Краеведение «Мой край родной

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ИМПУЛЬС»













УТВЕРЖДЕНО

на методическом совете

«___» ___________ 20 г

Директор МАОУДО

«Детско-юношеский центр «Импульс»

_________ А.М. Мясников





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА





по краеведению



«Мой край родной»





возрастной состав учащихся 7-10 лет



продолжительность образовательного процесса 3 года (2-4 кл.)



















Составитель:



педагог дополнительного образования

Братчикова Светлана Дмитриевна,

учитель начальных классов высшей категории

МОУ Платошинская СОШ.

Информационная карта образовательной программы

Ф. И. О. педагога дополнительного образования

Братчиковой Светланы Дмитриевны

Квалификационная категория высшая, дата окончания _15 января 2015 года

1. Направление деятельности Туристско-краеведческое 2. Образовательная область Краеведческая 3. Форма и название творческого объединения (кружка, студии, секции, группы, ансамбля и т.д) Кружок «Мой край родной» 4. Название образовательной программы «Мой край родной».
5. Вид программы Авторизованная 6. Продолжительность образовательного процесса 3 года. 7. Возраст обучающихся 2-4 классы (7-10 лет) 8. Форма организации образовательного процесса Групповая 9. Форма организации содержания и педагогической деятельности Комплексная 10. Достижения обучающихся (на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях) Участие

Пояснительная записка.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачёв
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа - первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Работая с малышами, которые пришли из детского сада, всё больше убеждаюсь в том, что дети хотят больше знать о своём городе, районе. К сожалению, замечаю, что многие ребята не владеют элементарными знаниями о родном городе. Для пополнения их «багажа знаний» приходится проводить тематические мероприятия на классных часах. На основе накопленного материала возникла идея создания самостоятельного курса краеведения, целью которого стало бы расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре родного края, литературе, природе. Только так, на мой взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине. Не дублируя уроки природоведения, истории, чтения, опираясь на знания детей в этих областях, необходимо дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимание взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Актуальность программы: В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение - важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края - одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой. Основная цель программы: формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом исторического пути народов Пермского края. Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Пермского края, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности;
  • учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
  • совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
  • развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
  • воспитывать у детей желание к совместной деятельности.


Программа «Мой край родной» может быть использована учителями начальных классов, работающими в Пермском крае, Пермском районе, на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение» и резервного времени в изучении учебных тем, а также на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня. Для внедрения программы можно использовать часы вариативной части учебного плана, а также часы, отводимые на кружковую работу и классные часы. Программу можно рассматривать в качестве дополнительной к основной общеобразовательной программе начальных классов.

Организационно-педагогические основы обучения: Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 2-4 классов в возрасте 7-10 лет. Занятия проводятся из расчёта 68 часа в год.
Педагогические условия реализации программы: В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются: • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; • доброжелательный психологический климат на занятиях; • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; • оптимальное сочетание форм деятельности; • доступность. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
На занятиях рекомендуется использовать ИК - технологии и возможности сети Интернет. Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки, праздники народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной активности у ребят;

  • увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);

  • участие в различных конкурсах;

  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;

  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;

  • проведение занятий совместно с родителями.


Учебно-тематический план 1 года обучения.

2 класс.





Название темы


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Географическо - историческое краеведение.

9

11

20

2.

Известные люди.

2

4

6

3.

Народная культура.

3

3

6

4

Растительность пермских лесов.

4

4

8

4.

Православное краеведение.

2

2

4

5.

Литературное краеведение.

4

8

12

6.

Экологическое краеведение

2

2

4

7.

Экскурсионно-исследовательское направление.

2

6

8

Итого:

28

40

68




Содержание программы 1 года обучения: 1. Вводное занятие.

1) Знакомство с предметом: Зачем необходимо знать свой край? Ознакомление с программой. 2) Правила ТБ. Правила ТБ на занятиях, экскурсиях и в быту.



