Урок окружающего мира по теме Почему радуга разноцветная?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Почему радуга разноцветная?»

Цели:

-познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; формировать умения работать с различными источниками получения информации, её анализ, обобщение (познавательные УУД);

-работать по предложенному алгоритму (регулятивные УУД);

- умение взаимодействовать, сотрудничать (коммуникативные УУД)

-воспитывать эстетические чувства, любви к природе (личностные УУД)

Оборудование: слайды на КП, картинки «Угадай птиц», клей, ножницы, призма, зеркало, настольная лампа, табличка «Внимание, память, дружба», календарь природы «Пиши-стирай», тесты, толковый словарь.

Ход урока:

I.Организационный момент. (слайд 1)

1.Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Многое должны узнать.

-Повернитесь, пожалуйста, и поздоровайтесь с нашими гостями.

2.Для того, чтобы хорошо усвоить материал, который мы с вами сами откроем, нам понадобится: ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ДРУЖБА. Выполним кинезиологические упражнения, которые помогут нам в запоминании, будут развивать наше внимание.

Комплекс №1.(упражнения для развития межполушарного взаимодействия) (упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма)

-Колечки (поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. )

-Кулак- ребро-ладонь (Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.)

-Лезгинка (Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук.)

-Ухо-нос (Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точности до наоборот».)

-Гимнастика для глаз (Круги Эллера)

II. Актуализация знаний.

1.Работа с календарём природы. ( на доске прикреплён календарь «Пиши-стирай»

Сегодня 9 марта. К какому времени года отнесём этот день?

-Предлагаю заполнить календарь природы, ответив на мои вопросы.

-Какой сегодня день недели?

-Какой сегодня день - ясный или пасмурный?

-Вы утром шли в школу, вспомните, был ли ветер и какой??

-Есть ли сегодня осадки?

2.Тестовая проверочная работа.

Проверим знания, которые вы получили на прошлом уроке по теме « Почему звенит звонок?».

Выполним тестовую работу на с.46. (Тесты)

-Я читаю задание, а вы выбирайте правильный ответ.

№124 Кто рычит? (А)

№125 Какой из этих «живых приборов улавливает звуки? (Г)

№126 Что изображено на схеме? (В)

-Обменяйтесь тетрадями и внимательно проверьте работу своего товарища.

Правильные ответы отмечаем знаком «+», неверны «-»

№124- А, №125- Г, №126-В

- У кого все плюсы - поднимите руки.

Эти ребята были внимательны па прошлом уроке, и весь учебный материал хорошо запомнили.

3. Работа со стихотворением.

Учитель: Я прочитаю стихотворение, а вы по содержанию будете показывать движения.

Почему повсюду лужи?

(дети разводят руки в стороны и помахивают плечами)

Мама зонтик свой берёт.

( имитируют движение)

Почему же? Почему же?

( движения, как в 1-ой строке)

Потому что…….

(хором: «Дождь идёт!»)

Дети хлопают в ладони, показывая какой сильный дождик.

-Дождик закончился и…

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти.

- О чём это стихотворение? ( о радуге)

слайд №2

III. Объявление темы, целеполагание.

-О чём же сегодня будем говорить?

Встречали ли вы радугу? Когда? Где?

-Ребята, когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идёт дождь)

-Какое настроение было, когда ты увидел радугу?

-Что бы вы хотели о ней узнать?

IY.Работа по теме урока.

1.Постановка проблемного вопроса. слайд №3 Чтение стихотворения

Летний дождь прошёл с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце,

Семицветная дуга
Заслонила облака. - Сколько цветов у радуги? (семь)

- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

-Все вы видели, что капелька бесцветная, и лучик бесцветный.

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? (высказывания детей)

2.Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала. а) -Наблюдали ли вы за летним дождем? капельками? Кто заметил, что происходит с капельками, когда на них попадает солнечный луч? - Солнечные лучи распадаются на разноцветные лучики. -Что при этом образуется? (Радуга).

