Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Оригами

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______(Маренкова В.И.)



Протокол №__от

«___»________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора гимназии по УВР

______(Лещенко Л.А.)

«___»____________2014г.

«Утверждено»

Директор гимназии

______(Мартыненко В.Т.)

Приказ №___от «___»_________2014г.







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Волшебный мир оригами»

3 класс

Базовый уровень


Учителя начальных классов 1 КК


Крюковой Татьяны Викторовны









Принято на заседании

Педагогического совета гимназии

Протокол №_______от «____»____2014г.






2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Оригами - и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.
Но все-таки оригами, прежде всего,- искусство, призванное дарить людям радость.

Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.


Цель программы:


  • дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов,


  • научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.



Задачи программы.

Обучающие:


  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.


  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.


  • Обучение различным приемам работы с бумагой.


  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.



Развивающие:


  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.


  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.


  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.



Воспитательные:


  • Воспитание интереса к искусству оригами.


  • Расширение коммуникативных способностей детей.


  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:


  • начальные навыки адаптации к школе, к школьному коллективу;


  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;


  • испытывать чувство гордости за свою Родину, её историю, многонациональный российский народ;


  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


  • уважительно относиться к иному мнению;


  • мотивировать учебную деятельность и формировать личностный смысл учения;


  • развивать художественно-эстетический вкус, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;


  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;


  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, уметь сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;


  • приобщаться к творческому труду и бережно относиться к материальным и духовным ценностям, формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни.



Метапредметные результаты:


  • активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;


  • использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;


  • осознанно строить речевые высказывания, составлять тексты в устной форме;


  • слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;


  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;


  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;


  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Предметные результаты:

Ученик научится:


  • различать виды бумаги и правила работы с ней;


  • понимать обозначения линий, стрелок и других условных обозначений, принятых в искусстве оригами;


  • распознавать базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.);


  • соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.


Ученик получит возможность научиться:


  • разбираться самостоятельно в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;


  • определять виды геометрических фигур;


  • самостоятельно конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;



СОДЕРЖАНИЕ .


Учащиеся продолжают знакомство с искусством оригами, оперируя основными геометрическими понятиями в ходе создания различных моделей. Постепенно происходит переход от простых моделей к более сложным, от плоскостного конструирования к объемному. В течение года дети учатся выполнять более сложные композиции, составлять коллективные панно, создавать свои неповторимые модели.


Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Тема 1. Повторение базовых форм складывания. (1 час). Повторение изученного в 1 классе. Базовые формы, способы их складывания.

Тема 2. Бабочка. II варианта складывания. (2 часа). Базовая форма «двойной треугольник», загибание острых углов к средней линии.

Тема 3. Транспорт. Лодочка. Парусник. Легковая машина. Самолет. Ракета. (4часа). Беседа о видах транспорта. Игра «Угадай-ка». А.Барто «Кораблик». Лодочка - изготовление поделки из прямоугольника. Парусник - базовая форма «конверт», двойной квадрат. Легковая машина, самолет, ракета - базовая форма «двойной треугольник», понятие прямого угла.

Тема 4. Фигурки людей. Царевна. Робот. Космонавт. (3 часа). Ш.Перро «Золушка». Сгибание меньших сторон прямоугольника к середине. Формирование надрезами вертикально расположенных частей фигуры, сгибание их внутрь.

Тема 5. Голубь. (1 час) В.Черенков «Голубь». Базовая форма «треугольник», закладывание параллельных складок. Введение понятия «параллельно».

Тема 6. Тюлень. (1 час) Знакомство с животным - тюлень. Базовая форма «рыба», складывание наружу (капюшон), способы загибания хвоста.

Тема 7. Цветы. Объемные фигуры. Тюльпан. Алозия. Колокольчик. Ландыш. Питтоспорум. (4часа) Беседа о комнатных растениях. Складывание поделок из основы - пятиугольник, шестиугольник.

Тема 8. Цветочный шар. (1 час) Способы соединения отдельных цветов в шар.

Тема 9. Домашние животные. Ослик. Бык. Свинья. Пони. 3часа). Беседа о диких и домашних животных. Складывание вдоль, сгибание углов, надрезы частей. Создание композиции «Ферма».

Тема 10. Елочка. (1 час) Г.Х.Андерсен «Ёлочка». Поделка из нескольких форм «двойной треугольник». Композиция «Лес».

Тема 11. Коробочка. (1 час) Использование более плотной бумаги. Базовая форма «конверт». Заворачивание отогнутого угла за две противоположные стороны.

Тема 12. Корзиночка. (1 час) Ш.Перро «Красная шапочка». Двойное гофрирование, сгибание углов внутрь с выворачиванием.

Тема 13. Жаба. Черепаха. (2 часа) Беседа о земноводных. Сгибание углов и одновременное отгибание двух углов пополам поперек к верхнему углу.

Тема 14. Головные уборы. Пилотка. Шлем. (2 часа) «Что такое максимилиановский доспех?» Изготовление поделок из прямоугольника, двойное параллельное сгибание.

Тема 15. Складывание салфеток. Веер. Лилия. Футляр для столовых приборов. (2часа). «Откуда пришли ножи и вилки?» Правила поведения за столом. Работа с более тонкой и мягкой бумагой.

Тема 16. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час) Пробное изготовление собственных моделей. Выставка для родителей и других учеников.






Литература

  • Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995

  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995

  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

  • Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

  • Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998

  • Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

• Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей

и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996



© 2010-2022