- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения 1 класс «Загадки» УМК «Гармония»
Урок литературного чтения 1 класс «Загадки» УМК «Гармония»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Габидуллина И.В. |
Дата | 08.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
18.03.14
Литературное чтение
Тема: Загадки
Цели: показать, что в окружающей жизни «всё на всё похоже» ;
познакомить с приемом «сравнение»;
учить сравнивать и сочинять загадки с помощью схемы - опоры;
развивать ассоциативность, наблюдательность, смекалку, речь, кругозор учащихся;
обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать культуру речи.
Формируемые УУД:
Регулятивные: освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, умение взаимодействовать в парах; строят понятные речевые высказывания, делятся своими впечатлениями; использовать в общении правила вежливости.
Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения. Познавательные - осознанно воспринимают на слух или при чтении «про себя» стихотворный текст, понимают содержание текста, определяют значение термина и соотносят со смыслом и содержанием текста, делают обобщение, формулируют выводы по содержанию текста;
Предметные: читают текст в соответствии с индивидуальными возможностями, в разном скоростном режиме, с интонационным выделением знаков препинания, отвечают на вопросы по содержанию текста и требующие предварительного поиска нужной информации.
Оборудование: учебник, карточки, смайлики - 40 шт, презентация, карандаши.
Положить закладки в учебник
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности
-Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится,
грусть - тоска её боится. (Улыбка)
- Я вам предлагаю подарить друг другу улыбку! Приятного вам учебного дня
2. Постановка учебной задачи
- Начнём урок с игры «Анаграмма»
- Прочитаем, какое слово у нас получилось. (Загадки.)
- Кто догадался, какова тема нашего урока?
-Сегодня мы продолжим знакомиться с разными жанрами устного народного творчества - загадками.
- Вы любите загадки?
-Какую цель поставим перед собой? (Научиться отгадывать загадки; )
- Я предлагаю вам не только научиться отгадывать загадки, но и познакомиться с одним из приемов построения загадок, узнать, как устроена загадка и попытаться научиться сочинять загадки.
3. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
1. Что такое загадка?
- Кто может сказать, что такое загадка? (Загадки - это испытание на сообразительность, смекалку, догадку, увлекательное занятие)
-Почему такая разная информация? (Мы не знаем точного определения, не хватает необходимой информации)
- Пользуясь какими источниками, мы можем найти ответ на этот вопрос?
(Энциклопедиями, словарях, ресурсами Интернет, спросить у взрослых)
- Но так как мы сейчас не имеем такой возможности, то я приготовила карточки- помогайки , пользуясь той информацией, которую они содержат ответьте на вопрос: что такое загадка? Информации взята из словаря С.И.Ожегова.
Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка.
- Итак, загадка - это маленькое стихотворение, в котором указываются яркие признаки предметов, по которым можно определить их название. Загадки отражают окружающий мир человека. Мысль в загадках даётся , не открыто и прямо, чтобы догадаться об ответе, надо быть сообразительным и наблюдательным, уметь сравнивать.
2.Знакомство с понятием «сравнение».
- Предлагаю познакомиться с приемом построения загадок . Для этого вам нужно расставить буквы в порядке возрастания и прочитать получившееся слово.
9 1 8 2 7 3 6 4 5
е с и р н а е в н
- Прочитайте ключевое слово. (Сравнение.)
- Как вы понимаете это слово? Я вам помогу сегодня на уроке познакомить со значением этого слова и научиться применять полученные знания.
- Обратимся к карточкам- помогайкам , пользуясь той информацией, которую они содержат, объясните значение слова сравнение.
-Сравнение- найти черты сходства или различия предмета или явления природы
- Итак, с помощью какого приема мы будем учиться сочинять загадки?
- Послушайте стихотворение Романа Сефа и запомните, что с чем сравнивает поэт:
На свете всё
На всё
Похоже:
Змея -
На ремешок
Из кожи;
Луна -
На круглый глаз
Огромный;
Журавль -
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый -
На пижаму;
Я - на тебя,
А ты-
На маму.
- С чем сравнивает автор змею,(ремешок) луну,(глаз) журавля,(кран подъемный) кота (пижама)?
- Попробуйте эти предметы сравнить иначе.
- На что или на кого похожа змея, луна, журавль, кот?
Змея- река, червяк, веревка
Луна- яблоко, шарик мороженого, снежок, глаз кота
Журавль - коса, цифра 1, цапля
Кот - матрац, тельняшка, зебра
- Внимательно оглянитесь вокруг, и вы увидите, сколько удивительно похожих друг на друга вещей нас окружает!
