- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру для 1 класса Весна пробуждение природы. doc
Урок по окружающему миру для 1 класса Весна пробуждение природы. doc
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шишлянникова Н.В. |
Дата | 27.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Весна: пробуждение природы.
Цели: - ознакомить учащихся с пробуждением природы;
- научить наблюдать признаки весны;
- научить определять последовательность событий в природе и их связи.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Оборудование: презентация, схемы, предметные картинки.
Ход урока: I. Самоопределение к деятельности. (Слайд 1) - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество- внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность.
II. Актуализация знаний
Составление плана урока 1. Повторение изученного. 2. Открытие «новых знаний». 3. Самостоятельная работа. 4. Итог урока. - Давайте повторим понятия, которые понадобятся сегодня на уроке. - Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека) - Какая бывает природа? - Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек) - А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва) - По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, дышат, появляется потомство)
III. Формулирование темы и цели урока. - Послушайте стихотворение поэта Фёдора Тютчева, которое я помню из своего детства, думаю, оно подходит к описанию погоды. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу. - Кто догадался, какая тема урока? (Слайд 2) Весной тихо, светло и таинственно рождается и оживает природа. Шагает красавица, Легко земли касается. Идет на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Слайд 3)
IV. Постановка проблемного вопроса. Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о пробуждении природы; будем учиться выделять признаки весны. Продолжим любоваться весенними признаками и знакомиться с изменениями природы весной, жизнью животных.
А нашим помощником будет Мудрая сова. Она подготовила вам вопрос: (Слайд 4)
- Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?
Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?
(Слайд 5) Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели» - Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы. - Что изображено? Как бы вы озаглавили? - Назовите объекты неживой природы. - А теперь назовите объекты живой природы.
-
Совместное открытие нового.
Стало холоднее. Стало теплее Образовались проталины. Земля покрылась снегом. День уменьшается. День увеличивается. Река замерзает. Лёд на реке тает. Листья распускаются. Листья желтеют. Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга. Тает снег и лёд. - Какие признаки вы не зачеркнули? Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее). - А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь) - Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны - проталины, начинает таять снег, лёд. На реке начинается ледоход).
2. Составление схемы на доске Признаки весны: Неживая природа: Живая природа: Потепление набухание почек Таяние снега появление листочков (Слайд 6) Ледоход первоцветы прилёт птиц
3. Работа по учебнику. стр.39 Чтение вывода стр.39
- Солнышко весной пригревает всё ярче, и вот уже радуют глаз первые цветы. - Рассмотрите верхний рисунок на стр.40. Что нарисовано? - Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него. - Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми) (Слайд 7,8) Ещё эти растения называют раннецветущие
а). - Найдите подснежник. Как вы думаете, почему он так называется?
Подснежник - самое раннее растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми тёплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. Где бы ни росли подснежники - под деревьями, кустарниками или на альпийской горке, - они всегда радуют нас в первые весенние дни.
- К сожалению, не все люди могут наслаждаться красотой цветов в природе. Многие рвут цветы. Некоторые виды подснежников стали исчезать, поэтому этот цветок занесён в Красную книгу.
- Какие ещё растения изображены на картинках?
б). Итак, весна! Улыбается ясное солнце. Зелень пробивается отовсюду. А что за звёздочки на буром косогоре? Словно кто-то разбросал по прошлогодней траве новые монетки и забыл их подобрать.
Это весенний первоцвет - мать-и-мачеха. Люди давно полюбили эти цветы не только за красоту, но и за их целебные свойства. Отваром мать-и-мачехи лечат кашель, головные боли. Но почему же это растение получило такое название? Снизу листья мягкие и тёплые (мать), сверху жёсткие и холодные (мачеха). Отсюда и название растения - мать-и-мачеха.
в). -Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)
В апреле начинает цвести необыкновенно красивый цветок -медуница. Любят это растение шмели и пчелы за обильный для ранней весны нектар. За медовую дань и так назвали этот цветок. Его ни с каким другим цветком не спутаешь: на одном стебельке и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются. Четырежды меняет цвет: розовый - красный - фиолетовый - синий.
4. Охрана растений. - Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания. Цветок на лугу я сорвал на бегу, Сорвал, а зачем - объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял, А сколько бы он на лугу простоял? Если все: и я, и ты, Если мы сорвём цветы - Опустеют все поляны И не будет красоты. (Слайд 9)
5. - Не только растения реагируют на появление тепла. - Ещё одна примета весны Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку, Длинный клюв и два крыла… Прилетит - плохи дела. А кого паук боиться? Угадали? Это …(птица) (Слайд 10) - Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться) - Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары) - А какие птицы прилетают весной? - Как называют этих птиц? (Перелётные) - Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица…(грач)
- А кто же прилетает сразу после грача? Мы построили вдвоём Для гостей весенний дом, А верней сказать - дворец. Прилетай скорей …(скворец) (Слайд 11) - У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы. - Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12) А вот синицы в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. Одними из последних прилетают ласточки и стрижи, соловьи. - Какие птицы построили сами гнёзда, а как люди заботятся о птицах? Строят домики скворечники. А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц
Чтение вывода.стр.40 1 апреля - Международный день птиц, Вы можете вместе с родителями сделать домики для птиц.
6. - Назовите весенние месяцы (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) (Слайд 14) -Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай. (Слайды 15-21)
Разучивание весенних закличек, «приаукиваний». Сейчас мы все вместе, хором позовем весну, «приаукаем» ее.
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришел -
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
7. Чтение народных примет. стр 41
- Слышали ли вы о народных приметах прихода весны?
- Давайте ознакомимся с приметами, которые на с. 41 предложили нам авторы.
- Почему они называются народными? (Люди наблюдали долгое время за явлениями природы и сделали выводы.)
8. - А какие изменения приносит весна в жизнь людей? - Как люди одеваются весной? - Чем одежда весной отличается от зимней? - Почему? - Давайте посмотрим на картинку на с. 41 и подберём одежду для Миши и Лены. Работа в парах.стр.41
VII. Первичное закрепление. Практическая работа. Работа в группах. Рабочая тетрадь с.51№ 2 Проверка. Работа в парах: учебник стр.41
VIII. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке? - С какими признаками живой и неживой природы мы сегодня знакомились?
- Какие пункты плана выполнили?
- На какие вопросы получили ответы?
- Оцените свою работу на уроке. (Слайд 23)
- Всю весну природа будет пробуждаться, но свои тайны она тщательно прячет. Постарайтесь обнаружить их. Будьте внимательными, наблюдательными.