Разработка урока по модулю «Светская этика» «Добро и зло»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по модулю «Светская этика»

учителя начальных классов МАОУ СОШ № 14 имени А.Ф.Лебедева

Пахомовой И.В.

Тема: Добро и зло.

Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле

Задачи:

  • познакомить с основными понятиями: добро и зло.


  • развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями

  • воспитание стремления совершать добрые дела, не делать зла, умение быть благодарным.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с ситуациями, тесты.


Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте друг другу улыбнемся. Вот с такой доброй улыбкой мы начнём урок.

2. Проверка домашнего задания.

3.Подготовка к освоению нового материала.

- На доске вы видите слова известного русского писателя Л.Н.Толстого.

-Какие слова вы бы вставили сюда?

Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше . . . , как можно меньше . . . . (Л.Н.Толстой)

-Догадались, какая тема нашего урока?

-Правильно, тема «Добро и зло». На уроке мы разберём понятия «добро» и «зло». Попробуем разобраться в различных ситуациях.

-Какие слова приходят в голову, когда вы слышите слова «добро», «зло»? (Дети по одному записывают слова на доске, получается ассоциативный ряд)

Добро - ………………………………………………………………………………………………………………………………….

Зло - ……………………………………………………………………………………………………………………………………….

4. Объяснение нового материала.

1) Словарная работа.

-А теперь заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова. Совпадут ли наши мнения о «добре» и «зле».

С.И.Ожегов. Добро - всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду.

Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

2) Беседа. Прочитайте пословицы.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Лихо помнится, а добро век не забудется.

В добре жить хорошо.

- Объясните смысл этих пословиц?

-Какие синонимы к слову «зло»? Объясните значение этих слов.

Лихо одноглазое- в восточнославянской мифологии дух зла, несчастья, олицетворение горя.

ХУ́ДО, -а, ср. (устар. и разг.). Зло, неприятность.

- Вы обращали внимание, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете почему?

- Правильно, добро всегда противодействует злу, борется с ним. Послушайте стихотворение.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

«Сильнее я» - сказало Зло.

Кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю:

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша,

Для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю,

Зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том.

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

- Какой спор вели между собой Добро и Зло?

- Что для каждого из них важно?

Какой вывод вы сделаете для себя? В каком предложении вы увидели вывод? (Остаться с кем, самим решать.)

5. Физминутка.

-Все вы любите сказки. И одной из главных тем сказок - тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочных героев, если добрый герой - вы поднимаете руки вверх, если злой - наклоняетесь вперёд. ( Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Змей Горыныч, Мальвина)

6. Закрепление нового материала.

1) Притча о двух волках.( Притча - краткий, иносказательный, поучительный рассказ)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

-Как бы вы ответили?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли притчу?

2) Работа по группам. Обсудить в группах ситуации и высказать своё мнение.

Ситуации. Добрый ли человек…

1 ситуация. Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своём поступке.

2 ситуация. Маша получила «2» и для того, чтобы мама её меньше ругула, вымыла всю посуду и убралась в комнате.

3 ситуация. Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.

3) Контроль. Тестирование

1. Как творят добрые дела?

  • в надежде на вознаграждение

  • в надежде на похвалу

  • чтобы избежать наказания

  • бескорыстно и сознательно

2. Что считается добрым поступком?

  • опоздать на неинтересную встречу

  • помочь соседу по парте разобрать задачу

  • дать списать задание

  • забыть о неприятной просьбе

3. Укажите поступки, которые одобряет общество

  • насилие

  • обман

  • унижение

  • взаимопомощь

4. Что является последствием злых дел?

  • мирное сосуществование

  • вражда

  • радость

  • дружба

5. Знания о добре и зле помогают людям…

Продолжи предложения.

Сегодня я узнал….

Было интересно….

Я понял, что….

Мне захотелось….проявлять заботу о близких

  • жить в мире

  • все ответы верны

  • дружить

7. Рефлексия.

- На партах у вас есть листочки. Заполните их.

8.Итог урока. Пригодятся ли знания, полученные на уроке, в жизни.

9. Домашнее задание.

Выполни одно из заданий на выбор.

  • Придумать сказку о борьбе Добра со Злом

  • Нарисовать символы Добра и Зла, объяснить их значение

  • Составить с родителями памятку «Как стать добрым»


© 2010-2022