Программа по математике УМК

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности « Математика» для обучающихся первой ступени (1-4 классов) разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики.

Направленность программы:

Рабочая программа « Математика» по содержанию является научно- познавательной, по функциональному назначению - общеинтеллектуальной; по форме организации - общедоступной; по времени реализации - одногодичной.

При разработке программы за основу были взяты ведущие формы деятельности научно-познавательного направления.

Актуальность программы :

Содержание рабочей программы «Математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, умению анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умению решать учебную задачу творчески.

Воспитание любознательного, заинтересованно познающего мир младшего школьника.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что способствует развитию математических способностей учащихся, формированию элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель программы:

- обеспечение интеллектуального развития младших школьников

-формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания

математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов

решения учебных задач;

-предоставление младшим школьникам основ начальных

математических знаний и формирование соответствующих умений:

решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

-умение применять алгоритмы арифметических действий для

вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические

фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

- реализация воспитательного аспекта обучения:

воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать

удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь

обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов,

решений, образов.

Задачи программы:

создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям

обеспечить условия для формирования универсальных учебных действий как основы умение учиться, развития логического, образного и абстрактного мышления, воображения у младших школьников как основы их последующего эффективного образования;

Возраст детей, участвующих в реализации данной воспитательной программы, 8 лет.

Сроки реализации воспитательной программы:

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю,

продолжительность занятия 45 минут.

В структуре программы выделяется 12 практических задач по всем темам курса

Математики 2 класса, ознакомление с которыми в течение года даст возможность

овладеть умением проведения различных вычислений, измерений и построений,

которые предлагает сама жизнь.

  1. Мышь - малютка

  2. Сколько весит килограмм?

  3. Солнечная система

  4. Планета Земля

  5. Земля, которую использует человек

  6. Режим дня

  7. Россия

  8. Конус

  9. Абак

  10. Картофель

  11. Человек

  12. История Московского Кремля

Формы занятий: групповые .

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Обучающийся будет знать:

Названия и последовательность чисел от 1 до 100;

Таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 (на уровне навыка);

Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне навыка);

Названия и обозначения операций умножения и деления;

Правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

Единицы измерения длины, массы, объема

Формулы периметра квадрата и прямоугольника;

Единицы измерения площади;

Обучающийся будет уметь:

Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100;

Решать простые задачи

Находить значения выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);

Измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

Узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

Узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников - квадраты;

Различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства)

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения

внеурочного занятия «Математика».

Личностными результатами изучения являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими

учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

-сформированность мотивации к обучению;

-способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

-заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

-готовность использовать получаемую математическую подготовку в

учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в

повседневной жизни;

-способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее

завершения;

- способность к самоорганизованности;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

Метапредметными результатами изучения являются:

- владение основными методами познания окружающего мира

(наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

-понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов

ее решения;

-планирование, контроль и оценка учебных действий; определение

наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические

работы, работа с моделями и др.);

-создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-

символических средств;

-понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность

конструктивно действовать в условиях неуспеха;

-адекватное оценивание результатов своей деятельности;

активное использование математической речи для решения

разнообразных коммуникативных задач;

-готовность слушать собеседника, вести диалог;

Предметными результатами являются:

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи;

умение применять полученные математические знания для решения

учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений

окружающего мира, оценки их количественных и пространственных

отношений;

овладение устными и письменными алгоритмами выполнения

арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями

вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

В результате освоения программы у обучающихся формируются следующие УУД

(Универсальные учебные действия)

-личностные УУД направлены на:

  • Развитие математических качеств школьников: умения выполнять разные виды математических упражнений;

  • формирование интереса к математике и различным видам математической деятельности;

  • реализацию математического потенциала в процессе жизни и деятельности.

-познавательные УУД направлены на:

  • осознание школьниками роли математики в жизни человека

  • формирование общего представления о математической культуре

  • приобретение элементарных математических умений и навыков

-коммуникативные УУД направлены на:

  • приобщение школьников к сотворчеству ;

  • развитие способностей к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде ) со сверстниками при решении различных

  • математических задач;

  • формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Способы проверки результатов освоения программ. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может проходить в виде тематических игр, конкурсов и олимпиад

Тематический план

1-й год обучения- 34 часа

№ практи

Чес

кой

задачи

Название практической задачи

Темы математики,

требующиеся для решения

задач

Коли

чест

во

ча

сов

1

Мышь- малютка

Двузначные числа от 0 до 20

Сложение и вычитание

«Таблица сложения»

Длина отрезка. Измерение и сравнение длины

4

2

Сколько весит килограмм?

Двузначные числа

Сложение и вычитание «круглых»

двузначных чисел

Числовые равенства и неравенства

Килограмм

4

3

Солнечная система

Сложение (вычитание)

« круглых» двузначных чисел

и двузначных чисел

Сложение (вычитание)

двузначных чисел

и однозначных чисел

Сложение (вычитание)

двузначных чисел

3

4

Планета Земля

Задачи на разностное сравнение

Сравнение двузначных чисел

Сложение двузначных чисел. Сотня.

3

5

Земля, которую использует человек

Умножение. Перестановка множителей

«Таблица умножения на 1,2,3»

Периметр прямоугольника и квадрата

3

6

Режим дня

«Таблица умножения» однозначных чисел

Порядок выполнения действий

«Таблица умножения на 5,6,7,8 и 9»

3

7

Россия

Увеличение в несколько раз

«Круглые» сотни

Сложение и вычитание

«круглых» сотен

Разложение на разрядные слагаемые

Сравнение трехзначных чисел

Составные задачи

Запись решения по действиям..

Запись решения в виде одного действия


3

8

Конус

Окружность и круг

Центр, радиус, диаметр

Геометрические построения

3

9

Абак

Запись и способ сложения столбиком

Вычитание суммы из суммы

Запись и способ вычитания столби

ком

3

10

Картофель

Уравнение. Известное и неизвестное.

Понятие уравнения. Уравнения на сложение и вычитание

2

11

Человек

Деление, вычитание и измерение

Доля

Уменьшение в несколько раз

Действия первой и второй ступеней..

2

12

История Московского Кремля

Время. Величина времени и части суток.

Единицы измерения времени: час и минута

Римские цифры.

Сутки, неделя, месяц, год, век.

Числовой луч и натуральный ряд чисел.

2

итого

34


Список литературы, рекомендуемый для учителя:

  1. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст]: Пособие для учителей начальных классов./ Т. А Лавриненко- Саратов: ОАО «Издательство «Лией», 2003.

  2. Есенина С. А. Как научить Вашего ребенка быстро считатьх [Текст] : Пособие для начальных классов/ С. А. Есенина- М.: «Грамотей», 2004.

  3. Зайцева С. А., Целищева И. И. Моделирование простых текстовых задач [Текст] / С. А. Зайцева, И. И. Целищева: - М.: Чистые пруды, 2005. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа»).

  4. Бугримова Т. А., Цыкина Н. А. Тренинговые карточки по математике для начальной школы (1-4) [Текст] : учеб, пособие / Т. А. Бугримова, Н. А. Цыкина- Волгоград: Учитель, 2003.

  5. Бахтина Е.Н. Математика. Гимнастика для ума[Текст] : учеб, пособие / Е.Н. Бахтина. - М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006.

  6. Стандарт начального общего образования по математике. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ 2010г.

8


© 2010-2022