Конспект по русскому языку на тему: Фразеологизмы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: фразеологизмы.

Цели деятель-
ности учителя

Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Интернет-ресурс: nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

Оборудование

Интерактивная доска, проектор (по возможности)

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись задач темы, элементов букв



Основные понятия и термины

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Словарь фразеологизмов


организационная структура (сценарий) урока


Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Проверка домашнего задания

Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно

- Что было задано на дом? Проверим, как вы
выполнили домашнее задание.

- Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте правильность написания слов
в составленных словосочетаниях.

На доске или при помощи интерактивной доски демонстрируются словосочетания:

Ракетная установка Тетрадный лист

Ягодный кисель Коровье молоко

Морковный сок Земляничное варенье

Оленьи следы

- Выполнить упр. 82 на
с. 48 в учеб-
нике.

Осуществляют взаимопро-
верку

Фрон-тальная.

Парная

Р - владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей

Правиль-но выполненные
задания упраж-
нения

II. Постановка
учебной

Формулирование учебных задач

- Откройте учебник на стр. 49. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте тему урока.

- «Слово
и словосочетание. Что такое

Фрон-тальная

П - извлекают
необходимую информацию




1

2

3

4

5

6

7

задачи

по названию темы

- Как вы ответите на этот вопрос?

- Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на него

фразеоло-
гизмы?».

Ответы уча-щихся

из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.

Р - осознают
и принимают
учебную задачу.

Л - осознают гра-ницы своего знания и «незнания»

III. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта-
ниями букв, соединений

- Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

Конспект по русскому языку на тему: Фразеологизмы

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

- Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

- Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных

- Заглавной
и строчной букв П, п.

Выполняют
задания

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П - владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р - осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв

IV. Изучение нового мате-

Работа
над упражнением

- Откройте учебник на с. 49, найдите упр. 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

Выполняют
задание.

Фрон-тальная.

П - используют различные способы поиска инфор-

Представ-ление
о фразео-



1

2

3

4

5

6

7

риала.

1. Работа
по учебнику, с. 49, упр. 83

с целью ознакомления с устойчивыми
сочетаниями слов
(фразеологизмами)

- Кого называют словом «тапи́р»?

- Что означает выражение «повесил нос»?

- Выражение «повесить нос» имеет значение «расстраиваться», «унывать». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми. Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.

- Прочитайте определение. Объясните значение устойчивых сочетаний «ни свет ни заря», «прикусил язык»

- Тапир - животное, живущее в жарких странах и име-ющее вытянутые в хобот
губы и нос.

Ответы уча-щихся.

Внимательно слушают.

- «Ни свет
ни заря» озна-чает «очень
рано, до рас-света».

«Прикусил язык» имеет значение
«внезапно
замолчал»

Индиви-дуальная

мации, владеют
навыками смыслового чтения текстов (словарных
статей) в соответствии с учебной задачей.

Р - принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

К - слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения

логизмах



1

2

3

4

5

6

7

2. Работа
со словарем фразеологизмов: выполнение упр. 84, с. 49

Работа над упражнением с целью ознакомления со словарем фразеологизмов и работы
с ним.

Упражнения физкульт-
минутки

- Обратите внимание, что в учебнике на с. 157-
158 помещен фразеологический словарь. В нем даются толкования некоторых фразеологизмов.

- Толкование каких фразеологизмов надо найти в словаре учебника в упр. 84?

- Откройте словарь фразеологизмов. Найдите значение устойчивых сочетаний. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова.

Физкультминутка
(см. урок 1)

Открывают
и рассматривают словарь.

- Брать на буксир, висеть
на телефоне.

- Брать на буксир - помогать отстающему. Висеть на телефоне - часто
и долго говорить по теле-фону.

Выполняют упражнения физкульт-
минутки

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П - используют различные способы поиска информации; владеют
навыками смыслового чтения словарных статей,
логическими
действиями.

Р - принимают
и сохраняют
задачи учебной
деятельности.

К - слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения

Работа со словарем фразеологизмов. Выполнение физкультминутки
(четко
следуя инструкции)

3. Работа
по учебнику, с. 50, упр. 85

Упражнение в объяснении значения фразеологизмов

- Откройте учебник на с. 50, найдите упр. 85. Прочитайте фразеологизмы в левом столбце. Объясните их толкование. Выберите из правого столбца слова, которые объясняют фразеологизмы. Проверьте себя по словарю.

- Выполните письменное задание упражнения

Выполняют
задания

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П - используют различные способы поиска информации; владеют
навыками смыслового чтения словарных статей

Объяснение значения фразеологизмов



1

2

3

4

5

6

7

Р - планируют, контролируют
и оценивают учебные действия

4. Работа
по учебнику, с. 50, упр. 87

Упражнение в объяснении значения фразеологизмов

- Найдите упр. 87. Прочитайте. Найдите устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Объясните, как вы поняли их значение.


- Выполните письменное задание. Проверьте

написанное.

Учитель при помощи интерактивной доски
демонстрирует правильное написание слов
в словосочетаниях.

- Взяться за ум (становиться благоразумнее, рассудительнее), остаться
с носом (терпеть неудачу), медвежья услуга (услуга, повлекшая за собой негативные послед-ствия для того, кому она бы-
ла оказана),
с гулькин нос
(очень мало).

Выполняют
задание. Осуществляют
самопроверку

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П - используют различные способы поиска инфор-мации; владеют
навыками смыслового чтения словарных статей,
логическими
действиями.

Р - принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия.

К - слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Объясне-ние значения фразеологизмов.

Правиль-ное написание слов



1

2

3

4

5

6

7

Морской берег, дружить с товарищем, взяться
за ум, остаться с носом, медвежья берлога, медвежья услуга, мягкая мебель, с гулькин нос

Л - стремятся
к приобретению новых знаний

V. Итог урока.

Рефлексия дея-тельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

- Над какой темой работали на уроке?

- Какую роль выполняют в нашей речи фразео-логизмы? Какие фразеологизмы вы слышали
в устной речи?

- Что выполняли на уроке?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

- Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 30,
упр. 68; учебник, с. 51 (чтение исторической справки возникновения фразеологизмов
в разделе «Страничка для любознательных»)

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П - ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного.

Р - оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л - проявляют интерес к пред-
мету, стремятся
к приобретению новых знаний





© 2010-2022