Рабочая программа по внеурочному курсу Решение проектных задач 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 г. Назарово Красноярского края»

Принята на методическом

объединении учителей

начальных классов

Протокол № 55 от 27.08.2015

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ 14»

___________ В.Ф. Цветцых

Приказ №01-04-71/3 от 28.08.2015

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Решение проектных задач»

начального общего образования

4 «В» класса

Учитель: Зенина Елена Ивановна

Категория: первая

Стаж работы: 23 года

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение проектных задач» разработана в соответствии с: • Законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», • Основной образовательной программой школы, • Уставом МБОУ «СОШ 14» от 17 января 2011 г, Программа реализуется в рамках обще интеллектуального направления внеурочной деятельности.

Цели и задачи курса «Решение проектных задач»


Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. Основной целью курса становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Задачи курса: 1. Формировать позитивную самооценку, самоуважение. 2. Способствовать формированию коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формировать способность к организации деятельности и управлению ею: - воспитывать целеустремленность и настойчивость; - формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формировать умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формировать умение самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формировать умение решать творческие задачи. 5. Формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).






Общая характеристика курса
В предлагаемом курсе «Решение проектных задач» учебным предметом является освоение основ проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Основным методом обучения в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова является постановка и решение учениками системы учебных задач. Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников. Однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи - создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу. Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках. Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи. Творческая (олимпиадная) задача - это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением). Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:

  • научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
  • стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
  • содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного
    сотрудничества;
  • оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
  • задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Для осуществления перечисленных образовательных условий мы предлагаем ввести еще один тип задач - проектные задачи. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения. Через опыт решения серии подобных задач на протяжении пяти первых лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи. Педагогические эффекты проектных задач:
  • задает реальную возможность организации сотрудничества детей между собой при решении поставленной ими самими задачи;
  • учит способу проектирования через специально разработанные задания;
  • даёт возможность посмотреть , как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действия в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты.
Этапы проектной задачи: 1-й - погружение в проект; 2-й - организация деятельности; 3-й - осуществление деятельности; 4-й - презентация результатов и рефлексия.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа реализуется в рамках обще интеллектуального направления внеурочной деятельности. Объем отобранного содержания рабочей программы определен в соответствии с нормативной продолжительностью изучения курса в начальной школе, которая установлена базисным учебным планом (по 1часу в неделю на каждую из трёх групп). С учетом 34 учебных недель, определенных календарным учебным графиком. Это составляет 34 x 3 = 102 часа по программе.

Учебно-тематическое планирование (4 класс)


Название раздела

Кол-во часов

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1.

Путешествие из Лилипутии в Великанию

6

-представляет результаты в разных единицах измерения;

-изображает карту по описанию;

-формулирует правила поведения;

-строит орнаменты;

-работает с диаграммами и таблицами.

Регулятивные:

- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- в сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи;

- проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

- демонстрирует навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывает необходимые знания и с их помощью проделывает конкретную работу;

- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные:

- умеет выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- координирует свои усилия с усилиями других;

- формулирует собственное мнение и позицию;

- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задаёт вопросы;

- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает

собственную позицию;

- демонстрирует положительную мотивацию к обучению;

- демонстрирует развитые познавательные навыки;

- самостоятельно конструирует свои знания;

- ориентируется в информационном пространстве;

- критически и творчески мыслит;

2.

Человек: раб или хозяин природы?

6

-заполняет таблицы;

-определяет объект по известным признакам;

-проводит опрос;

-находит нужную информацию;

-составляет небольшой текст-заключение.

3.

Экспедиция в долину Вирусов

5

-работает с картосхемой;

-применяет метод изолиний;

-работает с диаграммами и таблицами;

-измеряет, отмеривает величины;

-решает задачи на движение;

-применяет правила синтаксиса и пунктуации;

-создает собственные тексты в соответствии с заданным жанром;

-строит орнаменты;

-демонстрирует композиционную целостность и цветовую гармонию.

4.

Кто обитает на необитаемом острове?

5

-описывает особенности диалекта;

-восстанавливает текст письма;

-распределяет животных по зонам обитания;

-разрабатывает макет буклета.

5.

Дом в Простоквашино

6

- создает рекламный продукт.