Тема 1: Географическое краеведение (4 часа) Теория: Наш край родной. Месторасположение на карте. Адрес и район школы. Практические работы: Выставка рисунков «Любимый уголок». Экскурсия в осенний лес. Тема 2: Историческое краеведение (16 часов) Теория: Наше село Платошино. Историческое прошлое. Улицы Школьная, Пионерская, Владимирова. (экскурсии по улицам села Платошино). Платошинцы - герои Великой Отечественной войны. Улица в честь героя. Современные здания. Старинные здания вчера и сегодня. (автобусная экскурсия в Хохловку). Растительный и животный мир Пермского района. Первая школа в селе. Экскурсия к месту, где находилась старая школа. Ими гордится наша школа. Практические работы: Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых Дню села. Оформление выставки. Памятные даты села. Презентации на тему: «Мой любимый уголок в селе» Экскурсия - по улице Владимирова, названная в честь героя афганской войны. Выполнение проекта - «Какой я вижу школу, село будущего».
Тема 3: Народная культура (6 часов) Теория: Народности нашего села и края. Пермь - театральная. Театр юного зрителя - ТЮЗ. Областной драматический театр. Концертный зал областной филармонии. Практические работы: Выполнение проекта - «Интересное из жизни моего народа». Экскурсии -Посещение ТЮЗа, Драмтеатра.
Тема 4: Православное краеведение (4 часа) Теория: Русский праздник «Рождественская неделя» с песнями, играми и гаданиями. Практические работы: Игры в Рождественскую неделю.

Тема 5: Литературное краеведение (12 часа) Теория: пермские писатели для детей. Знакомство с книгой «Литература Прикамья». Пермские писатели.

1) Л. Кузьмин: Биография писателя. Чтение его произведений и стихов: «Башмаки - простаки», «Капитан Коко и Зелёное Стёклышко», «Шагал один чудак». Составление кроссворда по книгам Кузьмина.

2) Е. Трутнева: Биография писательницы. Чтение стихов Трутневой. Конкурс на лучшего чтеца.

3) А. Тумбасов: Чтение книг писателя: «Смелый гриб», «Дрёма луговая», «Капельки». Обсуждение прочитанного. Конкурс рисунков - выставка. 4) Б. Ширшов: Биография писателя. «100 загадок» Шишова. Разгадывание загадок. Чтение стихов о своём крае Ширшова. Выставка книг писателей.
Практические работы: чтение и заучивание стихов о родном крае. Литературная гостиная - «Мой любимый край» (стихи о Пермском крае).
Тема 6: Экологическое краеведение (4часа) Теория: Что ты знаешь об экологии? Забота о зелёном друге. Охрана животного мира родного края. Практическая работа: Игра «Заповеди природы».

Тема 7: Экскурсионно-исследовательское направление (8 часов) Теория: Города Пермского края. Экскурсия «Мой дом, улица, школа». Мир чистой воды. Практика: рассмотрение детских площадок и аттракционов у дома. Конкурс - выставка рисунков «Мой двор». Исследовательская работа - «Улица, на которой находится наша школа».

Ожидаемые результаты 1-го года обучения -

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о своём селе, районе, городе;

  • основы исторического прошлого родного села;

  • сведения о своей школе и её героях;

  • историю своего села;

  • музеи и театры города;

  • названия улиц в своём селе и почему их так назвали;

  • 2-3 произведения Пермских авторов;

  • что изучает наука экология;

  • основные заповеди природы;

  • зимние православные праздники.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;

  • целенаправленно читать литературу по определённой теме;

  • различать историко-архитектурные объекты в городе;

  • вести себя в общественном месте, в природе.

Учебно-тематический план 2 года обучения.

3 класс.





Название темы.


Количество часов

Теория.

Практика.

Всего.

1.

Историческое краеведение.

5

6

11

2.

Народная культура.

1

9

10

3.

Православное краеведение.

2

1

3

4.

Литературное краеведение.

1

1

2

5.

Географическое краеведение.

1

1

2

6.

Экологическое краеведение


1

1

7.

Экскурсионно-исследовательское направление, производственные экскурсии.

