- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельник С.П. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Тема: Роль прилагательных в тексте-описании. Составление текста-описания.
Цели: дать понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять текст-описание, используя в нём имена прилагательные; ставить вопросы от существительного к прилагательному.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: Распознавать текст-описание и выделять его характерные признаки.
Коммуникативные УУД: Строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные: Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
II.Актуализация знаний.
-
Словарная работа (Графический диктант. Учащиеся выписывают только непроверяемую безударную гласную.)
МЕБ..ЛЬ, Д..РОГА, Ж..ЛТЫЙ,СН..ГИРЬ, М..РОЗ, К..НЬКИ, УРОЖАЙ (Е,О,Е,Е,О,О,О)
- Отгадайте загадку и узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла.
Покатиться бы могла.
(Ответы детей)
- Правильно, сегодня мы вспомним как пишется буква О,о. Кто сможет показать на доске? (письмо буквы О,о в тетрадях)
2. Орфографическая минутка.
(На доске записаны слова.)
Цв…тущий, улы…ка, д..рить, зв…нок, сос…ка, пр…мой, пиро…, ука…ка.
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова с безударной гласной в корне и слова с парной согласной в корне)
Запишите слова в два столбика. (Один ученик работает у доски).
- Назовите имена существительные. (улыбка, звонок , соседка, указка, пирог)
-Назовите одушевлённые имена существительные. (соседка)
- Как называются остальные имена существительные? (неодушевлённые)
Найдите среди данных слов глаголы. (дарить)
- Из скольких слогов состоит глагол «дарить»? (их 2-х)
- Назовите имена прилагательные. (цветущий, прямой)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном числе? (Ответы детей).
III. Самоопределение к деятельности.
Анаграмма (С К Т Е Т)
- Из данных букв составьте слова.(ест, тест, текст)
- Что такое ТЕКСТ? (дети дают определение)
- С какими видами текстов мы познакомились? (текст-повествование, текст-описание).
- Из скольких частей состоит текст? (из 3-х, начало, основная часть, концовка)
- Определите тему сегодняшнего урока. (выслушивается мнение детей) Запомните! Текст - это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Тема - это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная или основная мысль - это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.-
В каждом рассказе
Ты только всмотрись.
Кроется самая
Главная мысль
IV. Работа по теме урока.
-
Работа с текстами.
А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
- Перед вами два текста. Прочитайте их внимательно и определите вид текста. (Выслушиваются ответы детей).
- Что общего у этих текстов ? ( Все они о тиграх).
- Какая часть речи играет ведущую роль в тексте - повествовании? (Глагол).
- Какая часть речи играет ведущую роль в тексте - описании?
( Прилагательное).
- Какую роль в нашей речи играют глаголы и имена прилагательные? (Они делают нашу речь ярче, выразительнее, краше).
2. Работа с учебником.
Упр.167 стр. 97
- Прочитайте загадку на странице 97, Упр.167.
- Догадались о ком идёт речь?
- Почему у вас возникли трудности? Слова какой части речи были пропущены?
- Найдите слова для справок под рисунком. А теперь используя слова для справок попробуем восстановить загадку. (Дети озвучивают получившийся текст.)
- Можно ли назвать этот текст описанием?
- В каких предложения дано описание внешнего вида мышонка?
- В каких предложениях описываются особенности жизни животного?
- Назовите главную мысль текста-описания. (Мышонок всего и всех боится).
(Самостоятельная работа учащихся после предварительного разбора).
V. Физминутка
«У оленя дом большой.»
- Какой текст сейчас прозвучал? (текст - повествование)
- Какая часть речи помогла вам определить вид текста? (глагол)
VI . Закрепление изученного материала.
-
Упр. 169, стр.98 (Устно).
- Выберите предмет для описания: любимую игрушку, домашнее животное (кота, собачку), комнатное растение. Составьте текст-описание этого предмета. Начните так: «Я хочу рассказать о…». Далее опишите, как выглядит предмет, каков его внешний вид. В конце скажите, как вы относитесь к выбранному предмету.
-
Работа с текстами. (Работа в парах)
- У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе с соседом по парте найти текст-описание и обосновать свой выбор.
А) Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел своим хвостиком, на конце которого была пушистая кисточка.
Б) Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
В) Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне заводного ослика.
( При затруднении учитель задаёт вопросы)
- О чём говорится в тексте?
- Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?
- Спишите текст-описание. (Самостоятельная работа учащихся.)
VII. Рефлексия
- Чему мы научились на уроке? (Ответы детей .)
- Выполним следующее задание:
- Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетрадь начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание - о, повествование - п.
-
Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
-
По виду рысь похожа на кошку, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
-
Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
-
Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам стало трудно прятаться от хищников.
VIII. Итог урока
- Какие бывают виды текстов?
- Как называется текст в котором даётся описание предмета или явления?
- Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?(Какой? Какая? Какое? Какие?)
Домашнее задание : тетрадь на печатной основе Упр. 103 (стр. 48)
Приложение к уроку:
А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные ! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
А) Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел своим хвостиком, на конце которого была пушистая кисточка.
Б) Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
В) Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне заводного ослика.
Т Е
К С
Цели урока:
-
Развитие представлений о тексте-описании, его составных частях;
-
Формирование умения выделять части, использовать красную строку при его записи.
-
Воспитывать творческую отзывчивость учащихся, не принуждать к учению, а пробуждать интерес.
Оборудование:
-
картинки с изображением животных;
-
раздаточный материал (карточки с текстом-описанием "Лиса").
Оформление доски
17 апреля.
Текст-описание.
Белка.
- этот пушистый зверек живет в лесу.
- самый веселый и хлопотливый зверек.
мал_нькая;
б_льшие и кр_сивые
ст_ят торч_ком;
шерст_ у нее.
ж_вет; питается
желудями, желудями,
зап_сает летом.
План
Главная мысль.
Внешний вид.
Особенности.
Организация класса.
-
II. Сообщение цели урока.
-
Сегодня мы повторим особенности текста-описания, будем учиться его составлять и записывать.
-
III. Повторение изученного.
-
- Что такое текст?
-
- Какие бывают типы текстов?
-
- В чем особенность текста-описания? (Описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов).
-
- Назовите составные части текста- описания? (Внешний вид, главная мысль, особенность)
-
IV. Работа над текстом
-
1) Чтение текста про себя
-
Лиса - осторожный и хитрый зверь.
-
Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
-
Лиса живет в лесу. Она выкапывает глубокие норы.
-
Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
-
- Назовите тему текста.
-
- О чем этот текст? (О лисе)
-
2) Чтение вслух.
-
- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.
-
- В какой части текста оно находится?
-
- А еще какие части можно выделить?
-
- Найдите описание внешнего вида лисы.
-
- Какие особенности у этого животного?
-
- Отметьте особенности лисы?
-
- Как же построен этот текст? (Гл. мысль, внешний вид, особенности).
-
- А как еще его можно построить?
-
V. Физминутка
-
VI. Перестроение текста по плану.
-
Особенности
-
Внешний вид
-
Главная мысль
-
VII. Беседа.
-
- Водятся ли в наших лесах белки?
-
- Каму из вас приходилось видеть белочку?
-
VIII. Определение главной мысли в текстах-описаниях.
-
- Поучимся определять главную мысль при составлении текста-описания.
-
- О каких животных так можно сказать?
-
- Можно ли начать свой рассказ с этих предложений?
-
IX. Работа над построением текста.
-
1) Описание внешнего вида.
-
- Какая голова у белки? (Голова у нее маленькая)
-
- Какие глаза ? (Глаза большие и красивые)
-
- Что можно сказать об ушах и хвосте? (Уши и хвост стоят торчком)
-
- Опишите шерсть. (Шерсть рыжая, густая)
-
2) Особенности.
-
- Где живет белка? (Живет в дупле)
-
- Чем питается белка ? (Питается орехами, грибами, желудями)
-
- Запасает ли белка летом корм на зиму?
-
X. Орфографическая подготовка.
-
XI. Пересказ.
-
- О каких правилах мы должны помнить?
-
XII. Самостоятельная работа.
-
XIII. Анализ работы.
-
XIV. Итог урока.