- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по индивидуальным, групповым занятиям развивающей направленности: русский язык
Рабочая программа по индивидуальным, групповым занятиям развивающей направленности: русский язык
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соколова А.Н. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по индивидуальным, групповым занятиям развивающей направленности: русский язык
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом МОиН РФ от 04.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» (с изменениями от 26.12.2000г.), учебным планом ГБОУ ОШИ №6. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Усвоение этого обширного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, возможно при предварительном изучении путем пропедевтических упражнений, которые состоят из накопления устного опыта, наблюдений за явлениями языка и практического языкового общения, ознакомления с соответствующей терминологией.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика учебного предмета. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Коррекционная работа Цель коррекционно-педагогического процесса - это предполагаемый конечный результат определенным образом направленной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности школьников по преодолению недостатков развития учащихся. Цель коррекционного воздействия должна быть прочно увязана с содержанием учебного материала и, в конечном итоге, предусматривать определённый компенсаторный эффект Программа коррекционно-развивающих индивидуально-групповых занятий по русскому языку в специальных (коррекционных) классах VII вида поддерживает изучение основного курса русского языка, и способствует лучшему усвоению базового курса предмета. Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило названия «задержка психического развития» (ЗПР) и специальная коррекционная программа VII вида. Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет отклонения в интеллектуальном развитии. В самом общем виде сущность VII вида состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Индивидуальная и групповая работа
Прочные и осознанные умения и навыки правильного письма вырабатываются в процессе постоянно осуществляемой системы тренировочных упражнений. И такая систематическая работа в выработке прочных орфографических и пунктуационных навыков достигается как на уроках, так и на индивидуально - групповых занятиях.
В работе по освоению русского языка приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама индивидуальная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения. Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.
Как и на уроках, материал на индивидуальных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и дополнительными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.
Организация индивидуальных и групповых занятий основывается на определенных принципах.
Принцип связи теории с практикой предполагает формирование умения школьников применять полученные знания в учебной и общественно полезной деятельности
Принцип сознательности и активности предполагает активную заинтересованность школьников индивидуальными занятиями и творческую удовлетворённость её результатами. Участники занятий могут оказаться и в роли "поглотителей" информации, и в роли активно добывающих её.
Принцип научности требует не превращать эту работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным.
Принцип научной углубленности. Избранный для индивидуальных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями,
Принцип практической направленности. Однако теоретический аспект изучения русского языка на индивидуальных занятиях не становится самодовлеющим и не может заслонить практическую сторону. Важным и равноценным с другими принципами внеурочной работы является принцип практической направленности
Таковы основные методические принципы организации индивидуальной и групповой работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех педагогической деятельности.
Работа на индивидуально - групповых занятиях должна вестись таким образом, чтобы воспитать у учащихся стремление овладеть русским языком. Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях. Для реализации программы индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности учебным базисным планом предусмотрено 1 час в неделю.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема
План
Факт
1.
Виды речи. Текст.
2.
Виды предложение по цели высказывания, по интонации
3.
Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений.
4.
Лексическое значение слов. Синонимы. Антонимы.
5.
Работа с деформированным текстом.
6.
Общее представление о частях речи.
7.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
8.
Однокоренные слова. Корень слова.
9.
Состав слова. Разбор слова по составу.
10.
Правописание слов с безударными гласными в корне слова.
11.
Правописание слов с парными согласными в корне.
12.
Правописание слов с непроизносимыми согласными.
13.
Правописание слов с удвоенными согласными.
14.
Правописание приставок и предлогов.
15.
Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
16.
Имя существительное и его роль в речи. Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
17.
Число и род имён существительных
18.
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
19.
Склонение имён существительных.
20.
Склонение имён существительных.
21.
Работа с деформированным текстом.
22.
Имя прилагательное.
23.
Род и число имён существительных.
24.
Склонение имён существительных по падежам.
25.
Личные местоимения
26.
Изменение местоимений по падежам.
27.
Значение глаголов в речи. Неопределённая форма глагола
28.
2-е лица глаголов.
29.
Правописание частицы не с глаголами.
30.
Изменение глаголов по временам.
31
Резервные занятия
32.
Резервный урок
33.
Резервный урок
34.
Резервный урок