Урок литературного чтения 1 класс «Загадки» УМК «Гармония»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18.03.14

Литературное чтение

Тема: Загадки

Цели: показать, что в окружающей жизни «всё на всё похоже» ;

познакомить с приемом «сравнение»;

учить сравнивать и сочинять загадки с помощью схемы - опоры;

развивать ассоциативность, наблюдательность, смекалку, речь, кругозор учащихся;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитывать культуру речи.

Формируемые УУД:

Регулятивные: освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, умение взаимодействовать в парах; строят понятные речевые высказывания, делятся своими впечатлениями; использовать в общении правила вежливости.

Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения. Познавательные - осознанно воспринимают на слух или при чтении «про себя» стихотворный текст, понимают содержание текста, определяют значение термина и соотносят со смыслом и содержанием текста, делают обобщение, формулируют выводы по содержанию текста;

Предметные: читают текст в соответствии с индивидуальными возможностями, в разном скоростном режиме, с интонационным выделением знаков препинания, отвечают на вопросы по содержанию текста и требующие предварительного поиска нужной информации.

Оборудование: учебник, карточки, смайлики - 40 шт, презентация, карандаши.

Положить закладки в учебник

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности

-Отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится,

грусть - тоска её боится. (Улыбка)

- Я вам предлагаю подарить друг другу улыбку! Приятного вам учебного дня

2. Постановка учебной задачи

- Начнём урок с игры «Анаграмма»

- Прочитаем, какое слово у нас получилось. (Загадки.)

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

-Сегодня мы продолжим знакомиться с разными жанрами устного народного творчества - загадками.

- Вы любите загадки?

-Какую цель поставим перед собой? (Научиться отгадывать загадки; )

- Я предлагаю вам не только научиться отгадывать загадки, но и познакомиться с одним из приемов построения загадок, узнать, как устроена загадка и попытаться научиться сочинять загадки.

3. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

1. Что такое загадка?

- Кто может сказать, что такое загадка? (Загадки - это испытание на сообразительность, смекалку, догадку, увлекательное занятие)

-Почему такая разная информация? (Мы не знаем точного определения, не хватает необходимой информации)

- Пользуясь какими источниками, мы можем найти ответ на этот вопрос?

(Энциклопедиями, словарях, ресурсами Интернет, спросить у взрослых)

- Но так как мы сейчас не имеем такой возможности, то я приготовила карточки- помогайки , пользуясь той информацией, которую они содержат ответьте на вопрос: что такое загадка? Информации взята из словаря С.И.Ожегова.

Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка.

- Итак, загадка - это маленькое стихотворение, в котором указываются яркие признаки предметов, по которым можно определить их название. Загадки отражают окружающий мир человека. Мысль в загадках даётся , не открыто и прямо, чтобы догадаться об ответе, надо быть сообразительным и наблюдательным, уметь сравнивать.

2.Знакомство с понятием «сравнение».

- Предлагаю познакомиться с приемом построения загадок . Для этого вам нужно расставить буквы в порядке возрастания и прочитать получившееся слово.

9 1 8 2 7 3 6 4 5

е с и р н а е в н

- Прочитайте ключевое слово. (Сравнение.)

- Как вы понимаете это слово? Я вам помогу сегодня на уроке познакомить со значением этого слова и научиться применять полученные знания.

- Обратимся к карточкам- помогайкам , пользуясь той информацией, которую они содержат, объясните значение слова сравнение.

-Сравнение- найти черты сходства или различия предмета или явления природы

- Итак, с помощью какого приема мы будем учиться сочинять загадки?

- Послушайте стихотворение Романа Сефа и запомните, что с чем сравнивает поэт:

На свете всё

На всё

Похоже:

Змея -

На ремешок

Из кожи;

Луна -

На круглый глаз

Огромный;

Журавль -

На тощий

Кран подъемный;

Кот полосатый -

На пижаму;

Я - на тебя,

А ты-

На маму.

- С чем сравнивает автор змею,(ремешок) луну,(глаз) журавля,(кран подъемный) кота (пижама)?

- Попробуйте эти предметы сравнить иначе.

- На что или на кого похожа змея, луна, журавль, кот?

Змея- река, червяк, веревка

Луна- яблоко, шарик мороженого, снежок, глаз кота

Журавль - коса, цифра 1, цапля

Кот - матрац, тельняшка, зебра

- Внимательно оглянитесь вокруг, и вы увидите, сколько удивительно похожих друг на друга вещей нас окружает!

