Статья Кочующие через века: культурное наследие коренных народов Ямала

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОЧУЮЩИЕ ЧЕРЕЗ ВЕКА: КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА

Wandering through the ages: indigenous cultural heritage of Yamal

The best representatives of the human race from the ancient world to the present day thought that every cultured person should know the country and the world around him. Lack of knowledge makes man indifferent. Yamal is one of the original Russian regions which has always attracted scientists and explorers. Besides its rich natural resources there has always been a unique culture, traditions and customs. Traditions are the so called source of history and culture of any nation. Traditions and customs of indigenous peoples of the north help to uncover the depth and strength of the link between man and severe northern nature which have existed for ages. The revival, preservation and development of national and distinctive cultures of indigenous minorities of the north are considered to be one of the main tasks in realisation of the state and regional policies in cultural sphere.

key words: Yamal, nation, the Nenets, traditions, culture, distinctness, heritage, tundra Лучшие представители рода человеческого от древнего мира до наших дней считали, что каждый культурный человек должен знать свою Родину, окружающий мир. Отсутствие знаний делает человека равнодушным. Равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей. На древней рукописи Тобольского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника начертаны знаменательные слова:

«Любить Отечество велит природа, Бог,

А знать его - вот честь, достоинство и долг». Традиции - своеобразный источник знания истории и культуры любого народа. Традиции и обычаи коренных народов севера помогают раскрыть глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой родного края, они - исток сыновней любви северянина к родному чуму, оленю, скрипу полозьев нарт, сиянию полярного неба, которое рассеивает печаль и тоску, рождает в сердцах людей чувство любви к родной тундре. Северяне бережно чтут природу, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Тундра для ненца издавна стала «кладовой» без замков. Но когда он вынужден будет воспользоваться щедростью природы, то возьмет ровно столько, сколько необходимо для жизни, чтобы не нанести горькую обиду земле и рекам, зверям и птицам. Существуют твердые правила в жизни людей, выработаны нормы поведения, исстари включающие ряд запретов, которые для всех были обязательны. Не умея объяснить многие природные явления, человек устанавливал прямую связь между нарушением запретов и карой, следующей как наказание в виде болезней и стихийных бедствий. В силу сложившихся традиций запреты легко запоминались и становились основой нравственности, являлись признаком воспитанности человека. По обычаю ненцев мужчина всегда должен идти впереди женщин и детей. Этот факт, кажущийся для других народов признаком бескультурья и неуважительного отношения к женщине, для коренных жителей округа вполне закономерен и его целесообразность диктуется своеобразными условиями жизни в тундре, где могут возникнуть неожиданные ситуации в пути, опасности, подстерегающие повсюду. Мужчина должен всех предупредить и защитить. Принято говорить, что ненецкая женщина - хозяйка семейного очага, выражение стало настолько устойчивым, что часто о роли женщины в воспитании детей, сохранении традиций, языка, культуры забывают. Если говорить о женском и мужском пространствах, то второе совпадает с культурным пространством социума, тогда как первое всегда остается в тени. При этом положение женщины воспринималось как приниженное, бесправное. На деле в рамках отдельного чума статус женщины всегда был высоким. Согласно ненецкой мифологии, она выступает праматерью-прародительницей мира. Именно детородная функция женщины и обуславливала ее особое положение в традиционном обществе. Она является представительницей сакрального мира, то есть мира духов, и от ее поведения зависят судьбы людей. Считалось, что женщина наделена огромными разрушительными и созидательными функциями. Исторически так сложилось, что бездетность была тягостным испытанием, дурным признаком. Уважением среди сородичей пользовались многодетные матери и родившие сыновей. В тундре не живут по принципу «все лучшее - детям», хотя заботятся о них не меньше, чем о тех малышах, которые живут в доме. Выработан своеобразный устав, по которому детей не следует с малых лет приучать к ощущению достатка в семье. Все есть результат труда, и это в первую очередь должен усвоить ребенок. Главный смысл отношения родителей к детям можно выразить следующими словами: «Пусть ребенок одевается в то, что есть, пусть ест то, что едят взрослые, ведь век его только начинается. А пока ребенок идет навстречу жизни, он может быть во всякой одежде, лишь бы не попал в зубы голода и холода, а красивую одежду и лакомую пищу он когда-нибудь заработает сам, своим трудом». Одежда - ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы ямальцев. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природных условиях Крайнего Севера и ярко характеризует национальную культуру. Продолжается традиция резьбы по дереву и кости, деревянная культовая скульптура, носящая исключительно религиозный характер. Жанровый состав ненецкого фольклора весьма разнообразен. Молитвы-заговоры, обрядовая поэзия, эпические песни и сказки отражают представления коренного народа об окружающем мире. Ямал - один из самобытных регионов России, который привлекал и привлекает ученых и исследователей. Поверх его богатейших недр всегда существовал культурный пласт со своим неповторимым набором ценностей. Несмотря на интенсивное освоение недр Ямала и влияние процессов глобализации, полиэтническая самобытность находит отражение в современных процессах жизнедеятельности, а возрождение, сохранение и развитие национальных и самобытных культур коренных малочисленных народов Севера сегодня является одной из основных задач в реализации государственной и региональной политики в сфере культуры.
Список литературы
  1. Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.

  2. Журавель Н.М. Краеведение Ямало-Ненецкого округа, Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2000.

  3. Сусой Е.Е. Из глубины веков. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1994.

  4. Хомич Л.В. Ненцы. СПб.: Наука, 1994.

  5. Ямальский меридиан. 2013, №7(207)



© 2010-2022