1

4

5

Итого:

11

23

34

Содержание программы 2 года обучения:


Тема 1: Историческое краеведение (11 часов) Теория: Символика Пермского края. Промышленные объекты Пермского края. Улицы города. Пермская область в 1941-1945 годы. Пермяки - герои Великой Отечественной войны. Практические работы: Подарок своими руками ветеранам ВОВ. Экскурсии «Достопримечательности города».
Тема 2: Народная культура (10 часов) Теория: Народности нашего края. Пермь - театральная. Театр юного зрителя - ТЮЗ. Областной драматический театр. Концертный зал областной филармонии. Театр оперы и балета. Фольклор Пермских народов. Практические работы: Разучивание игр, песен и танцев разных народностей Пермского края. Посещение ТЮЗа, Драмтеатра.
Тема 3: Православное краеведение (3 часа) Теория и практика: Православные храмы и соборы. Знакомство с историей храмов различных конфессий города. Посещение церкви. Экскурсия в Белогорский монастырь.
Тема 4: Литературное краеведение (2 часа) Теория: О чём расскажут улицы города? Практические работы: Литературная гостиная «Любимый город».
Тема 5: Географическое краеведение (2 часа) Теория: Природа нашего края. Практические работы: проект - «Любимый уголок родного края».
Тема 6: Экологическое краеведение (1час) Практические работы: Занимательные задачи о родном крае.

Тема 7: Экскурсионно-исследовательское направление, производственные экскурсии (5 часов) Теория: Фабрика игрушки в г. Пермь. Птицефабрика в с Платошино.
Практические работы: производственная экскурсия на птицефабрику.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения -

Учащиеся должны знать:

  • государственную символику Пермского края;

  • военное прошлое родного города;

  • основные улицы родного города, историю их названия;

  • музеи и театры города;

  • особенности природы своего края: водоёмы, растения, животные;

  • названия растений, животных, характерных для своей местности;

  • отличительные особенности храмов различных конфессий г. Пермь;

  • 3-4 промышленных предприятия Пермского края;

  • стихи и песни о родном крае.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;

  • уметь работать над проектом;

  • различать историко-архитектурные объекты в городе;

  • правильно вести себя в общественном месте,

  • различать наиболее распространённые в Пермском крае виды растений и виды животных;

  • охранять растения и животных.

Учебно-тематический план 3 года обучения.

4 класс.






Название темы.


Количество часов

Теория.

Практика.

Всего.

1.

Историческое краеведение.

2

3

5

2.

Географическое краеведение.

6

3

9

3.

Экологическое краеведение

3

7

10

4.

Экскурсионно-исследовательское направление, производственные экскурсии.

2

8

10

Итого:

13

21

34


Содержание программы 3 года обучения:


Тема 1: Историческое краеведение (5 часов) Теория: Пермский округ в годы войны. Пермяки - герои Великой Отечественной войны. История Армии. Практические работы: Встреча с интересными людьми.
Тема 2: Географическое краеведение (9 часов) Теория: Природа нашего края. Формы поверхности нашего края. Загадочные и удивительные пещеры Пермского края . Водоёмы. Растительность и животный мир. Что даёт нам наш край родной. Практические работы: исследование Кунгурской пещеры. (4-х часовая экскурсия) Что даёт нам наш край родной.
Тема 3: Экологическое краеведение (10часов)

Теория: заповедник басеги пермский край

заповедник (8-ми часовая экскурсия). Практические работы: решение экологических задач «Помоги Почемучке!» Игра - «Что ты знаешь об экологии».

Тема 4: Экскурсионно-исследовательское направление (10 часов) Теория: Набережные и мосты Перми. Аэродромы. Профессия лётчика. Страусиная ферма. Практические работы: Оформление исследовательских работ - «Животный и растительный мир», «Животный и растительный мир : заповедник басеги пермский край ». Экскурсия в музей г. Кунгур. Экскурсия на страусиную ферму «В гости к бабе Фросе».


Ожидаемые результаты 3-го года обучения -

Учащиеся должны знать:

  • особенности природы своего края (положение на карте), погоды и её изменений по временам года, наиболее распространённые виды почв;

  • формы поверхности нашей области;

  • важнейшие полезные ископаемые и их использование в народном хозяйстве своего края;

  • о заповеднике басеги пермский край ;

  • историческое прошлое родного края( история Армии, герои-пермяки ВОВ);

  • историко-архитектурные памятники;

  • что даёт нам наш край родной.

