ рисунок мальчика.