Оценка достижений планируемых результатов. Мониторинг процесса формирования УУД младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Оценка достижений

планируемых результатов.

Мониторинг процесса

формирования УУД младших школьников











МБОУ гимназия №5

г. Морозовска Ростовской области

Величко Е.Н.



Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них: · происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению; · тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса - потеря интереса к учению; · резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; · современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения; · для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов; · категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

Функции универсальных учебных действий: (слайд №2) · обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; · создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Памятка для учителя

по формированию и развитию универсальных учебных действий: (слайд№3) Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него. Создать атмосферу успеха. Помогать ребёнку учиться легко. Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях. Не скупиться на поощрения и похвалу. Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка. Но УУД мы должны не только формировать, развивать, но и правильно оценивать В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: (слайд №5) Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных госудаственных стандартов нового поколения.

Особенностями системы оценки являются: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; Организация мониторинга на уровне образовательного учреждения позволяет отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. Мониторинг качества обучения на уровне ученика направлен на анализ уровня достижений планируемых результатов.

Задачи мониторинга качества обучения на уровне ученика выявить: (слайд №6) - соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом и повышенном уровне (для обучающихся с высоким уровнем развития познавательной сферы); - эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения; - уровень сформированности универсальных учебных действий;

- проблемы в знаниях детей по разным разделам программного материала.

Поэтапность процедуры оценивания: (слайд №7) Мониторинг качества обучения на уровне ученика организуется на основе диагностических методов по этапам: 1 этап - стартовая диагностика (на входе в 1 класс) 2 этап - входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем) 3 этап - текущая диагностика (в ходе изучения программного материала) 4 этап - промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения) 5 этап - итоговая диагностика (в конце 4 класса)

Инструментарий, необходимый для проведения мониторинга Мониторинг освоения учебных программ и сформированности личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей. Инструментарий, необходимый для мониторинга, представлен в папках с проверочными и диагностическими заданиями, в тетрадях с тестовыми заданиями и контрольными работами, сборниках диктантов, контрольных работ, тестов, изложений. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, и так как связана с рефлексивным мышлением, приводит к личностному развитию ученика. В работе с детьми наряду с исследовательской деятельностью использую и проектную деятельность. Они близки, хотя и имеют некоторые отличия. Мониторинг личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных действий может осуществляться в процессе работы учащихся на страничках «Наши проекты». Учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта. Работа над проектами хорошо подхватывается и реализуется во внеурочной деятельности. Приведу пример. Урок математики по теме «Ломаная линия». Цель урока - путем анализа, сравнения, наблюдения, познакомить с терминами «ломаная линия», «звенья и вершины ломаной линии». Заранее, задолго до урока была поставлена проблема: «Что такое геометрия? Какие геометрические фигуры живут в стране Геометрии?». Была проведена большая работа с дополнительными источниками: различные словари (толковые, словари иностранных слов), учебники старших классов, интернет, беседы с родителями, учителем; был намечен путь исследования: -из чего состоит ломаная линия, -какие бывают ломаные линии, -как и из чего можно сконструировать, -где найти в повседневной жизни. Предварительная работа проводилась на уроках технологии, окружающего мира, во внеклассной работе. Дети работали с проволокой, пластилином, ленточками, компьютером. Итогом был сам урок, на котором дети представили свои творческие работы. Фантазии не было предела. Это украшение фартука, полотенца, платочков, конструкции из проволоки и других материалов. Ещё одним примером проектно-исследовательской деятельности был праздник «Проводы Масленицы!». Дети отвечали на вопросы: что такое масленица, знакомились с историей возникновения праздника, с занятиями людей во время празднования Масленицы, искали заклички, песни, небылицы, потешки, разучивали хороводы, русские народные игры. Итогом данной проектно-исследовательской деятельности стал праздник с песнями, танцами, играми, чаепитием с блинами. Большой вклад в этот праздник внесли и родители учеников. (слайд №8)

Одним из самых эффективных приёмов мониторинга является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений»

или «Индивидуально-образовательного маршрута развития ученика».

Индивидуально-образовательный маршрут может помочь учащимся: Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач. Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете. Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях. Может стать средством:

  • Планирования
  • Удержания предметной логики в течение учебного года
  • Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете
  • Связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Вся эта работа помогает оценивать то, как же развиваются все виды УУД. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность у моих первоклассников, я стараюсь формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, Удобнее всего организовывать проектно-исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно. Очень интересно проходит изучение свойств воды, снега и льда. Темы исследований, в зависимости от возраста могут быть разными: от простых «Почему снег хрустит под ногами?», «Почему реки не промерзают до дна?», «Почему зимой идёт снег?» до более сложных. Например, при изучении природных зон у некоторых учащихся возник вопрос, одинаково ли замерзают пресная и солёная вода. Они провели внеклассное исследование, результаты которого представили на школьной научной конференции. Очень интересны бывают и результаты исследований жизни домашних животных . На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример - сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар?). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с одноименной пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. В процессе работы пришли к выводу, что жить и работать лучше дружно. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка. На уроках технологии кроме творческих проектов («Подарок маме», «Сказочный город» и т.д.) интересно проводить исследования. Темы могут быть такими: выращивание цветочной рассады, свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей и т.д. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ. (слайд №9) Таким образом, развитие и мониторинг УУД младших школьников может быть очень разнообразным. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем. Желание детей узнавать новое выливается в желание участвовать и побеждать в различных конкурсах. Только за этот учебный год мои первоклашки поучаствовали в различных гимназических олимпиадах, Российских и даже международных дистанционных конкурсах и олимпиадах, где заняли призовые места. Мониторинг качества обучения на уровне ученика направлен на анализ уровня достижений планируемых результатов. Свое выступление мне хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: (слайд №10) «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

© 2010-2022