- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочному курсу Решение проектных задач 4 класс
Рабочая программа по внеурочному курсу Решение проектных задач 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зенина Е.И. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 г. Назарово Красноярского края»
Принята на методическом
объединении учителей
начальных классов
Протокол № 55 от 27.08.2015
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ 14»
___________ В.Ф. Цветцых
Приказ №01-04-71/3 от 28.08.2015
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Решение проектных задач»
начального общего образования
4 «В» класса
Учитель: Зенина Елена Ивановна
Категория: первая
Стаж работы: 23 года
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение проектных задач» разработана в соответствии с: • Законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», • Основной образовательной программой школы, • Уставом МБОУ «СОШ 14» от 17 января 2011 г, Программа реализуется в рамках обще интеллектуального направления внеурочной деятельности.
Цели и задачи курса «Решение проектных задач»
Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. Основной целью курса становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Задачи курса: 1. Формировать позитивную самооценку, самоуважение. 2. Способствовать формированию коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формировать способность к организации деятельности и управлению ею: - воспитывать целеустремленность и настойчивость; - формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формировать умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формировать умение самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формировать умение решать творческие задачи. 5. Формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Общая характеристика курса
В предлагаемом курсе «Решение проектных задач» учебным предметом является освоение основ проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Основным методом обучения в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова является постановка и решение учениками системы учебных задач. Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников. Однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи - создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу. Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках. Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи. Творческая (олимпиадная) задача - это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением). Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:
- научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
- стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
- содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного
сотрудничества; - оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
- задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
- задает реальную возможность организации сотрудничества детей между собой при решении поставленной ими самими задачи;
- учит способу проектирования через специально разработанные задания;
- даёт возможность посмотреть , как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действия в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа реализуется в рамках обще интеллектуального направления внеурочной деятельности. Объем отобранного содержания рабочей программы определен в соответствии с нормативной продолжительностью изучения курса в начальной школе, которая установлена базисным учебным планом (по 1часу в неделю на каждую из трёх групп). С учетом 34 учебных недель, определенных календарным учебным графиком. Это составляет 34 x 3 = 102 часа по программе.
Учебно-тематическое планирование (4 класс)
№
Название раздела
Кол-во часов
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
1.
Путешествие из Лилипутии в Великанию
6
-представляет результаты в разных единицах измерения;
-изображает карту по описанию;
-формулирует правила поведения;
-строит орнаменты;
-работает с диаграммами и таблицами.
Регулятивные:
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- в сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи;
- проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
- демонстрирует навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывает необходимые знания и с их помощью проделывает конкретную работу;
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные:
- умеет выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- координирует свои усилия с усилиями других;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задаёт вопросы;
- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает
собственную позицию;
- демонстрирует положительную мотивацию к обучению;
- демонстрирует развитые познавательные навыки;
- самостоятельно конструирует свои знания;
- ориентируется в информационном пространстве;
- критически и творчески мыслит;
2.
Человек: раб или хозяин природы?
6
-заполняет таблицы;
-определяет объект по известным признакам;
-проводит опрос;
-находит нужную информацию;
-составляет небольшой текст-заключение.
3.
Экспедиция в долину Вирусов
5
-работает с картосхемой;
-применяет метод изолиний;
-работает с диаграммами и таблицами;
-измеряет, отмеривает величины;
-решает задачи на движение;
-применяет правила синтаксиса и пунктуации;
-создает собственные тексты в соответствии с заданным жанром;
-строит орнаменты;
-демонстрирует композиционную целостность и цветовую гармонию.
4.
Кто обитает на необитаемом острове?
5
-описывает особенности диалекта;
-восстанавливает текст письма;
-распределяет животных по зонам обитания;
-разрабатывает макет буклета.
5.
Дом в Простоквашино
6
- создает рекламный продукт.
-демонстрирует логичность, четкость, точность, последовательность изложения в тексте.
-определяет полноту содержания текста.
-соотносит рекламный рисунок (плакат, буклет, и т.д.) с содержанием текста.
-оценивает оригинальность работы.
6.
В погоне за Белым Кроликом, или Необыкновенные приключения Алисы
6
-работает с разными видами текстов;
-выделяет существенную информацию;
-удерживает несколько условий в рамках одной задачи;
-выдвигает и обосновывает гипотезы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК
Интернет-ресурсы,
справочно-информационные, контролирующие программы
Материально-техническое оснащение
«Стандарт начального образования»,
«Проектные задачи в начальной школе», пособие для учителя под ред. А.Б. Воронцова, М, Просвещение, 2011
Мультимедийный проектор.
Экран для мультимедийного проектора.
Принтер лазерный А4.
Интерактивная доска.
Маркеры, ватман, заготовки и распечатки заданий.
Календарно-тематическое планирование курса «Решение проектных задач» в 4 классе в 2015 - 2016 учебном году
№ урока
Дата прове
дения
Тема урока
Формы и виды
учебного занятия
Основные виды учебной деятельности учащихся
Формы контроля
1 - 6
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
Проектная задача: «Путешествие из Лилипутии в Великанию»
Решение проектной задачи. 1-й этап - погружение в проект
- личностное присвоение проблемы;
- вживается в ситуацию;
- принимает, уточняет и конкретизирует цель и задач.
2-й этап - организация деятельности
- разбивается на группы;
- распределяет роли в группе;
- планирует работу;
- выбирает формы и способ презентации предполагаемых результатов.
3-й этап - осуществление деятельности
Работает активно и самостоятельно:
- каждый в соответствии со своими ролями и сообща;
- консультируется по необходимости;
-«добывает» недостающие знания;
- подготавливает презентацию результатов.
4-й этап - презентация результатов и рефлексия
Демонстрирует: понимание проблемы, цели и задач;
-планирует и осуществляет работу;
-описывает найденный способ решения проблемы;
- оценивает деятельность и результат;
- дает взаимооценку деятельности и ее результативности.
Наблюдение за взаимодействием групп непосредственно во время работы (экспертный лист)
Публичная презентация результатов (выступление и оформление стенда)
Анкетирование после презентации
7 - 12
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
16.10
21.10
30.10
13.11
20.11
27.11
18.10
25.10
01.11
15.11
22.11
29.11
Проектная задача: «Человек: раб или хозяин природы?»
Решение проектной задачи.
Презентация результатов работы в виде заключения о причинах исчезновения ласточек
13 - 17
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
06.12
13.12
20.12
27.12
17.01
Проектная задача: «Экспедиция в долину Вирусов»
Решение проектной задачи.
Оценка путём экспертного наблюдения (экспертный лист)
Оценочный лист для предъявления продукта другой группе
18 - 22
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
Проектная задача: «Кто обитает на необитаемом острове?»
Решение проектной задачи.
Оценка путём экспертного наблюдения (экспертный лист)
23 - 28
24.02
03.03
10.03
17.03
24.03
07.04
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
28.02
07.03
14.03
21.03
04.04
11.04
Проектная задача: «Дом в Простоквашино»
Решение проектной задачи.
Оценка путём экспертного наблюдения (экспертный лист)
29 - 34
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05
18.04
25.04
02.05
11.05
16.05
23.05
Проектная задача: «В погоне за Белым Кроликом, или Необыкновенные приключения Алисы»
Решение проектной задачи.
Презентация результатов работы