Статья на тему Почему я выбираю систему развивающего обучения Д. Б. Эльконины-В. В. Давыдова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Почему я выбираю систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова»


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10. 2009 года, приоритетной целью ставит формирование УУД (универсальных учебных действий). Овладение этими действиями дает учащимся возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Учащиеся сами должны стать «архитекторами и строителями» образовательного процесса. Необходимо развивать способность учащихся самостоятельно ставить учебные цели, искать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, у учащихся должно формироваться «умение учиться». Научиться учить себя - вот задача, в решении которой сегодня школе нет замены. Не случайно в основу новых ФГОС положен системно-деятельностный подход, опирающийся на труды известных психологов и педагогов-практиков Л.С.Выготского , А.Н.Леонтьева , Д .Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их учеников. Формирование системы универсальных учебных действий - главная задача современной начальной школы. Сегодня мы говорим о том, что универсальные учебные действия необходимо закладывать именно в начальной школе, т.к. именно она является началом и играет главную роль в дальнейшем развитии и воспитании личности. Известно, что в начале 60-х годов, известный педагог - психолог Д. Б. Эльконин, анализируя учебную деятельность школьников, усматривал ее сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизменении ребенком самого себя как субъекта. Известно, что еще в конце 80-х годов 20 в. развернулась работа по практической реализации концепции развивающего обучения. Разработаны и опубликованы программы развивающего обучения, изданы соответствующие учебники и методические пособия, шла переподготовка учителей, приступающих работать по программам. Сегодня учитель оказывается перед необходимостью сделать выбор между существующими системами обучения. Авторы этой системы предлагают ему принципиально новую цель. Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворить ее посредством учения, то есть хотеть, любить и уметь учиться. Основная задача учителя - организовать поисково -исследовательскую деятельность детей, направленную на поиск способа решения возникающей перед ними задачи. Это полностью исключает показ такого способа. Решить эту задачу ученики могут путем либо перестройки уже известных им способов действия, либо конструирования принципиально нового способа действия. Но главное, что предстоит сделать в том или в другом случае, - это обосновать найденный способ действия. Поэтому, если даже ученики не в состоянии самостоятельно найти нужный способ действия и он будет предложен учителем, то задачу его обоснования им придется решать самим. Таким образом, роль ученика в учебно - поисковой деятельности состоит не в точном исполнении указаний учителя, а в более полной реализации создаваемых им предпосылок для осуществления поиска. Сегодня это, я думаю, актуально как никогда ранее. Тринадцать лет назад я так же сделала свой выбор. Работая 10 лет в начальной школе в традиционной системе обучения, я не испытывала удовлетворения от своей работы. Грамотность учащихся на выходе из начальной школы, была на достаточно низком уровне. Дети в процессе письма не видели орфограммы, не могли применить заученные правила на письме и вследствие этого, результативность по русскому языку была низкая. По математике дети плохо решали задачи, не видели связей и отношений между величинами в задаче. Изучение таблицы умножения строилась на простом запоминании и поэтому дети не воспринимали ее как нечто интересное и совершенное.Часто на уроках при выполнении одних и тех же упражнений детям было неинтересно. Ведь не секрет, что традиционная система предлагала множество однотипных и неинтересных упражнений как по русскому языку, так и по математике. Особенно, я считаю, страдали более способные дети, ведь учитель рассказывал, как надо действовать, дети запоминали готовый образец и выполняли уже массу одинаковых примеров или упражнений. Очень часто дети боялись выступать перед классом, высказывать свою точку зрения на тот или иной вопрос, да она была и не нужна, ведь учитель уже рассказал что нужно делать. В большинстве своем, дети были пассивными слушателями и исполнителями воли учителя. Я понимала, что нужно было что-то менять в обучении. Но что? В нашей школе к тому времени уже работала по технологии развивающего обучения Астрихинская Л. И. Я стала посещать ее уроки и увидела совершенно новый стиль общения учителя и учащихся. Это были другие дети. У них горели глаза, ведь они сами намечали себе цель, сами ставили себе задачи и сами пытались найти решение этих задач. Обстановка на уроках была отличной от той, которую я привыкла видеть в традиционной школе. Дети спорили, выказывали свои мысли, искали ответы на вопросы, те были в учебной деятельности, говоря профессиональным языком. Причем к доске мог выходить не один ученик, а сразу несколько, чтобы можно было сравнить решения и выяснить, какое из них правильное и почему. Мне стало интересно, и я поняла, что это как раз то, что нужно современным детям и современному обществу. К тому времени Астрихинская Л. И. стала методистом развивающего обучения, закончив курсы методистов в Центре развивающего обучения в г. Томске, и на базе нашей школы был создан постоянно действующий семинар по освоению новой педтехнологии. В этой технологии меня привлекло само содержание учебного материала .