Учащиеся должны уметь:

  • различать историко-архитектурные объекты в городе;

  • правильно вести себя в общественном месте;

  • определять изученные свойства полезных ископаемых, воды, местных почв;

  • различать наиболее распространённые в Пермском крае растения и животные;

  • охранять растения и животных.

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.

  • презентовать свою работу.

Календарно - тематическое планирование курса

за 2 класс


п/п



Занятие

Кол.

час.



Дата

1-2 Наш край родной. Месторасположение на карте. Адрес и район школы.

2


3 Беседа «Мы - платошинцы».

1


3-5 Экскурсия «Мой дом, улица, школа». Аттракционы у дома. «Треугольный сквер»

2


6 Конкурс - выставка рисунков «Мой двор».

1


7-8

Праздник «День пожилого человека». Встреча с уважаемыми людьми села.

Прогулка по центральной улице Платошина.

2


9 Экскурсия в осенний лес.

1


10 Выставка рисунков «Любимый уголок».

1


11-12 Улицы Школьная, Пионерская, Владимирова. (экскурсии по улицам села Платошина).

2


13-14 Исследовательская работа «Улица, на которой находится наша школа».

2


15 Беседа «Улица Владимирова»

1


16 Обзорная пешеходная экскурсия по улицам села.

1


17-18 Презентации на тему: «Мой любимый уголок в селе»

2


19-20 Выполнение проекта - «Какой я вижу школу, село будущего».

2


21-22


Русский праздник «Рождественская неделя» с песнями, играми и гаданиями.

2


23-24 Игры в Рождественскую неделю.

2


25-26 Народности нашего села и края.

2


27-30 Пермь - театральная. Театр юного зрителя - ТЮЗ. (экскурсия - посещение)

4


30-34 Областной драматический театр. (экскурсия - посещение)

4


34-38 Концертный зал областной филармонии. (экскурсия)

4


39-40 Выполнение проекта - «Интересное из жизни моего народа».

2


41-42
Пермские писатели для детей.

2






43-44 Знакомство с книгой «Литература Прикамья». Чтение и заучивание стихов о родном крае.

2


45-46 Литературная гостиная - «Мой любимый край» (стихи о Пермском крае).

2


48-49 Посещение библиотеки. Рассматривание книг Пермских авторов.

2






50 Что ты знаешь об экологии? Забота о зелёном друге.

1


51 Охрана животного мира родного края.

1


52-53 Практическая работа: Игра «Заповеди природы».

2






54 Дискуссия « Какой я вижу школу будущего». Выставка рисунков.

1


55 Посещение драмтеатра.

2


56 Экскурсия на речку Бабка «Мир чистой воды».

2


57-58 Викторина «Наш край».

2


59-60 Беседа «Ими гордится наша школа».

1


61-62 Посещение выставки «Древние животные Пермского края». Просмотр научного фильма.

2


61-64 Подведение итогов. Фотовыставка «Где мы были в Платошино»

2



Календарно - тематическое планирование курса

за 3 класс


п/п



Занятие

Кол.

час.



Дата

1-4

День Знаний. Экскурсия в лес. Посещение огорода лекарственных растений.

4


5-6

Прогулка по городу.

2


7

Конкурс стихов, посвящённый родному краю.

1


8.

Библиотечный урок «О чём расскажут улицы города»

1


9-10

Обзорная автобусная экскурсия «Улицы моего города»

2


11

Викторина «Улицы города»

1


12

Беседа «Символика Пермского края».

1


13-14

Экскурсия «Пермь - театральная»

2


15-16

Посещение драмтеатра. Новогоднее представление.

2


17-20

Работа в группах. Составление презентаций «Достопримечательности города».

4


21-22

Весёлый калейдоскоп. Фольклорно-развлекательная программа в с. Ферма.

2


23

Беседа «Природа нашего края». Просмотр видеофильма.

