- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект: «Космическая Одиссея или есть ли жизнь на других планетах»
Проект: «Космическая Одиссея или есть ли жизнь на других планетах»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Циприс М.П. |
Дата | 11.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Подготовили:
Циприс Марина Петровна, учитель начальных классов 1 категории
Плотников Алексей, ученик 2 «А» класса
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»,
г. Риддер, Восточно-Казахстанская область
Введение Я очень люблю смотреть в ночное небо и наблюдать за звездами, которые ярко мерцают в темноте. Кажется, что протянешь руку и возьмешь одну из них. Но на самом деле это не так. Когда я рассматривал энциклопедию о космосе, то видел, что помимо звезд, которые мы видим без телескопа, в космосе есть еще и планеты, астероиды, туманности, черные дыры, которые можно увидеть только при наличии специальных астрономических приборов. И все ученые утверждают, что на всех планетах Солнечной системы, кроме Земли, нет никаких живых организмов. Мне стало интересно, а почему? Почему на других планетах нет растений? Мы решили узнать, что знают учащиеся нашего класса о солнечной системе, интересует ли данный вопрос их, поэтому провели анкетирование
Анкета
- Интересует ли тебя тема космоса? (да, нет)
- Что такое Солнечная система? (дай ответ)
- Как ты думаешь, если жизнь на других планетах? (поясни свой ответ)
Собранные данные анкеты представлены в диаграмме
Интересует ли тебя тема космоса? Что такое Солнечная система? Интересует - 26 человек Знают - 2 человека Нет - 0 человек Не знают - 24 человека
Как ты думаешь, если жизнь на других планетах?
Да - 1 человек Нет - 3 человека Не знаю - 22 человека Результат:
- Обработав результаты, полученные из анкет, я убедился, что тема космоса интересует всех 26 опрошенных учащихся
- Что такое Солнечная система знают 2 человека из 26 учащихся.
- Только 3 человека предполагает, что на других планетах нет условий для жизни, но доказать на примерах не смогли; не знают ответ на данный вопрос - 22 человека. Положительный ответ дал 1 учащийся.
Вывод: Большую часть детей нашего класса интересует тема космоса, но они имеет мало информации по данной теме, ответить с доказательствами на мой проблемный ответ, не смог ни один человек.
Цель проекта: Экспериментальным путем установить условия, необходимые для жизнедеятельности растений и доказать, что они есть только на планете Земля
Задачи проекта:
- расширить знания о планетах Солнечной системы;
- уточнить условия для роста и развития растений;
- поставить эксперимент по теме проекта, сделать выводы
На других планетах Солнечной системы, кроме Земли нет условий для роста и развития растений
Методы:
- Аналитический (изучение литературных источников)
- Практический (постановка эксперимента)
Предмет исследования: условия, необходимые для жизнедеятельности растений
- Теоретическая часть
Все объекты Солнечной системы удерживаются за счет силы притяжения Солнца, и все они вращаются вокруг него на одном уровне. Поэтому на Земле и других планетах происходит смена времен года. Все объекты Солнечной системы вращаются вокруг своей оси (исключение - Венера и Уран). Поэтому на планетах происходит смена дня и ночи. Меркурий - это планета, которая находится ближе всего к Солнцу. На Меркурии нет атмосферы, небо там темное, как ночь, и всегда ярко светит Солнце. Поэтому там очень жарко днем и очень холодно ночью.
После Меркурия идет Венера - сестра Земли, скрытая вечными облаками. На ее поверхности очень высокая температура, более 450 градусов Цельсия. Атмосфера состоит из ядовитых газов.
Наша планета - Земля. Атмосфера Земли в основном состоит из азота и кислорода. 70 % поверхности Земли находится под водой. Почва, вода, умеренное тепло и кислород делают возможным жизнь на Земле.
Очень загадочная пустынная планета - Марс. Ее называют красной потому, что в почве содержится много железа. На Марсе нет атмосферы, но обнаружены следы воды.
Самая большая планета Солнечной системы - Юпитер. Юпитер - это сгусток газа, у которого нет твердой почвы. Кислорода на Юпитере нет.
Шестая планета-гигант - Сатурн, которая как и Юпитер состоит из газа. Сатурн окружают кольца из частиц льда и камня.
Нептун - газовая планета, достаточно далеко удалена от Солнца.
Уран - самая легкая планета. Она вращается «лежа на боку», поэтому на ней происходит очень резкая смена времен года. Уран - это тоже газовый шарик, не имеющий грунта.
Последняя планета - это Плутон, даже не планета, а астероид. Плутон покрыт льдом. На этой плане
1.2 «Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы?»
Основываясь на своих наблюдениях за растениями в окружающей меня природе, я понял, что растениям для их жизнедеятельности необходимы следующие факторы роста: почва, воздух, вода, свет, тепло. По данным учёных:
Условия
планеты
почва
воздух
вода
свет
тепло
Меркурий
нет
нет
в виде льда
расположен неравномерно
высокая
температура
Венера
нет
нет
очень мало
такой, как на Земле в пасмурный день
высокая
температура
Земля
да
да
да
да
Да
Марс
нет
нет
нет
есть
Нет
Юпитер
нет
нет
низкая концентрация воды в атмосфере
слабый солнечный свет
нет
Сатурн
нет
нет
нет
Тусклый
Нет
Уран
нет
нет
в виде льда
нет
Нет
Нептун
нет
нет
в виде льда
планета излучает свет больше, чем получает от Солнца
нет
Плутон
нет
нет
нет
нет
Нет
Проведём эксперимент и наблюдения за ростом и развитием растений, в средах, приближённых к средам планет Солнечной системы
2. Практическая часть
Для эксперимента мы взяли семена цветка Космеи (Cosmos на латыни). Этот красивый, неприхотливый цветок отличается высокой степенью холодостойкости. Растение любит свет и может выдерживать периоды засухи. Посадили семена растения в почву, поливали 1 раз в 3 дня, днем выставляли цветы на открытый воздух, через 20 дней растения зацвели. В ходе эксперимента мы изменили один из факторов развития. Полученные данные представлены в таблице
Условия Описание работы среда, приближённая к планете
Результат Изображение опыта
Нет воздуха
растение помесили в полиэтиленовый пакет Марс, Меркурий. Венера, Юпитер, Уран, Сатурн, Плутон
Растение завяло
свет
Растение поместили в шкаф
Уран, Плутон
Растение погибло
вода
Растение поместили в морозильную камеру
Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Юпитер, Плутон
Растение замёрзло и погибло
нет тепла
Растение поместили в морозильную камеру
Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Юпитер, Плутон
Растение замёрзло и погибло
Много тепла
Растение в микроволновой печи
Плутон, Марс, Сатурн
Растение сгорело
Делаем вывод:
Если ограничить хотя бы 1 из условий для жизни и роста растений, как показывает эксперимент, то растение погибает. Меркурий, Венера - планеты, расположенные слишком близко к Солнцу, растения на них погибнут от высокой температуры. На Марсе нет воздуха и воды, поэтому растения на Марсе не вырастут. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун - не имеют почвы, не имеют воздуха, более удалены от Солнца - растения не смогут развиваться в таких условиях. Плутон - даже если предположить, что он имеет атмосферу и воду, он слишком удален от Солнца, на Плутоне очень холодно, растения замерзнут. Ни на одной из планет Солнечной системы, кроме Земли, не существует одновременно 5 факторов жизнедеятельности. Поэтому я думаю, что жизнь на других планетах отсутствует. Именно поэтому люди должны бережно относиться к природным ресурсам нашей планеты.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой похожей, нету!
( Я.Аким)
9