Оно построено таким образом, что ребенок в процессе усвоения понятий проходит путь маленького исследователя, делающего свое собственное открытие. Итак, моей целью при переходе на новую систему обучения было: повысить уровень сформированности орфографического действия, т.е. научить детей видеть орфограммы в процессе письма, поднять на уровень технику и осмысленность чтения, научить детей высказывать и отстаивать собственное мнение, научить общаться,т.е. уметь понимать и принимать позицию другого и уважать чужое мнение.Первый набор по развивающей системе Эльконина-Давыдова (2001-2005 уч. год) дал очень хорошие результаты, что позволило мне защититься на высшую категорию и утвердиться в правильности своего выбора. С первых же дней занятий в школе я организую работу в парах. Одни, более сильные дети играют роль учителей, другие, менее подготовленные, роль учеников. Учеными доказано, что, обучая другого, ученик сам усваивает до 90% учебного материала. Звуковая материя языка, с которой дети столкнулись при развивающем обучении грамоте, исследование особенностей которой ведет к открытию способов письма и чтения, увлекает всех детей, независимо от их предшествующей подготовки. Определяя цель букварного периода, я должна указать на тот способ чтения, которому я обучаю. А именно, учить нужно слоговому чтению, а не чтению по слогам. Между этими двумя способами существует большая разница. Слово - это произносительная единица. Оно состоит из слогов, но представляет собой не их сумму, а систему, объединенную в одно целое словесным ударением и ограниченную от других слов паузами. Именно ударение объединяет последовательность слогов в слово. Поэтому чтение по слогам как таковым чтением не является. Часто учителя сталкиваются с тем, что многие дети, научившись читать по слогам, с большим трудом переходят к словесному чтению. Обычно, это объясняют тем, что дети мало читают. Конечно, они мало читают, но не потому что ленятся, а потому, что не понимают читаемый текст. Такое понимание возможно только на основе словесного чтения. Программа развивающего обучения вооружает ребенка таким способом чтения. Основной материал букваря перемежается страничками совместного чтения, цель которых- ввести ребенка в мир литературы, показать учителем образец культуры чтения, заинтересовать ребенка чтением. К концу 1 класса я организую работу в группах. Групповая поддержка, действия заодно с другими, создают чувство защищенности, облегчая любой шаг в неизведанное. Программа по русскому предусматривает, что учащиеся должны овладеть орфографическим действием не путем заучивания отдельных правил, а в процессе исследования языкового материала. Уже начиная с 1 класса мы с детьми учимся ставить перед собой конкретные задачи и находить способы их решения. Ко мне в 1 класс дети приходят с разным уровнем овладения родной речью, но независимо от умения пользоваться словарным богатством языка, речь для них существует лишь как средство общения. Поэтому первой задачей стоит выделить способность слов называть предметы, действия, признаки предметов. Далее представление о слове происходит в связи с выделением слов в потоке речи. Мы с детьми наблюдаем, что люди говорят друг с другом не с помощью отдельных слов, а с помощью высказываний сообщают друг другу различные сведения. Одним из главных принципов развивающего обучения является принцип моделирования и поэтому с первого класса дети учатся выражать самое главное, самое важное с помощью модели. Такая работа способствует развитию теоретического мышления, способности сравнивать, обобщать, анализировать. Ребята делают это, в основном, в группе, сообща. Первой формой моделирования является моделирование функции слова. Далее мы задаемся вопросом « А из чего же сделаны слова? Выясняется, что из звуков, но не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. А еще слова состоят из отдельных «кусочков», слогов. Формирование смыслоразличительной роли ударения происходит также в первом классе. Казалось бы, это для первоклассников очень трудно. Ведь ни для кого не секрет, что в традиционном обучении поставить правильно ударение представляет трудность даже в 5-6 классе. Но есть способы, которые помогают детям безошибочно ставить ударение. Это способ «передвижения» ударения, прием «позови слово» или произнеси слово с вопросительной интонацией. Много времени в букварном периоде уделяется звуковому анализу слов. Дети, слушая слово, последовательно выделяют звуки и дают им полную характеристику: гласный или согласный звук, твердый или мягкий, звонкий или глухой, записывая его затем с помощью моделей. Такая кропотливая работа в букварный период сыграет неоценимую роль на более позднем этапе изучения русскому языку, когда дети заменят условные значки звуков буквами. Очень немногие дети будут пропускать буквы, как это наблюдается в традиционном обучении. Постепенно звуковые значки моделей заменяются общеупотребительными - буквами, и мы приступаем к формированию действий письма и чтения. Трудно переоценить рабочие тетради к букварю Л. Г.