Конспект урока русского языка для 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка в 3 классе Учитель начальных классов Иванова Ирина Васильевна Предметная область: русский язык УМК: «Школа России» Тип урока: урок решения частных задач Тема: Правописание предлогов и приставок Цель: организовать деятельность учащихся по отработке знаний и умений осознанного раздельного написания предлога со словом и слитного написания приставки;

Учебные задачи: 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • коммуникативных УУД:
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
  • развитие навыков сотрудничества в статичных парах и группах сменного состава;
  • формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов).
  • регулятивных УУД:
  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • познавательных УУД:
  • формирование навыков работы с учебной информацией;
  • формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);
  • формирование способности решать проблемы поискового характера;
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании предлогов со словами и слитном написании приставок;
  • создание условий для отработки учащимися умения находить в словах части слова, выделять их и грамотно оформлять на письме;
  • включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.
Оборудование урока: Проектор, экран, В.Г. Горецкого «Русский язык», карточки для групп, кластер - иллюстрация ели, сигнальные карточки для рефлексии.

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, групповая, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.
Прогнозируемый результат: учащиеся научатся различать приставку и предлог и правильно их записывать; находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками; оценивать результаты выполненного задания.








Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

1.Эмоциональный настрой на урок (АМО)

-Какое у вас настроение?

-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.

- А ещё мне бы сегодня хотелось чтобы, вы все НАВОСТРИЛИ УШИ, чтобы ГОЛОВА у вас ВАРИЛА, чтобы никто НЕ БИЛ БАКЛУШИ, чтобы никто на уроке не сидел КАК ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ и, чтобы знания у нас были такие, что КОМАР носа не подточит.

- Что общего у всех этих фраз? (это фразеологизмы). Найдите в словарике (с.157) объяснения данным выражениям. По рядам.

Мы начнем сейчас урок
С этих строк.

Вы на строчки посмотрите,
Что заметили, скажите?

2.Чистописание

Написание гласная буква о

Вторая строка - (от-ото-по-около-со-подо)

-Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (предлоги и приставки).

-Так приставки или предлоги?

Кто сможет поспорить с….? (включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников).

- Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

II. Актуализация знаний. Целеполагание.

-Какие цели ставим перед собой, чему будем учиться на уроке? (ответы детей)

- Если есть одинаковые предлоги и приставки, то, как их различить? Давайте разберемся.

Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

1.Оформление тетрадей
- Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: 11 декабря. Классная работа и чистописание.
Пропишите показ. Обведите карандашом то соединение, которое вам больше всего понравилось.

III.Работа по теме урока

1. Словарно-орфографическая работа.
На доске: (слайд) (до)ехал (до)деревни (по)бежал (по)дороге (про)читал (про) завод (под)полз (под) машину (на)кричал (на)собаку - Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? 1) Можно разделить на слова из словаря и не из него. 2) На глаголы и существительные. 3) На слова с приставками и слова с предлогами. Беседа по вопросам: - Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите слова с приставками. Доехал, побежал, прочитал, подполз, накричал - Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) - Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.) - Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: Конспект урока русского языка для 3 класса - ехал, приехал; побежал - бежал, подбежал и т. д.) - Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. (До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.) - Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог - это слово, которое служит для связи слов в предложении.) - Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.) - Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово. (До (чего?) деревни, до нашей деревни По (чему?) дороге, по узкой дороге На (кого?) на собаку и т. д.) - Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.) - За доской работают 2 человека (1 выписывает слова с приставками, 2 - с предлогами). Делают вывод.

-Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

-Подчеркните предлог и выделите приставку. (Взаимопроверка по слайду)

- Оцените работу товарища, поднимите сигнальную карточку.

2. Закрепление знаний и способов действий по теме: Правописание предлогов и приставок

- Откройте учебники на с.132 - прочитайте правило. Первый вариант рассказывает о предлогах, второй - о приставках.

-Оцените знания товарища (работа с сигнальными карточками)

Упражнение №259

- Первое предложение - коллективная работа (полный разбор - повест, невоскл, простое, распростр, )

2,3 предложение - самостоятельно (с последующей взаимопроверкой)

-Найдите слово, в котором 2 слога и все согласные твёрдые.

Инструктаж д.з. с. 132 №260

- Что будете помнить, когда будете раскрывать скобки? (предлоги пишутся раздельно, между….; приставки пишутся слитно).

- Физкультминутка

-Русская пословица гласит: Делу время -потехе час.

У нас приближаются новогодние праздники. И мы с вами начали к ним готовиться: на внеурочной деятельности, на классных часах. И сегодня я вам предлагаю продолжить подготовку к празднику. Сейчас вы будете работать в группах.

Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах.

1 группа «Составление кластера».

На доске находятся опоры:

  • часть слова

  • отдельное слово

  • отдельно

  • слитно

  • для связи слов в предложении

  • для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

поздравляем

с праздником

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

2 группа

Придумайте и запишите родственные слова к словам снег, мороз.

Постарайтесь сделать так, чтобы среди них были слова с приставками.

Напишите их на снежинках.

3 группа

Задание «Собери слово»

Запишите его на облачке. Разберите по составу.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

-

ёлки

белочка

зима

позвонить

дарит

зайка

медведи

4 группа

Прочитайте выразительно.

Отгадайте загадку. Напишите отгадку.

В тексте найдите слова с предлогами, разделите. Сделайте вывод.

Вваленках и вшубе,
Сёлкой и смешком.
Все его мы любим,
Все его мы ждём.



Это- …..


- У нас получились основные атрибуты праздника.

5 группа «Поэты»

Допишите рифму:

Ах, ты зимушка-зима!

………………… привела.

………………………….

……………………. принесла.

6 группа «Телеграмма»

- Предлоги требуют очень бережного к ним отношения. Проверьте, правильно ли используются выделенные предлоги в тексте.

Дорогие друзья!

Позвольте поздравить вас за наступающим Новым годом.

Пусть новый год принесёт при делах - удачу, а за семью - здоровье и радость. По традиции по нового года мы ожидаем больших перемен. Так пусть эти перемены окажутся яркими и немного сказочными.

Самооценка и оценка проделанной работе (используются сигнальные карточки».

VI.Итог урока: (по листам)

































Приложение

Инструкционная карта для 1 группы


Карточка - помощник

Наша группа конструировала слова. У нас получились 2 слова: ____________________________ .

В слове ………………… приставка ……. Приставка со словами пишется…….

Инструкционная карта для 2 группы


Карточка - помощник

Наша группа отгадывала загадку. В тексте загадки мы нашли слова с предлогами: ___________________________________________________________________________.

Предлоги со словами пишутся ______________________________________________.




Инструкционная карта для 3 группы

Карточка - помощник

Наша группа нашла слова с ошибками. Это орфограмма - ______________________________. Чтобы проверить ………………….., надо……………………….. . Например,

У нас в тексте были слова с предлогами и приставками ….



© 2010-2022