Тематическое планирование по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Винниковская средняя общеобразовательная школа

Курского района Курской области



Согласовано

Утверждаю: директор школы

С зам.директора по ВР

/Машошин А.И/___________________________

/Полякова Л.А./__________________

Рабочая программа


Внеурочной деятельности


«Этикет»


2 класс


2014-2015 учебный год


Учитель: Евдокимова М.С





с. Винниково

-2014 год-

Пояснительная записка

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина - дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель - общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в гимназии так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Курс «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса гимназии, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:


  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;


  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;


  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;


  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

  • Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета.


Тематическое планирование

1 час в неделю Всего 34 часа


п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол.

часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

По плану

Факт

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия


Введение - 1ч.

1

Этика - наука о морали. Дискуссия).

1

Дать понятие о морали, этике, этикете. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях.

Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди»

Формирование человека и окружающая среда

Школьный этикет - 9ч.

2

Как я выгляжу. (Наблюдения).

1

Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Личная гигиена.

Обратить внимание детей на важность опрятного внешнего вида человека. Каждый человек индивидуален и неповторим

Способствовать воспитанию аккуратности, опрятности, бережливости - уважения человека к себе.

3

Школьный этикет. (Круглый стол).

1

Понятия «одноклассник», «друг», «товарищ». Особенности их использования в общении между людьми.

Написать правила школьного этикета. Оценка поступков ребят при общении.

Способствовать развитию желания употреблять правила школьного этикета в ежедневном общении.

4

Зачем быть вежливым. (Дискуссия).

1

Содержание понятий «вежливость», « этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет

Обыгрывание жизненных ситуаций. Основные правила вежливости в общении, в чём она должна проявляться. Вежливые и волшебные слова. Зачем они нужны.

Желание проявлять вежливое отношение к окружающим.

5-6

Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций.)

2

Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты.

Обыгрывание жизненных ситуаций. Показать, что жизнь в сказках отражается по-особому.

Желание проявлять вежливое отношение к окружающим.

7-8

«Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка).

2

Показать, что работа должна быть в радость и удовольствие.

Оформление выставки в кабинете

Способствовать воспитанию уважения к людям труда, желание создавать красоту вокруг себя.

9-10

Добро и зло в сказках. (Конкурсная программа).

2

Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. Показать, что добро всегда побеждает зло - это вековая мечта людей.

Сочинение сказки (ложь, выдумка, фантазия в сказках, преувеличение, преуменьшение)

Показать, что добрые отношения люди создают в жизни сами.

Правила общения - 5 ч.

11

Твои поступки и твои родители. (Наблюдения).

1

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Почему надо уважать старшее поколение?

Создать этикетку - положительный пример, ситуацию, отношения к родителям

Способствовать воспитанию моральной ответственности к людям старшего поколения.

12

Обязанности ученика в школе и дома. (Дискуссия).

1

Обязанности ученика в школе и дома.

Дежурство по классу, обязанности дежурного

Значение труда в жизни людей.

13-14

«Правила поведения, отраженные в народных сказках». (Проектная деятельность).

2

Чтение и обсуждение РНС «Лиса и Журавль».

Коллективный проект.

Желание проявлять вежливое отношение к окружающим.

15

Чем богат человек. (Практикум)

1

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.

О трудолюбии - 5ч.

16-17

«История религиозного праздника» (по выбору). Презентация.

2

Понятия «праздник». Какие бывают праздники. Церковные праздники и традиции их проведения.

Рождество. Обычаи. Традиции. Правила поведения в храме.

Создать праздничное настроение, ощущение праздника.

18- 19

Ты и твое здоровье (Круглый стол)

2

Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».

Составление режима дня школьника. Комплекс упражнений утренней зарядки.

Развитие желания ухаживать за телом, посещение спортивных кружков и секций.

20

Праздничный этикет.

1

Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, в стране.

Обсудить правила поведения на празднике.

Показать, что умение владеть настроением - это выражение уважения к людям.

Культура внешнего вида - 7ч.

21-22

Наш класс. ( Стенгазета)

2

Устное сочинение «Наш класс», «Мой друзья».

Оформление стенгазеты, дневника наблюдений за погодой.

Желание содержать в чистоте классную комнату, дежурство по классу.

23

Моя мама - самая лучшая. ( Стенгазета)

1

Устное сочинение «Моя мама».

Чтение и обсуждения произведение о маме. Портрет мамы.

Способствовать воспитанию уважительного ласкового отношения к маме.

24-25

День рождения. (Стенгазета)

2

Обсуждения разделов газеты. Работа в группах.

Оформления газеты.

Основные правила этикета в кафе. Что с чем едят.

26-27

Учимся общаться. (Практикум)

2

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями.

Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.

Внешкольный этикет - 7ч.

28-29

«Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол.

2

Понятия «традиции», «праздники». Семейные праздники.

Игра «дарю подарок», сюжетно-ролевая игра «Ты пришёл на праздник».

Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.

30

«Герои ВОВ - жители нашего города». Оформление альбома.

1

Понятие «герой», «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом.

Оформление альбома. Сообщение о родственниках учащихся, участниках ВОВ.

Способствовать воспитанию любви к родному краю, к родине, к окружающим.

31

«Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников

и родителей). (Ярмарка)

1

Понятия «национальные блюда», их особенности. Блюда русской кухни.

Подготовка к школьной ярмарке, традиции ярмарки: скоморохи, зазывала, коробейники…

Способствовать воспитанию любви к родному краю, к родине.

32

Сказка в нашей жизни. (Наблюдения)

1

Зачем людям нужны сказки. Отношение героев сказок к природе, к людям.

Сочиним сказку. Волшебство, чудо, правда в сказках

Желание читать и рассказывать сказки

33-34

«Мы любим свой город». (Презентация)

2

Ознакомление с памятными местами родного города (виртуальная экскурсия)

Заочное путешествие по родному городу. Моя улица, дом…

Любовь к родному краю.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов - учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.


2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.


Для его достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.


С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:


  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;


  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.


Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:


  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;


  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;


  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;


  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;


  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;


  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Список использованной литературы

1. Воспитание школьников. № 6 - М., 2004 г .(42)

2. Воспитание школьников. № 2 - М., 2006 г. (46)

3. Воспитание школьников. № 6 - М., 2007 г. (30)

4.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. (89)

5. portal-slovo.ru/ 6. htt{Unknown variable}p://bestreferat.ru/referat-98091.html


10

© 2010-2022