-демонстрирует логичность, четкость, точность, последовательность изложения в тексте.

-определяет полноту содержания текста.

-соотносит рекламный рисунок (плакат, буклет, и т.д.) с содержанием текста.

-оценивает оригинальность работы.

6.

В погоне за Белым Кроликом, или Необыкновенные приключения Алисы

6

-работает с разными видами текстов;

-выделяет существенную информацию;

-удерживает несколько условий в рамках одной задачи;

-выдвигает и обосновывает гипотезы.









Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


УМК

Интернет-ресурсы,

справочно-информационные, контролирующие программы

Материально-техническое оснащение

«Стандарт начального образования»,

«Проектные задачи в начальной школе», пособие для учителя под ред. А.Б. Воронцова, М, Просвещение, 2011

Мультимедийный проектор.

Экран для мультимедийного проектора.

Принтер лазерный А4.

Интерактивная доска.

Маркеры, ватман, заготовки и распечатки заданий.






Календарно-тематическое планирование курса «Решение проектных задач» в 4 классе в 2015 - 2016 учебном году


№ урока

Дата прове

дения

Тема урока

Формы и виды

учебного занятия

Основные виды учебной деятельности учащихся

Формы контроля

1 - 6

02.09

09.09

16.09

23.09

30.09

07.10

04.09

11.09

18.09

25.09

02.10

09.10

06.09

13.09

20.09

27.09

04.10

11.10

Проектная задача: «Путешествие из Лилипутии в Великанию»

Решение проектной задачи. 1-й этап - погружение в проект

- личностное присвоение проблемы;

- вживается в ситуацию;

- принимает, уточняет и конкретизирует цель и задач.

2-й этап - организация деятельности

- разбивается на группы;

- распределяет роли в группе;

- планирует работу;

- выбирает формы и способ презентации предполагаемых результатов.

3-й этап - осуществление деятельности

Работает активно и самостоятельно:

- каждый в соответствии со своими ролями и сообща;

- консультируется по необходимости;

-«добывает» недостающие знания;

- подготавливает презентацию результатов.

4-й этап - презентация результатов и рефлексия

Демонстрирует: понимание проблемы, цели и задач;

-планирует и осуществляет работу;

-описывает найденный способ решения проблемы;

- оценивает деятельность и результат;

- дает взаимооценку деятельности и ее результативности.

Наблюдение за взаимодействием групп непосредственно во время работы (экспертный лист)

Публичная презентация результатов (выступление и оформление стенда)

Анкетирование после презентации

7 - 12

14.10

21.10

28.10

11.11

18.11

25.11

16.10

21.10

30.10

13.11

20.11

27.11

18.10

25.10

01.11

15.11

22.11

29.11

Проектная задача: «Человек: раб или хозяин природы?»

Решение проектной задачи.

Презентация результатов работы в виде заключения о причинах исчезновения ласточек

13 - 17

02.12

09.12

16.12

23.12

13.01

04.12

11.12

18.12

25.12

15.01

06.12

13.12

20.12

27.12

17.01

Проектная задача: «Экспедиция в долину Вирусов»

Решение проектной задачи.

Оценка путём экспертного наблюдения (экспертный лист)

Оценочный лист для предъявления продукта другой группе

18 - 22

20.01

27.01

03.02

10.02

17.02

22.01

29.01

05.02

12.02

19.02

24.01

31.01

07.02

14.02

21.02

Проектная задача: «Кто обитает на необитаемом острове?»

Решение проектной задачи.

Оценка путём экспертного наблюдения (экспертный лист)

23 - 28

24.02

03.03

10.03

17.03

24.03

07.04

26.02

05.03

12.03

19.03

02.04

09.04

28.02

07.03

14.03

21.03

04.04

11.04

Проектная задача: «Дом в Простоквашино»

Решение проектной задачи.

Оценка путём экспертного наблюдения (экспертный лист)

29 - 34

14.04

21.04

28.04

05.05

12.05

19.05

16.04

23.04

30.04

07.05

14.05

21.05

18.04

25.04

02.05

11.05

16.05

23.05

Проектная задача: «В погоне за Белым Кроликом, или Необыкновенные приключения Алисы»

Решение проектной задачи.

Презентация результатов работы


© 2010-2022