Олисовой. Эта тетрадь не только создает условия для формирования общеучебных навыков, но и способствует формированию таких личностных качеств, как самооценка, логическое мышление, уровень притязаний. Корректируя оценку, которую по шкале ставит ребенок за выполненное задание, учитель постепенно формирует у учащихся способность адекватно оценить свою работу, свои действия, а в дальнейшем свои поступки. Второй год обучения русскому языку очень богат открытиями: второклассники обнаруживают факт чередования звуков, узнают о законе русского письма, учатся ставить орфографические проблемы в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций) и решать их различными способами. А также узнают о типах изменений слов - названий, о значимых частях слова и однокоренных словах. В 3 классе продолжается решение учебных задач, направленных на поиск способов проверки орфограмм слабых позиций. Круг изучаемых орфограмм в 4 классе значительно расширяется и характер постановки учебных задач меняется. Если в 1, 2,3, классах учащиеся сами обнаруживали орфографические проблемы в процессе записи и фиксировали недостаточность имеющегося способа их решения, то в 4 классе учащиеся анализируют и сопоставляют свои представления о том или ином языковом факте и приходят к мнению в нем разобраться. Выбирая тот или иной вариант организации работы, я прежде всего ориентируюсь на уровень самостоятельности своих учеников. Если задание по силам каждому ученику, лучше, чтобы дети выполняли его индивидуально. Если задание может вызвать у некоторых ребят трудность, то лучше предложить выполнить его вдвоем, втроем, вчетвером, т.е. в группе. Основное содержание курса математики как раз определено стандартом второго поколения начального общего образования. В 1 классе, действуя с различными предметами, дети выделяют параметры вещей, являющимися величинами, т.е. свойства, для которых можно установить отношения «равно-неравно», «больше - меньше». Дети знакомятся с такими величинами как длина, масса, площадь, объем и способами их уравнивания. Измерение величин, в отличие от счета предметов, требует организации практических действий, вынуждает ученика действовать руками, причем не в одиночку, а совместно с другими учащимися. Это является основой для развития моторики, коммуникативных умений, расширения познавательных интересов и установления метапредметных связей. Число в этом случае является характеристикой величины и зависит от выбранной мерки. Отношения между величинами моделируются с помощью отрезков. Начиная с 1 класса при решении задач действие моделирования играет неоценимую роль. Все отношения величин в задачах сначала фиксируются на отрезках, что позволяет учащимся находить наиболее рациональный способ решения той или иной задачи. Числовая прямая дает возможность более рационально решать задачи сравнения и сложения величин. А способ сложения и вычитания многозначных чисел сводится к сложению однозначных с применением принципа позиционности. Таблица умножения строится не на основе прямого вычисления, а с опорой на общие, известные законы действий с числами. Вместе с детьми я впервые открыла для себя некоторые закономерности таблицы умножения. Оказывается, в результатах таблицы умножения на 9 сумма цифр всегда равна девяти. Логика построения курса математики основывается на мотивации ученика, что повышает его интерес к изучению предмета. Таким образом, само содержание курса ориентировано на деятельностный подход, который является необходимым при решении задач ФГОС. Методы обучения математике опираются на исследование самим ребенком в сотрудничестве с другими детьми и учителем оснований своих собственных действий. На уроках математики в своей работе, опираясь на содержание и методику обучения в системе РО, применяю различные формы организации учебного процесса: групповую, парную, индивидуальную. Парная работа играет неоценимую роль при отработке алгоритмов действия вычисления. Повышенная потребность в общении удовлетворяется за счет организации учителем учебного диалога. В заключении хотелось бы сказать, что у учителя современной школы есть все возможности и условия для реализации стандартов ФГОС. И одной из этих возможностей является реализация программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова, т.к. было уже сказано выше, само содержание и построение учебного материала отвечают всем требованиям ФГОС.


6


© 2010-2022