Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему «Охрана леса и его обитателей»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Тополинская основная общеобразовательная школа»

УМК « Школа России»


Номинация: «Организация проектой деятельности на уроках в начальной школе»

Тема: «Охрана леса и его обитателей»

Учитель начальных классов: Турышева АнораМаноновна



Электронный адрес: [email protected]

Цели:

1. Активизировать имеющиеся у детей знания о лесе; углубить и расширить их.

2.Обсудить значение леса для духовной и моральной жизни людей; обсудить экологические проблемы, которые возникают по вине человека.

3.Развивать у детей познавательный интерес .

4.Воспитывать любовь к природе и ответственное отношение к ней.

Задачи:

  1. Учить учащихся правильному поведению в природе и бережному отношению к нему.

  2. Способствовать воспитанию любви к природе.

  3. Развивать коммуникативные навыки: умение работать в группе, творческие способности учащихся.



Открытый урок с использованием национально-регионального компонента по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» я провела в 3 классе. Выбор данной темы связан с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитанием экологически культурной личности; активизацией познавательной и творческой деятельности младшего школьника; ведением здорового образа жизни. В ходе урока осуществлялись внутрипредметные и метапредметные связи: с литературой - жанры: рассказ, загадка, стих, выразительное чтение и декламация; экологией - «Правила друзей природы», физкультурой - проведение динамической паузы.

Использованы следующие методы: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские.

Умения:

- информационные: анализировать, добывать и обрабатывать информацию.

- коммуникационные: работать в группе.

- специальные: развитие умения правильно строить речь.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, знаки «Правила поведения в природе», раздаточный материал.

Этапы урока

Микроцели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы.

Орг.момент.



Целеполагание.


Создание проблемной ситуации.




Актуализация знаний о лесе. Сообщение темы и задач урока.

Работа по теме урока.








Физминутка







Рефлексия
Самооценка ответов учащихся.


Положительный настрой на работу на уроке.


Постановка учебной задачи, планирование деятельности.

1.Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе.



2.Формировать у учащихся представления о роли растений, леса в жизни человека.









Физическая и психологическая разгрузка уч-ся.



Воспитывать бережное отношение к природе: к растениям, к животным и т.д.




Развивать мышление, наблюдательность, чувство товарищества, взаимопомощи.

Познакомить с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека.



.

Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть этого утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я вам желаю хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

У нас с вами сегодня, ребята, необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие, и продолжим разговор о растениях, о том какую роль играют растения в жизни человека. Мы проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает и сможете ли вы его сберечь. А сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все то, что нас окружает, можно, если усвоить ряд несложных правил. А чтобы нам было удобно работать, мы с вами разделим класс на группы.

Посмотрите, нас встречает Бабочка она только появилась на свет и ничего еще не знает об окружающем её мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг, а кругом Земля - большая, чудесная, неизведанная.

- «Что это?»,- спросила Бабочка и множество голосов ей ответило « Земля».

- А что такое земля, ребята?

-Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух. Воздух был свеж и чист. Пахло цветами, травой, медом.

- А что такое воздух, ребята?

- В воздухе было приятно летать, но бабочке мешали солнечные блики внизу. И оттуда, снизу, тянуло сыростью, и у Бабочки повлажнели крылья. « Что же это такое?»,- удивилась Бабочка. А тихий журчащий голосок ей ответил « вода», « вода» и раздался всплеск рыбы.

- Ребята, а что такое вода?

- Полетела наша Бабочка дальше. И увидела удивительный мир природы…Он встретил её морем звуков, запахов, загадок и тайн. Бабочка замерла, прислушалась и задумалась. -« Что же это такое?»

- А как вы думаете, ребята?

- Правильно, ребята, это лес. Как много вобрали в себя эти три буквы…

Но бабочке еще больше захотелось узнать о лесе. И тут ей на помощь пришел Старичок-лесовичок. Он Бабочке и вам, ребята, расскажет сказку. Но вы не просто будете слушать её, но и оживлять. Всё лежит у вас на столах, поэтому внимательно слушайте и воспроизводите на бумаге.

- Однажды один художник решил нарисовать лес. И он нарисовал берёзы и ели.

- Деревья получились настолько красивыми, что, казалось, дунет ветерок и листья на деревьях зашевелятся. Он повесил свою картину на стену, а когда через время посмотрел на неё, то увидел только голые стволы.

-« Что случилось? Почему мой лес засох?»,- задал вопрос художник.

- Как вы думаете, ребята?

- Да, это не лес, а лишь деревья.