- Доска на что или на кого похожа? Самолет? Подводная лодка? Лампочка?
Доска- окно, пенал
Самолет - птица
Подводная лодка - рыба
Лампочка - груша
- Какой можно сделать вывод? С помощью какого приема сочиняют загадки?
Вывод: сравнение- прием, который используется для сочинения загадок
- А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и подготовиться к чтению. Проведём дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Правую руку положите себе на грудь. Вдох - выдох (3 раза).
Надуваем шар (ш-ш-ш-ш), спускаем шар (с-с-с-с).
Подули на свечку (на пальчик). «Задуй свечу» -Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. -Представьте, что у вас на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
З. Прием сравнение - работа в парах (1 карточка на парту)
-Для того, чтобы научиться пользоваться приемом сравнения при сочинении загадок я вам предлагаю поработать по карточкам
Слайд
- Что вы видите на рисунке? Называем хором - я показываю
- Какое задание можно предложить к этим рисункам?
- Задание : соединить парами предметы похожие друг на друга.
- Речка на что или на кого похожа? ЩЕЛКАЮ
Проверка на слайде
- С чем или с кем вы соединили репейник, ромашку, утку?
(Речка - змея, ромашка - солнце, утюг -утка, ежик - цветок.)
- Какой сделаем вывод? (в окружающем мире предметы похожи друг на друга)
- Для того чтобы использовать полученные знания предлагаю вам поработать по учебнику с.48.
- Задание такое - прочитать и отгадать загадки 1, 3. Читать будем хором
Дети читают хором загадку и называют отгадку
- О чём или о ком эта загадка? Как вы догадались?
(Отгадки: туча, ежик)
- Обратимся к загадке о туче. С чем её сравнивают? ( орлица) С чем сравнивают ежика? (подушка с иголками)
4. Структура загадки
-Обратите внимание, загадка состоит из 2 частей.
Слайд
В первой части содержится тайна, секрет загадки, а во второй дается «ниточка» к разгадке.
Тайна, секрет
Летит орлица
По синему небу
«Ниточка»
Крылья распластала,
Солнышко застлала
5. Структура загадки - первичное закрепление
- Давайте с вами попробуем в загадках найти составные части. Для этого на с.46 найдите в первой (второй) загадке тайну и прочитайте. Теперь найдите ниточку и прочитайте. (Определение частей в загадках.)
- Из каких частей состоит загадка? Назовите эти части.
6. Условия загадки
- А сейчас познакомимся с условиями загадки:
Слайд
- В загадке называют предмет прямо?
-
не называть предмет прямо
- А как его называют?
-
назвать по - другому
- Какие ещё приемы можно применить?
-
оживить
-
сравнить
Щёлкнуть назад Слайд 5
- Из каких частей состоит загадка?
Слайд
- Какие условия вы должны соблюдаться в загадке? (Не называть прямо задуманный предмет, а называть его по-другому, оживить его или сравнить.)
ФИЗМИНУТКА- панда
Этот мишка бело-черный.
Он доверчивый, незлобный.
Очень редко встретишь, правда,
Мишку по прозванью...
(панда)
5. Первичное закрепление
1. Сочинение загадок с помощью схемы - опоры
-Ребята, как вы думаете, все ли могут сочинять загадки?
(Надо быть наблюдательным, обладать фантазией и воображением.)
- А вы хотите научиться сочинять загадки? Значит, продолжим наш урок.
- Какие условия вы должны не забыть при сочинении загадки? (Не называть прямо задуманный предмет, а называть его по-другому, оживить его или сравнить.)
Щёлкаю
- Предлагаю попробовать сочинить загадку об одуванчике и расческе используя прием сравнения.
- Что это значит? (посмотреть, на что похож предмет и чем отличается)
Слайд
- В этом нам поможет схема - опора. Рассмотрите цветок.
- На что или на кого похож одуванчик цветом? Когда он желтый?
- Чем отличается одуванчик от этих предметов?
-Белый?
- Чем отличается?
- На что или на кого похож своей формой?
- Чем отличается одуванчик от этих предметов?
ОДУВАНЧИК
На что похоже?
Чем отличается?
