Урок обучения грамоте в 1 классе, УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Звук [ш]. Буква Ш, ш.

Цель: познакомить с новым звуком [ш] - всегда твёрдым согласным.

Задачи:

Образовательные

  • учить давать характеристику новому звуку;

  • формировать умение составлять звуковые схемы слов с новым звуком;

  • формировать навык чтения с новым звуком;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся,

  • расширять кругозор;

  • обогащать словарь учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение друг к другу;

  • умение внимательно слушать товарищей.

Здоровьесберегающие:

  • создание благоприятного эмоционального состояния на уроке учащихся (упражнение «Улыбка»);

  • снятие напряжения с мышц туловища и плечевого пояса, поддержание рабочей позы;

  • снятие утомления и напряжения, повышения интереса к учебной деятельности через введение в урок сказочного героя.

Оборудование:

  • для фронтальной работы: картинки с изображением камыша, рогоза;

  • плакат «Читай правильно!»;

  • тетрадь для печатания;

  • Учебник «Букварь» М.С. Соловейчик (1ч.).

Ход урока

  1. Оргмомент.

- Встали ровно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас и ваши улыбки. Хочу пожелать вам успеха и удачи. Садитесь.

2. Постановка темы и цели урока.

- У нас сейчас урок обучения грамоте, чему мы учимся на этом уроке?

(Учимся слушать звуки, характеризовать их,

знакомимся с буквами, читаем слоги, слова,

предложения с новыми буквами.)

- Ребята, а мы все буквы изучили, посмотрите на ленту повторений? (Нет)

- Почему вы так решили? ( Не все буквы открыты)

- Как вы думаете, чему сегодня будем учиться, что нового узнаем?

( Мы познакомимся с новым звуком, буквой его

обозначающей, будем учиться читать слоги, слова,

предложения)

- Правильно. Кто из вас хочет этому научиться?

- Мне приятно, сколько у меня будет помощников, а остальным, я надеюсь, урок тоже понравиться и запомниться.

- Но прежде, чем начать наш урок, я хочу представить вам нашу гостью. Это Маша. Она недавно пошла в школу, а вот сегодня решила поучиться с нами. Пустим её к нам на урок?

3. Работа по теме урока

1) - Послушайте такую загадку: «Стоит над водой, трясёт бородой».

- О каком растении идёт речь? Подсказка дана в учебнике на стр.100 на иллюстрации.

- Правильно. Это растение камыш (показ рисунка). Иногда камыш путают вот с таким растением - рогоз. Надеюсь, вы теперь не будете путать эти растения.

- Посмотрите, рядом с иллюстрацией дана вот такая схема, какой звук нам надо выделить в слове камыш? (Последний)

- Выделим его хором и охарактеризуем.

(ш - согл, т.к. воздух при произношении

встречает преграду, глухой - проверим, руку

на горлышко - не гудит, твёрдый, подберите

мягкую пару - не получается- всегда, всегда

твёрдый и упрямый).

2) - Давайте заполним звуковой домик в схеме. (один у доски, остальные на местах - сигнал).

- А в имени нашей гостьи есть новый звук? Где?

(Да, в середине слова)

3) - Посмотрите под схемой звука черта, что просят нас выполнить авторы учебника?

(Обозначить звук буквой)

- Правильно. Давайте повторим буквы, которые мы уже знаем (хором).

- Выберите из этих букв ту, которой можно обозначить звук ш?

(Здесь такой буквы нет)

- Что надо сделать, чтобы мы смогли выполнить это задание?

(Надо познакомиться с буквой, которая обозначает звук ш)

- А где вы можете это узнать? (У учителя, в учебнике)

- Правильно. Так вот звук ш обозначается вот такой буквой (показ), её имя «ша». Назовём её хором.

- Посмотрите в учебнике - в правом верхнем углу в рамке (помогите друг другу найти) - сколько букв напечатано в рамке? (Две)

- Какие же это буквы? (Заглавная и строчная)

- Для чего нужна заглавная буква? (С неё может начинаться предложение, имя, фамилия, кличка животного)

4)- Давайте научимся печатать заглавную и строчную буквы «ша». Н а что она похожа?

«Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл»

- Кто из вас напомнит высоту заглавной буквы? (2кл.)

- А строчной? (1кл.)

- Посмотрите, буква ш и заглавная и строчная состоит из 4 элементов, отличающихся только высотой: три вертикальные прямые и одна горизонтальная прямая.

Пальчиковая гимнастика

- Откройте тетради для печатания, вспомните секрет правильной посадки и наклонного письма, возьмите в руки простой карандаш:

Я тетрадочку подвину,

Уголочком положу,

Я друзья от вас не скрою

Карандаш вот так держу.

- Найдите в тетради красную точку и напечатайте по две буквы «ша» заглавной и строчной через клетку. (добавить буквы на стенд)

5) - Мы научились печатать буквы, давайте вернемся к нашей схеме, теперь можем обозначить звук буквой? (Да)

- Какой? Почему? (Строчной, т.к. в конце слова не может быть заглавной буквы)

6) - Хорошо. А теперь давайте поселим нашу букву в ленту букв. Как вы думаете, где она будет жить в той части, где живут буквы гласных или согласных звуков? (Согласных)

- А на каком этаже: на 1 или 2? Почему? (На 1 , т.к. обозначает глухой звук)

- А почему у неё домик только синего цвета? (Т.К. она обозначает звук всегда - всегда твердый)

- Кто хочет напечатать у доски, остальные на местах в учебнике? (проверка сигнал)

7) - А теперь пришло время подружить нашу букву с буквами гласных звуков, но сначала повторим правило чтения( по плакату «Читай правильно!»), а Машенька его послушает и тоже постарается запомнить.

- Молодцы!

- Теперь найдите в учебнике в голубой рамке слоги с новой буквой. Посмотрите на гласные, назовите их, что они требуют? (Читайся твердо)

- Читаем слоги.

8) - Эти слоги с новой буквой встречаются в словах. Сейчас будем читать 1и 2 столбики, но сначала подготовимся к чтению: разделим слова на слоги.

- Как узнать, сколько в слове слогов? Какое мы знаем правило? (Сколько в слове гласных - столько и слогов)

- Если во время чтения, какое- то слово будет непонятно, поднимите руку, мы объясним значение.

(деление по цепочке с чтением по слогам и с ударением, проверка «ладошки», всем понятно значение этого слова - продолжаем работу)

- А сейчас для Машиного друга покажем физминутку.

Физминутка

Топай, мишка -2 раза

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

- Какие слова из физминутки содержат, новый звук? (Мишка, братишка)

9) - Продолжим работу, нам поможет наша иллюстрация (показать на неё).

- Как называется это растение? (Камыш)

- Если я имею ввиду одно растение, то я скажу - камыш, а как правильно сказать, если их будет много? (Камыши)

- Найдите в учебнике над столбиками схему. Это схема чего? (Предложения)

- Как узнали? (Начало с большой буквы, в конце точка)

- Сколько слов в этом предложении? (два)

- Ребята, а проверьте меня, какое из двух предложений подходит к этой схеме:

1. Шуршат камыши.

2. Камыши шуршат.

- В первом слове сколько слогов? (Два)

- А в слове камыши? Кричим, как болельщики на стадионе: ка-мы-ши? (Три)

- Значит, какое предложение подходит? (Шуршат камыши.)

10) - Посмотрите, под схемой опять есть черточки, где надо обозначить некоторые звуки буквами. В первом слове, какой звук обозначим буквой? (Первый звук ш)

- Какой обозначим буквой? (Буквой ш)

( у доски с проверкой - буквы со стенда)

- Почему заглавной? (Начало предложения)

- Какой звук слышим в этом слове под ударением? (а)

- Какой буквой обозначим? Обозначьте. (с проверкой)

- Переходим ко второму слову, какой предпоследний звук? (ш)

- Какой буквой обозначим? Обозначьте. (с проверкой)

- А давайте в этом слове звук под ударением тоже обозначим буквой. Какой звук слышим под ударением? (ы)

- Какой буквой его обозначим? (ы) (у доски ученик - я помогаю)

- Ой, посмотрите ребята, буква «ы» не хочет вставать с буквой «ш».