-« Чтобы получился лес, надо дорисовать кусты, траву, цветы»,-решил художник и нарисовал их.

- «Вот теперь у меня получился лес!»,-подумал Художник, но прошло немного времени, а деревья опять стали чахнуть.

- Как вы думаете, ребята, почему?

-«Да здесь не хватает грибов!» - решил Художник и нарисовал грибы, да не тут-то было- лес чахнул.

-« Это потому что нет в моём лесу насекомых»,-подумал Художник. И на картине появились бабочки и жучки. А когда через время Художник посмотрел на картину- он ахнул: полчища жуков и гусениц доедали листву на деревьях.

-Ребята, как вы думаете, кого ещё не хватает на картине Художника? Правильно, птиц.

- Художник дорисовал птичек. Картина получилась прекрасная. И только он хотел положить кисти, как вдруг решил, что не хочет, чтобы погиб лес и дорисовал зверей.

- Когда Художник окончил свою работу, было уже темно. Он хотел зажечь свет , но вдруг услышал какие-то шорохи, дыхание, треск сучьев. И он решил: «Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные.

- Ребята, а у вас получился лес?

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Ребята, как вы думаете, а наша Бабочка поняла, что такое лес?

-Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

Полетала Бабочка в лесу, порезвилась и вдруг увидела какую - то другую Бабочку. Она присела и увидела, что на неё смотрят два огромных глаза. «Кто это?»- испугалась Бабочка.

-Ребята, так кто это? Правильно, ЧЕЛОВЕК.

- Как вы думаете, куда он отправился?

- Отправился он в поход в лес. Он очень тщательно собирался и просит у вас, ребята, совета: нужные ли вещи он взял с собой. Перед вами лежат светофорики. Они означают следующее:

КРАСНЫЙ ЦВЕТ:- природе вред!

ЦВЕТ ЗЕЛЁНЫЙ:- как красиво! Скажет лес тебе спасибо!

  1. Нож

  2. Пакет с крошками

  3. Спички

  4. Рогатка

  5. Ведро

- Ребята, послушайте стихотворение С.Никулиной

« Русский лес»

-Так чем же является лес для человека?

- Да, лес - это место отдыха, это аптека. Какие лекарственные растения вы знаете?

- Лесной воздух лечит. В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи, чистая вода.

- А как лес может обогреть человека?

-Какие вещи из дерева вы видите вокруг себя?

- Так чем же является лес для растений, грибов и животных?

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

- Не по его ли вине возникают экологические проблемы?

-Каковы же проблемы леса?

1) Вырубка лесов,

2)Незаконная охота,

3)Пожары.

- Ребята, посмотрите, Старичок - лесовичок сигналит нам какими -то знаками, давайте объясним их значение.

- А вот ещё одно его задание - экологические задачи. Послушайте, какие истории произошли с ребятами и как бы вы поступили на их месте? Посоветуйтесь.

-Итак, ребята! Наша Бабочка много узнала сегодня о лесе, о растениях, которые там растут.

- О чём же должны помнить люди, приходя в лес?

-Что для вас оказалось самым интересным на уроке?

-Захотелось ли вам прочитать книги о лесе, об охране природы?

-А кто из вас сам захотел написать книгу о лесе и о его тайнах?

-Ребята, перед вами лежат книжки - малышки, которые называются « Берегите лес!». Они пустые. Давайте сейчас оформим их, написав там то, что сказали бы людям растения и животные, если бы умели говорить.

-На этом наш урок окончен, я думаю, что и Бабочка и вы узнали и вспомнили сегодня очень много полезного и интересного, спасибо вам за работу. Давайте пожелаем нашей Бабочке счастливого пути!




Занимают свои места в группах.



Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают


Приклеивают вырезанные из цветной бумаги деревья: берёзы, ели.

Ответы детей

Приклеивают вырезанные из цветной бумаги кусты, траву, цветы.

Ответы детей

Приклеивают грибы.

Приклеивают бабочек и жучков.

Приклеивают птиц.

Приклеивают зайцев и ёжиков.

Вывешивают свои картины на доску.

Ответы детей.




Ответы детей.

Ребята работают в группах со светофориками, комментируя свой выбор.

Ответы детей.


Ответы детей.

Объясняют значение знаков.

Обсуждают в группах задачи, отвечают.


Оформляют книжки-малышки. Зачитывают свои варианты.

Словесный



Наглядно - демонстративный

Фронтальный опрос


Использование ИКТ









Метод анализа

Метод беседы


Здоровье сберегающая технология



© 2010-2022