как
но
СОЛНЫШКО
НЕ ГРЕЕТ
СНЕЖИНКА
НЕ ТАЕТ
ШАРИК
Не надуешь
Шапкой
Не наденешь на голову
- Прочитаем, какая загадка у нас получилась
Как солнышко, но не греет
Как снежинка, но не тает
Как шарик, но не надуешь,
Как шапка, но не наденешь.
- О чем у нас получилась загадка?
Слайд
- Попробуем сочинить загадку про расческу тоже с помощью схемы - опоры.
-Рассмотрите расческу. На что или кого похожа?
- Чем отличается расческа от этих предметов?
РАСЧЁСКА
На что похоже?
Чем отличается?
как
но
ЗАБОР
нельзя лазить,
ПИЛА
не пилит
ТРАВА
не растет
- Прочитаем, какая загадка у нас получилась
Как забор, но нельзя лазить,
Как пила, но не пилит,
Как трава, но не растет
- О чем у нас получилась загадка?
- Вам понравилось сочинять загадки?
- С помощью какого приема мы сочиняли их?
- Какой вывод можем сделать? Что нужно для того, чтобы сочинить загадку?
Итог: Чтобы составить загадку нужно внимательно посмотреть на предмет , на что похож предмет и подумать, чем отличается от похожего предмета.
физминутка
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение
1. Знакомство с авторскими загадками
- Мы с вами знаем, что сказки бывают народные и авторские . Как вы думаете, чем они отличаются? (Народные живут много столетий, изменяются, создаются и сегодня. Это произведения устного народного творчества. Авторские созданы писателями и поэтами.)
-А кто сочиняет загадки? Предлагаю обратиться к с.48-49, познакомьтесь с информацией на с.48 в голубой рамочке. Кто сочинил загадки, которые находятся на этой странице? ( народ)
- Познакомьтесь с информацией на с.49 в голубой рамочке. Кто сочинил загадки, которые находятся на этой странице? ( С.Я.Маршак)
- У этих загадок есть автор, значит они авторские.
- Какой можем сделать вывод их этого наблюдения? Какие бывают загадки?
Слайд
- Обратите внимание на экран. Я хочу вас познакомить с Самуилом Яковлевичем Маршаком - автором загадок, с которыми мы сейчас будем работать. С ним мы ещё не раз встретимся на уроках литературного чтения.
а) Чтение и отгадывание загадок - работа в парах.
Выразительное чтение загадок друг другу.
- Я вам предлагаю поработать в парах и познакомиться с двумя загадками С.Я.Маршака. Первый вариант читает первую загадку , второй вариант читает вторую загадку . Помните, что вы работаете в паре, значит читать будете по очереди.
б) Работа над загадками С.Я.Маршак.
- Прочитайте первую загадку. Что это? (Дождь ) Как вы догадались? (помог рисунок)
- Прочитайте вторую загадку.
- О чём эта загадка? (Часы.) Как вы догадались?
- Какие приёмы использовал автор при сочинении загадки? (оживление и сравнение)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- На этом работу на уроке заканчиваем
- Какие задачи мы ставили в начале урока? ( научиться отгадывать загадки, познакомиться с одним из приемов построения загадок, узнать, как устроена загадка и попытаться научиться сочинять загадки)
- Решили мы поставленные задачи?
- Что вы знаете о загадках?
- Из каких частей состоит загадка?
- С помощью какого приема сочиняются загадки?
- Что вы сегодня делали и чего достигли? ( читали, сравнивали, сочиняли загадки, работали в парах)
- Как вы думаете, вы все знаете о загадках?
ВЫВОД: впереди у вас еще много открытий, много новых знаний. Помните, что отгадка прячется в загадке. Ее можно отыскать, если будешь, внимателен к описанию, сравнению, не пропустишь намек.
- Кому захотелось заниматься сочинительством загадок?
-Давайте «выпустим» книгу загадок. Сами сочиним, проиллюстрируем. Кому нравится мое предложение, начинайте дома работу.
- Оцените свою работу на уроке поставив себя на ту ступеньку, которая соответствует уровню ваших знаний.
- Кто находится на самой верхней ступеньке?
3ступ. Мне всё понятно. У меня всё получалось
2 ступ. Некоторые задания вызвали затруднение
1 ступ. Многое непонятно, предстоит поработать.
1.с
в
ё
к
л
а
2.г
р
и
б
ы
3.к
а
п
у
с
т
а
4.в
о
д
а
5.о
л
е
н
ь
6.р
у
ч
е
й
7.л
а
н
д
ы
ш
8.з
и
м
а
9.б
е
л
к
а
8