б) Объяснение учителя.

-Приготовьтесь, ребята. Сейчас мы откроем один важный секрет: Откуда появляется радуга?

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. слайд №4

Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. слайд №5

-Как вы думаете, зависит ли яркость радуги от величины дождевых капель? Как?

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение)

в).Работа с дополнительным источником (толковый словарь)

-Послушайте. Как даётся объяснение радуги в словаре.

Прочитает Кызжбэк.

слайд №6

г) Оказывается, цвет - это волны, которые мы воспринимаем глазом. Какого цвета солнечный свет? Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета. Давайте их рассмотрим.

Практическая работа №1: "Прохождение луча света через стеклянную призму".

-Подойдите ко мне. Посмотрите, пожалуйста, на призму.

Учитель зеркальцем "ловит солнечного зайчика" и направляет его на призму. ( если нет солнца, то подставляем к электрической лампе)

-Призма - прозрачное стекло, заменяющее капельку воды.

Так можно получить небольшую радугу.

Что нам заменяла призма? (Капельку воды)

Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (распался на цветные лучики)

Главный "художник" в природе? (Солнце)

д)-Давайте посмотрим, как объясняет нам в учебнике появление радуги наша Мудрая черепаха. (Чтение объяснения Мудрой Черепахи по учебнику. Стр41.) Прочитает Раксана. «Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так возникает радуга».

е)Практическая работа №2: "Эффект радуги в домашних условиях".

Радуга представляет собой такое явление, которое возникает при сгибании и отражении солнечных лучей в миллионах дождевых капель.

Вы можете сами дома получить радугу. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная "радуга"

3. Физминутка. Слайд №7

-Вы устали. Нам необходим отдых.

Рада радуга-дуга,

С неба смотрит на луга.

Дождиком умоется

Красотой раскроется!

После радуги-дуги

Воздух свеж, как у реки.

Чем-то радуга-дуга

Как согнутая рука!

С нею хочется сейчас

Поздороваться хоть раз!

Жалко, долго не цветёт,

Вдаль, за дождиком идёт.

4.Постановка проблемного вопроса

-Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый - Как запомнить их по порядку и очень быстро?

5. Решение проблемной ситуации .слайд №8 -Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу - подсказку: « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
-Ещё придумали такую запоминалку. Посмотрите на слайд №9 Здесь изображены птицы. Поработаем в группах. На листочках вам даны рисунки. Попробуйте определить названия птиц по первым буквам.

-Проверим. На доске:

-К- колибри,

-О- орёл

-Ж- журавль

-З- зяблик

-Г-голубь

-С-синица

-Ф-фазан

6. Обобщение ответов учащихся .слайд 10 Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идёт дождь и светит солнце. Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

7. Первичное закрепление знаний. слайд №11 (работа в парах)

А)- Чтобы поднять весеннее настроение и запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать радугу.

- На странице 41 учебника есть прямоугольник, записаны цвета, давайте вырежем из приложения цветные полоски и приклеим их в нужном порядке. Работаем в парах: один ученик вырезает полоски, а другой их правильно наклеивает к учебнику.

Сколько вы будете резать полосок? (7)

- Определим цвета наших полосок.

(Дети располагают полоски на учебнике.)

(Дети самостоятельно приклеивают радугу.)

- У кого же получилась правильная радуга?

Проверим друг у друга правильность выполнения задания. Правильно ли один человек вырезал полоски, правильно ли другой ученик их наклеил. Заслушаем ответы. Слайд12

Б) Цвета радуги используют в различных ситуациях в жизни.

-Где вы видели эти цвета?

Теперь посмотрите на слайды13-16

-Я принесла вам воздушного змея. Здесь тоже есть цвета радуги.

Y. Рефлексия.Итог урока. - Как получается радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.) -Дети запомнили все её цвета. -Повторим хором фразу-подсказку. - Молодцы!



© 2010-2022