1


24

Экскурсия «В гости к …»

1


25

Чтение книги «Созвездие Славы»

1


26

Экскурсия в Музей Боевой Славы .

1


27

Встреча с интересными людьми (Ветераны труда и ВОв).

1


28-29

Путешествие в с. Хохловка

2


30.

Занимательные задачи о родном крае.

1


31-33

Православные храмы и соборы.

3


34

Подведение итогов. Фотовыставка.

1


Календарно - тематическое планирование курса

за 4 класс


п/п



Занятие

Кол.

час.



Дата

1.

День Знаний. Экскурсия в парк.

1


2-9

Экскурсия в заповедник басеги пермский край

8


10

Семинар «Формы поверхности нашего края».

1


11-13

Занятие на колёсах. «Загадочные Уральские горы».

3


14

Беседа «Водоёмы Пермского края»

1


15-16

Экскурсия «Набережные и мосты Перми».

2


17

Работа в группах «Растительность малой Родины»

1


18

Работа в группах «Животный мир Пермского края».

1


19

Викторина «Помоги почемучке!»

1


20-21

Экскурсия в музей г. Кунгур.

2


22-

Праздник «Что даёт нам наш край родной»

1


23

В гости к военным лётчикам (посещение Военного аэродрома)

1


24

Чтение и обсуждение книги «Созвездие славы».

1


25

Встреча с интересными людьми.

1


26-27

Пермский край в годы войны. Возложение цветов на могилу Неизвестного солдата.

2


28-31

Экскурсия на страусиную ферму «В гости к бабе Фросе»

4


32

КВН «Моя Малая Родина»

1


33

Викторина «Что ты знаешь об экологии»

1


34

Итоговое занятие. Беседа «Пермь вчера, сегодня, завтра». Награждение лучших учащихся.

1
















Методическое обеспечение программы. Методические рекомендации Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия, экскурсии. В ходе занятий ребята выполняют исследовательские работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в дискуссиях. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Дидактические средства могут быть представлены в виде презентаций, докладов, рисунков, сообщений для усвоения детьми. Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления. Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях краеведческого кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Темы для бесед: «Мы - пермяки», «Улица Владимирова», «Ими гордится наша школа», «Символика Пермского края», «Водоёмы Пермского края», «Природа нашего края», « Пермский край в годы войны», «Пермь вчера, сегодня, завтра».
Конкурсы: Конкурс - выставка рисунков «Мой двор»; конкурс рисунков, посвящённых Дню города; конкурс стихов , посвящённые родному краю.
Выставки: «Древние животные Пермского края». Фотовыставка «Где мы были в Перми», « Какой я вижу школу будущего».
Экскурсии: «Мой дом, улица, школа», обзорная пешеходная Экскурсия по селу, автобусная экскурсия «Первые школы и Гимназии города Пермь», « Какой я вижу школу будущего», экскурсия в Центр славянской культуры, автобусная экскурсия по городу, экскурсия в музеи Перми и Кунгура, прогулка по Белому городу, обзорная автобусная экскурсия «Улицы моего города», экскурсия «Пермь - театральная», Православные храмы и соборы , экскурсия в парк « Горького», экскурсия на страусиную ферму «В гости к бабе Фросе».
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- беседы;

- практикумы;

- интеллектуальные игры;

- занятия на колёсах;

-библиотечные уроки;

- дискуссии;

- творческие работы;

- исследования;

- экскурсии;

- путешествия;

- викторины;

- встречи с интересными людьми;

- конкурсы;

- КВН;

- праздники;

- выставки;

- походы с осмотром краеведческих объектов.


Дидактические игры:

  • «Помоги почемучке!»
  1. Почему зимой не свиристит кузнечик, не слышно гудение шмеля и писка комара?
  2. Почему бытует народное выражение «чибис на хвосте воду принёс»?
  3. Почему змеи считаются очень полезными пресмыкающимися?
  4. Почему пищит комар?
  5. Почему лягушек и жаб полезно держать в садах и огородах?
  6. Почему щука - хищник летом не опасна для окружающих?
  7. Почему рака считают санитаром водоёма?
  8. Почему птицы во сне не сваливаются с ветки, на которой сидят?