- Доска на что или на кого похожа? Самолет? Подводная лодка? Лампочка?

Доска- окно, пенал

Самолет - птица

Подводная лодка - рыба

Лампочка - груша

- Какой можно сделать вывод? С помощью какого приема сочиняют загадки?

Вывод: сравнение- прием, который используется для сочинения загадок

- А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и подготовиться к чтению. Проведём дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Правую руку положите себе на грудь. Вдох - выдох (3 раза).

Надуваем шар (ш-ш-ш-ш), спускаем шар (с-с-с-с).

Подули на свечку (на пальчик). «Задуй свечу» -Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. -Представьте, что у вас на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

З. Прием сравнение - работа в парах (1 карточка на парту)

-Для того, чтобы научиться пользоваться приемом сравнения при сочинении загадок я вам предлагаю поработать по карточкам

Слайд

- Что вы видите на рисунке? Называем хором - я показываю

- Какое задание можно предложить к этим рисункам?

- Задание : соединить парами предметы похожие друг на друга.

Урок литературного чтения 1 класс «Загадки» УМК«Гармония»

- Речка на что или на кого похожа? ЩЕЛКАЮ

Проверка на слайде

- С чем или с кем вы соединили репейник, ромашку, утку?

(Речка - змея, ромашка - солнце, утюг -утка, ежик - цветок.)

- Какой сделаем вывод? (в окружающем мире предметы похожи друг на друга)

- Для того чтобы использовать полученные знания предлагаю вам поработать по учебнику с.48.

- Задание такое - прочитать и отгадать загадки 1, 3. Читать будем хором

Дети читают хором загадку и называют отгадку

- О чём или о ком эта загадка? Как вы догадались?

(Отгадки: туча, ежик)

- Обратимся к загадке о туче. С чем её сравнивают? ( орлица) С чем сравнивают ежика? (подушка с иголками)

4. Структура загадки

-Обратите внимание, загадка состоит из 2 частей.

Слайд

В первой части содержится тайна, секрет загадки, а во второй дается «ниточка» к разгадке.

Тайна, секрет

Летит орлица

По синему небу

«Ниточка»

Крылья распластала,

Солнышко застлала

5. Структура загадки - первичное закрепление

- Давайте с вами попробуем в загадках найти составные части. Для этого на с.46 найдите в первой (второй) загадке тайну и прочитайте. Теперь найдите ниточку и прочитайте. (Определение частей в загадках.)

- Из каких частей состоит загадка? Назовите эти части.

6. Условия загадки

- А сейчас познакомимся с условиями загадки:

Слайд

- В загадке называют предмет прямо?

  • не называть предмет прямо

- А как его называют?

  • назвать по - другому

- Какие ещё приемы можно применить?

  • оживить

  • сравнить

Щёлкнуть назад Слайд 5

- Из каких частей состоит загадка?

Слайд

- Какие условия вы должны соблюдаться в загадке? (Не называть прямо задуманный предмет, а называть его по-другому, оживить его или сравнить.)

ФИЗМИНУТКА- панда

Этот мишка бело-черный.
Он доверчивый, незлобный.
Очень редко встретишь, правда,
Мишку по прозванью...
(панда)

5. Первичное закрепление

1. Сочинение загадок с помощью схемы - опоры

-Ребята, как вы думаете, все ли могут сочинять загадки?

(Надо быть наблюдательным, обладать фантазией и воображением.)

- А вы хотите научиться сочинять загадки? Значит, продолжим наш урок.

- Какие условия вы должны не забыть при сочинении загадки? (Не называть прямо задуманный предмет, а называть его по-другому, оживить его или сравнить.)

Щёлкаю

- Предлагаю попробовать сочинить загадку об одуванчике и расческе используя прием сравнения.

- Что это значит? (посмотреть, на что похож предмет и чем отличается)

Слайд

- В этом нам поможет схема - опора. Рассмотрите цветок.

- На что или на кого похож одуванчик цветом? Когда он желтый?

- Чем отличается одуванчик от этих предметов?

-Белый?

- Чем отличается?

- На что или на кого похож своей формой?

- Чем отличается одуванчик от этих предметов?

ОДУВАНЧИК

На что похоже?

Чем отличается?

как

но

СОЛНЫШКО

НЕ ГРЕЕТ

СНЕЖИНКА

НЕ ТАЕТ

ШАРИК

Не надуешь

Шапкой

Не наденешь на голову

- Прочитаем, какая загадка у нас получилась

Как солнышко, но не греет

Как снежинка, но не тает

Как шарик, но не надуешь,

Как шапка, но не наденешь.

