Рабочая программа Окружающий мир. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Программы «Окружающий мир» для 2 класса под редакцией Н.Ф. Виноградовой Окружающий мир : 1-4 классы - М. : Вентана-Граф, 2013. на основе концепции системы учебников «Начальная школа ХХI века»

Рабочая программа ориентирована на использование учебников

  • Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2./ Виноградова, Н. Ф. - 5-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 2 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч.Ч.1,2 -4-е изд., перераб.- М.: Вентана - Граф, 2013.

Основная цель урока окружающий мир во 2 классе - формирование целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимися самого себя, своего Я.

Изучение окружающего мира во 2 классе имеет следующие задачи:

  • формировать знания об объектах окружающего мира, готовность школьника к взаимодействию со средой обитания, которое не принесёт вреда ни ребёнку, ни среде;

  • развивать интерес к окружающему миру, расширять кругозор детей, формировать общую культуру и детскую эрудицию;

  • формировать предметные знания и умения, развивать общеучебные, универсальные, коммуникативные умения;

  • воспитывать нравственно-эстетические ценности, представления о гражданственности, человечности; воспитывать экологическую культуру, развивать эстетические чувства ребёнка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

  • Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.

  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

  • Формирование основ российской гражданской идентичности.

  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в объедине­нии народов.

  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.

  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

  • Понимание особой роли России в мировой истории.

  • Воспитание чувства гордости за национальные достижения.

  • Воспитание уважительного отношения к своей стране.

  • Воспитание уважительного отношения к истории страны.

  • Воспитание любви к родному краю.

  • Воспитание любви к своей семье.

  • Воспитание гуманного отношения к людям.

  • Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национального вероисповедания.

  • Понимание роли человека в обществе.

  • Принятие норм нравственного поведения в природе.

  • Принятие норм нравственного поведения в обществе.

  • Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

  • Формирование основ экологической культуры.

  • Понимание ценности любой жизни.

  • Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

  • Осознание целостности окружающего мира.

  • Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.

  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира

(наблюдение).

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (экспе­римент).

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (изме­рение).

  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятель­ности.

  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

  • Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» (68 часов)

Введение. Что окружает человека (1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предме­ты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от друго­го. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши по­мощники - органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определе­ние времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и пита­ние. Культура поведения за столом. Воспитание у себя орга­низованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на до­роге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях(обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь чело­веку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом само­чувствии и несчастном случае.

Кто живёт рядом с тобой (6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свобод­ное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, при­вязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнения для благо­получия человека. Правила культурного поведения в общест­венных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отноше­ния к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уваже­ние к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к исполь­зуемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Ко­гда и почему появились правила. Игровой и потешный семей­ный фольклор.

Россия - твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва - столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в воз­никновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург - се­верная столица России. Достопримечательности Санкт-Пе­тербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IХ веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта сла­вян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Досто­примечательности родного края. Труд, быт людей. Культур­ные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профес­сии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Про­фессии, значение которых возросло в последние годы (эко­номист, программист).

Мы - граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция - глав­ный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных на­родов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.

Мы - жители Земли (9 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля - пла­нета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной сис­темы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и расте­ние - живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (23 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, бе­резняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые рас­тения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (зве­ри), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительно­го и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила пове­дения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведе­ния). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек (2 ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полез­ных предметов для людей. Красота природы. Отражение яв­лений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Прави­ла поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий му­зей, места сельскохозяйственного труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), ху­дожественный музеи, на предприятие, в учреждение культу­ры и быта (с учётом местных условий).

Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муля­жами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).


В соответствии с авторской программой количество часов по теме «Кто живёт рядом с тобой?» было уменьшено на 1 час, данный час отведён на контрольную работу.


В соответствии с авторской программой количество часов по теме «Россия - твоя Родина» было уменьшено на 1 час, данный час отведён на контрольную работу.


В соответствии с авторской программой количество часов по теме «Природные сообщества» было уменьшено на 1 час, данный час отведён на контрольную работу.


В соответствии с авторской программой количество часов по теме «Природа и человек» было уменьшено на 1 час, данный час отведён на контрольную работу.

Учебно-тематическое планирование


Тема урока

Количество

часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Введение (1 час)

1 Что окружает человека.

1

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия сделанные руками человека, различение: прошлое - настоящее-будущее.

Кто ты такой? (14 ч)

2 Я, ты, он, она... Все мы - люди.

1

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Кто я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность.

3 Наши помощники - органы чувств.

1

4 Наши помощники - органы чувств.

1

5 Поговорим о здоровье.

1

6 Поговорим о здоровье.

1

7 Режим дня.

1

8 Режим дня.

1

9 Физическая культура.

1

10 Физическая культура.

1

11 Почему нужно правильно питаться.

1

12 Почему нужно правильно питаться.

1

13 Почему нужно правильно питаться.

1

14 Почему нужно быть осторожным.

1

15 Почему нужно быть осторожным.

1

Кто живёт рядом с тобой? (6 час)

16 Итоговая контрольная работа за 1 четверть.

1

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья») Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях.

17 Что такое семья.

1

18 Что такое семья.

1

19 О правилах поведения.

1

20 О правилах поведения.

1

21 О правилах поведения.

1

Россия - твоя Родина (13 час)

22 Родина - что это значит?

1

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову Родина. Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям.

23 Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

1

24 Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

1

25 Москва - столица России.

1

26 Москва - столица России.

1

27 Города России.

1

28 Родной край - частица Родины.

1

29 Как трудятся россияне.

1

30 Как трудятся россияне.

1

31 Все профессии важны.

1

32 Мы - граждане России.

1

33 Итоговая контрольная работа за 2 четверть.

1

34 Россия - многонациональная страна.

1 Мы - жители Земли (9 час)

35 Твоё первое знакомство со звёздами.

1

Характеристика планет Солнечной системы.

36 Твоё первое знакомство со звёздами.

1

37 Чем Земля отличается от других планет?

1

38 Чем Земля отличается от других планет?

1

39 В некотором царстве…

1

40 Грибы.

1

41 Какие животные живут на Земле.

1

42 Разнообразие растений.

1

43 Разнообразие растений.

1

Природные сообщества (23 час)

44 Среда обитания - что это такое.

1

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные - дикорастущие растения.

45 Лес и его обитатели.

1

46 Деревья леса.

1

47 Кустарники леса.

1

48 Травянистые растения леса.

1

49 Травянистые растения леса.

1

50 Животные леса.

1

51 Итоговая контрольная работа за 3 четверть.

1

52 Животные леса.

1

53 Животные леса.

1

54 Животные леса.

1

55 Что мы знаем о воде.

1

56 Что мы знаем о воде.

1

57 Водоёмы и их обитатели.

1

58 Водоёмы и их обитатели.

1

59 Водоёмы и их обитатели.

1

60 Водоёмы и их обитатели.

1

61 Водоёмы и их обитатели.

1

62 Луг и его обитатели.

1

63 Луг и его обитатели.

1

64 Поле и его обитатели.

1

65 Поле и его обитатели.

1

66 Сад и его обитатели.

1

Природа и человек (2 час)

67 Итоговая контрольная работа за год.

1

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему: «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе.

68 Человек - часть природы.

1






















Учебно-методическое обеспечение


  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (см.: Приказ Минюста России от 22.12.2009 г. № 15785 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
  • Примерная образовательная программа начального общего образования;
  • Виноградова. Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Виноградова. Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения
М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Виноградова. Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочие тетради в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Виноградова. Н.Ф. - М.: Вентана-Граф, 2013.




Рабочая программа составляется в соответствии с положением о рабочей программе.












© 2010-2022