11) - Это не случайно. Сейчас я открою вам один секрет. Дело в том, что буквы «ш» и «ы» не дружат ( показ таблички). И когда мы слышим под ударением шы, то пишем «и», а читать будем твёрдо, помните, что мы говорили в начале урока, что этот звук упрямый и он не подчиняется команде буквы «и» - читайся мягко.

- Значит в слове камыши под ударением звук ы, мы обозначим, какой буквой? (и)

- Посмотрите, в учебнике у нас есть правило в красной рамке, его для нас приготовил учёный. Поставили карандаш, я - читаю, а вы за мной следите.

- Теперь прочитайте его каждый себе.

- А где мы будем использовать это правило? ( На письме, при написании слов, предложений с этими сочетанием)

12) - Найдите в учебнике 3 столбик, подготовьтесь его читать сам- но. Обратите внимание голубым цветом (цветом подсказки) выделен слог ши, чтобы мы его правильно читали. Как будем читать этот слог? (Твердо)

- Читаем хором.

- Всем понятно значение слова шины?

Физминутка

13) - Найдите в середине страницы цепочки слов. Самостоятельно приготовьтесь читать - поделите на слоги - пока только 1 пару слов, проверьте друг у друга, сверьте со мной. Все справились?

а) - Что изменилось?

(добавили букву «с» вначале слова, значение)

б) (аналогично работает со второй парой)

- К какому слову какая картинка подходит?

- О чем можно сказать сушили? (о грибах, вещах)

- К слову сушили - 2 картинки

- О чем можно сказать насушили?

(только о грибах, о вещах нельзя)

- К слову насушили - 1 картинка - грибы

в) - Читаем третье слово.

- О чем можно сказать просушили о грибах или об одежде?

(об одежде, что она вся высохла целиком)

- Ребята, о чем нам напоминают выделение голубым цветом слоги ши? Кто напомнит правило еще раз для Машеньки. (пиши с и)

- А читать как будем этот слог? (твердо)

14) - Молодцы! Посмотрите, под правилом изображена уже хорошо знакомая озорная девочка. Какой она опять задает нам вопрос. Прочитайте над ней. (Как так?)

- Давайте прочитаем, что она нам приготовила? Найдите внизу страницы, сколько напечатано предложений. (два)

- Как узнали? (Каждое предложение начинается с большой буквы, в конце знак)

- А почему в середине предложения есть слова с заглавной буквы? (они могут обозначать имена, фамилии, клички животных)

- Давайте убедимся в этом.

Читаем

- Что заметили, какое слово повторяется? (шишка)

- Одно и тоже имеется в виду? (нет)

- Какая шишка у Маши? Посмотрите на иллюстрацию? (шишка с дерева ели)

- А у Миши? (шишка на лбу, он ударился)

- Да, в нашем языке есть слова, имеющие несколько значений, и мы уже встречали такие слова.

- О чем опять нам напоминают выделенные слоги? (правило)

- А кто внимательней, в каких еще словах есть эти же сочетания? (Маши, Миши)

- А почему их не выделили? (так как они не под ударением, а без ударения после буквы «ша» могут быть и другие буквы, но об этом мы узнаем позже)

4. Итог урока

- Вот и закончилась страница учебника, и наш урок подходит к концу.

- Что же вам запомнилось?

- О чем расскажите дома?

- Оцените свою работу с помощью «ладошек» - все ли вам удалось выполнить на сегодняшнем уроке?

- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

- Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.

- Машенька тоже благодарит за интересный урок и просит разрешения, еще к нам прийти учиться. Разрешим?

- Спасибо. Урок окончен.

6


© 2010-2022