Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» 1-2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

имени Ю.А. Гагарина




Утверждаю:______________

директор МОУ СОШ №13

Молокостова Л.А.

«___» _____________20___г.

Рассмотрена

на совещании при зам. директора по ВР

Протокол №___

от «___» __________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Краеведение»

Направление: общекультурное

для 1-4 классов

Составитель:

Хлебинская Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей категории




2013 - 2014 учебный год


Пояснительная записка

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа - первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина - место, где мы родились, Отечество - Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина - Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим.
Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама. Данная программа по краеведению призвана изложить содержание факультативного курса - «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения. Содержание кружка отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям г.Кыштыма Челябинской области, воспитанию любви к природе родного города.

Задачи.

В области образования:

  • расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по окружающему миру, ОБЖ,;

  • приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.

В области воспитания:

  • содействие гармоничному развитию личности школьника;

  • совершенствование духовных и физических потребностей;

  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

  • гуманное отношение к окружающей среде;

  • воспитание патриотизма, любви к родному городу;

  • создание условий для социальной адаптации.

1 класс.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «ИЗО».

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

Что изучает краеведение?

1

2

Родная школа (экскурсия).

1

3

Экскурсия около школы.

1

4

Что растёт на клумбе.

1

5

Трудовая жизнь в школе.

1

6

Из истории школы.

1

7

С днём рождения наш класс.

1

8

Мой дом.

1

9

Безопасный и короткий путь домой.

1

10

Моя улица, почему так названа.

1

11

Моя семья.

1

12

Я и моё имя.

1

13

Такие разные профессии.

1

14

Профессии в моей семье.

1

15

Традиционные ремёсла моего края.

1

16

Люди моего города.

1

17

Традиции моей семьи.

1

18

Наша дружная семья.

1

19

Выставка семейных поделок.

1

20

Моя родословная.

1

21

История моей семьи в истории города.

1

22

Мой четвероногий друг.

1

23

Зимние забавы наших предков.

1

24

Масленица.

1

25

Проводы русской зимы.

1

26

Мой город.

1

27

Заочное путешествие по городу.

1

28

Экскурсия по городу.

1

29

Экскурсия в краеведческий музей города.

1

30

Река Кыштымка.

1

31-32

Обобщающий урок.

2

2 класс.

Природа Челябинской области.

Программа второго класса представляет собой курс «Природа Челябинской области». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко чем-то мило и дорого его жителям. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы родного края. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

В гости к осени. Экскурсия.

1

2

Территория, границы, географическое положение.

1

3

Богатства нашей земли.

1

4

Климат нашего края.

1

5

Водоёмы нашего края.

1

6

Реки края.

1

7-8

Заповедные места Челябинской области.

2

9

Экскурсия на Слюдорудник.

1

10-11

Растения нашего края.

2

11

Леса нашего края.

1

12

Экскурсия в Ильменский заповедник.

1

13

Берёзка - символ родины моей.

1

14

В гости к зиме. Урок-экскурсия.

1

15

Акция «Кормушка» (урок-проект).

1

16

Птицы зимой.

1

17

Животные нашего края.

1

18

Верблюд - символ областного города.

1

19

Экскурсия в зоопарк г.Челябинска

1

20

Редкие животные нашего края.

1

21

Садово-парковая культура города.

1

22

Экскурсия в музей.

1

23

В гости к весне. Экскурсия.

1

24

Как природа залечивает раны.

1

25-26

Экскурсия в конноспортивную школу.

2

27-28

Экскурсия на страусиную ферму.

2

29

Проект

1

30

Будь природе другом.

1

31

Экскурсия в природу.

1

32-33

Защита проекта «Природа родного края»

2

Литература:

Красин В.К. Встречи в Ильменах.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1968

Кондратковская Н. Г. Сердце-озеро: Сказы, легенды, поэмы, сказки, стихи.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984

Матвеев А.С. Водоплавающие птицы и водно-болотные угодия Челябинской области. Челябинск, 2002. 140 с.


© 2010-2022