  • «Закончи предложение!»
  1. Пермский край граничит с …
  2. Я живу в городе …
  3. В нашем крае добывают…
  4. Крупные водоёмы Пермского края …
  5. Нефть применяют ….
  6. Охраняемые растения родного края…

  • «Да или нет!»
Имеются ли в Пермском крае
  1. Заповедники
  2. Заказники
  3. Памятники природы
  4. Моря
  5. Рогатые орехи
  6. Болота
  7. Горы …. и какие?

  • «Какие рыбы спрятались?»

Бовал

Знаас

Торёс

Дукса

Тапвол

Алгебу


  • «Назови лишнее»

Лотос, кувшинка, чилим, одуванчик, кубышка.


  • «Составь слова»

Составь как можно больше слов из слова «Пермский»


  • «Угадай, чьё это меню»

  1. Черви, мухи, муравьи, комары.

  2. Гниющие листья, растения, корневища.

  3. Мальки, головастики, лягушата.

  4. Насекомые, улитки, клопы, пчёлы, черви.


  • «Составь пары»

Комары

Мокрицы

Миноги

Иволги

Рачки

Птицы

Насекомые

Рыбы



  • Викторина «Что ты знаешь об экологии»

  1. Назови три важнейшие заповеди природы.

  2. Что такое экология?

  3. Что такое природное равновесие?

  4. Что ты знаешь о «Красной книге»?

  5. Из каких растений можно составлять букет?

  6. Что ты сказал бы людям, если бы стал цветком?

  7. Назови 5 растений Пермского края, которые нуждаются в особой охране.

  8. Какие животные помогают дышать земле?

  9. Какие растения нашего края пострадали за свою красоту.

  10. Что такое кислотные дожди?

  11. Когда люди всего мира отмечают День охраны окружающей среды?

  12. Назовите высшую форму охраны природы в России.

  13. Составь письмо - обращение к людям Земли о том. Что надо беречь природу.


Для кружковцев домашние задания в разумных пределах являются обязательным. Они заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.

Материально- техническое обеспечение.


Оборудование для занятий в кабинете: компьютер, проектор, экран, телевизор с DVD-приставкой, музыкальный центр. Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя карту Пермского края, рисунки, фотографии, схемы - конспекты. Во-первых, это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу объяснения. Во - вторых, наиболее важные моменты младший школьник сможет ещё раз вспомнить дома, что также улучшает закрепление материала. Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей. На занятиях краеведческого кружка рекомендуется использовать ИК - технологии и возможности сети Интернет.
Список литературы.

Рекомендуемая литература для обучающихся: 1. Н. А. Князева «Маленький пермяк», - П., 2000 г.; 2. Ю. Дмитриев «Большая книга леса», - М., 1974 г.; 3. В. Михайлюк «Город мой Пермь», - П., 1973 г.; 4. С. Торопов «Дорогами народной славы», - П., 1984 г.; 5. Ю. Алянский «Азбука театра», - М., 1990 г.; 6. «Золотые звёзды Прикамья», - П., 1988г.; 7. Герасимов «Животный мир нашей Родины», - М., 1985 г.; 8. «Растительный мир Прикамья», - П., 1988 г.; 9. Верзилин «По следам Робинзона», - М., 1956 г.; 10. Меерзюк «На чём город стоит и чем знаменит», - М., 1973 г.; 11. Подюков «Сны, приметы, загадки», - П., 1994 г.; 12. Смирнов «Лес», - М., 1969 г.; 13. «Литература Прикамья», - П., 2001 г.; 14. Энциклопедии. 15. Черных, Похожаева «Твоё Прикамье».

Рекомендуемая литература для учителей:

  1. Вендров С.Л. Жизнь наших рек - Л., Гидрометиздат,1986.

2.Бианки В.В. Слово о краеведении.- М.:Детгиз, 1975г. 3.Серова В.Н. цвети, наш край! - Л.:Лениздат, 1987г. 4.Янин В.П. Я послал тебе бересту. М.:Изд. «Московский университет» 1975г.


© 2010-2022