- О чем у нас получилась загадка?

Слайд

- Попробуем сочинить загадку про расческу тоже с помощью схемы - опоры.

-Рассмотрите расческу. На что или кого похожа?

- Чем отличается расческа от этих предметов?

РАСЧЁСКА

На что похоже?

Чем отличается?

как

но

ЗАБОР

нельзя лазить,

ПИЛА

не пилит

ТРАВА

не растет

- Прочитаем, какая загадка у нас получилась

Как забор, но нельзя лазить,

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растет

- О чем у нас получилась загадка?

- Вам понравилось сочинять загадки?

- С помощью какого приема мы сочиняли их?

- Какой вывод можем сделать? Что нужно для того, чтобы сочинить загадку?

Итог: Чтобы составить загадку нужно внимательно посмотреть на предмет , на что похож предмет и подумать, чем отличается от похожего предмета.

физминутка

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

1. Знакомство с авторскими загадками

- Мы с вами знаем, что сказки бывают народные и авторские . Как вы думаете, чем они отличаются? (Народные живут много столетий, изменяются, создаются и сегодня. Это произведения устного народного творчества. Авторские созданы писателями и поэтами.)

-А кто сочиняет загадки? Предлагаю обратиться к с.48-49, познакомьтесь с информацией на с.48 в голубой рамочке. Кто сочинил загадки, которые находятся на этой странице? ( народ)

- Познакомьтесь с информацией на с.49 в голубой рамочке. Кто сочинил загадки, которые находятся на этой странице? ( С.Я.Маршак)

- У этих загадок есть автор, значит они авторские.

- Какой можем сделать вывод их этого наблюдения? Какие бывают загадки?

Слайд

- Обратите внимание на экран. Я хочу вас познакомить с Самуилом Яковлевичем Маршаком - автором загадок, с которыми мы сейчас будем работать. С ним мы ещё не раз встретимся на уроках литературного чтения.

а) Чтение и отгадывание загадок - работа в парах.

Выразительное чтение загадок друг другу.

- Я вам предлагаю поработать в парах и познакомиться с двумя загадками С.Я.Маршака. Первый вариант читает первую загадку , второй вариант читает вторую загадку . Помните, что вы работаете в паре, значит читать будете по очереди.

б) Работа над загадками С.Я.Маршак.

- Прочитайте первую загадку. Что это? (Дождь ) Как вы догадались? (помог рисунок)

- Прочитайте вторую загадку.

- О чём эта загадка? (Часы.) Как вы догадались?

- Какие приёмы использовал автор при сочинении загадки? (оживление и сравнение)

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- На этом работу на уроке заканчиваем

- Какие задачи мы ставили в начале урока? ( научиться отгадывать загадки, познакомиться с одним из приемов построения загадок, узнать, как устроена загадка и попытаться научиться сочинять загадки)

- Решили мы поставленные задачи?

- Что вы знаете о загадках?

- Из каких частей состоит загадка?

- С помощью какого приема сочиняются загадки?

- Что вы сегодня делали и чего достигли? ( читали, сравнивали, сочиняли загадки, работали в парах)

- Как вы думаете, вы все знаете о загадках?

ВЫВОД: впереди у вас еще много открытий, много новых знаний. Помните, что отгадка прячется в загадке. Ее можно отыскать, если будешь, внимателен к описанию, сравнению, не пропустишь намек.

- Кому захотелось заниматься сочинительством загадок?

-Давайте «выпустим» книгу загадок. Сами сочиним, проиллюстрируем. Кому нравится мое предложение, начинайте дома работу.

- Оцените свою работу на уроке поставив себя на ту ступеньку, которая соответствует уровню ваших знаний.

- Кто находится на самой верхней ступеньке?

3ступ. Мне всё понятно. У меня всё получалось

2 ступ. Некоторые задания вызвали затруднение

1 ступ. Многое непонятно, предстоит поработать.



Урок литературного чтения 1 класс «Загадки» УМК«Гармония»

Урок литературного чтения 1 класс «Загадки» УМК«Гармония»



1.с

в

ё

к

л

а

2.г

р

и

б

ы

3.к

а

п

у

с

т

а

4.в

о

д

а

5.о

л

е

н

ь

6.р

у

ч

е

й

7.л

а

н

д

ы

ш

8.з

и

м

а

9.б

е

л

к

а

8

© 2010-2022