- Преподавателю
- Начальные классы
- Видеоурок литературного чтения по теме Басни. Учебник Л. А. Ефросининой. Урок-призёр областного конкурса видеоуроков учителей Московской области. (3 класс)
Видеоурок литературного чтения по теме Басни. Учебник Л. А. Ефросининой. Урок-призёр областного конкурса видеоуроков учителей Московской области. (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Раковчена С.С. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
1. Здравствуйте. Рада приветствовать Вас на моём видеоуроке литературного чтения. Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили тему этого урока. Послушайте. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там. - К какому жанру художественной литературы относится это произведение? Это басня. Такова тема нашего сегодняшнего урока. | 2. На этом уроке мы познакомимся с 2 новыми баснями, обязательно сравним их, а также будем работать над совершенствованием техники чтения, а именно над выразительностью. Первый баснописец по имени Эзоп жил в Древней Греции более 2,5 тысяч лет назад. Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки на рынке и приготовил 3 блюда. Ксанф удивился: почему Эзоп подаёт только языки? Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка? Благодаря ему, люди изучают науки, могут объясняться друг с другом, выражать радость, ласку, объясняться в любви». В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп опять пошёл покупать языки. Хозяин удивился, а Эзоп сказал: «Что на свете может быть хуже языка? Посредством языка можно лгать, хитрить, ссориться. Он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять… Что может быть хуже него?» И только от человека зависит, каким будет его язык, его речь: самым лучшим или самым худшим на свете. И вот прошло 2,5 тысячи лет, а мы читаем басни Эзопа, дивимся их мудрости.
|
3. Эзоп. Басня «Лисица и виноград» Голодная лисица увидала виноградную лозу, со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные». Так и у людей: иные не могут добиться успеха, а винят в этом обстоятельства. Поставьте запись на паузу, откройте учебник на странице 74 и прочитайте сами текст басни. Хочу обратить Ваше внимание на слово «лоза». Это тонкий, длинный, гибкий стебель. - В каком предложении заключена главная мысль басни? Правильно, в последнем. Главная мысль есть в каждом тексте, а в басне она имеет своё название - мораль. | 4. Другой баснописец, Иван Андреевич Крылов, жил около 200 лет назад. В следующем, 2014 году, ему исполнится 245 лет со дня рождения. Иван Андреевич написал свою басню «Лисица и виноград». Но перед знакомством с этой басней разберём значение некоторых слов. Рделись - значит краснели. Яхонты - драгоценные камни. Отколь - устаревшее слово со значением «откуда». Неймёт, то есть не берёт. Набить оскомину - испытать неприятные ощущения во рту от кислого. Теперь вы готовы слушать басню. Иван Андреевич Крылов «Лисица и виноград».
Голодная кума Лиса залезла в сад; В нём винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись, А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдёт, Хоть видит око, Да зуб неймёт. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьёшь».
|
5. Поставьте запись на паузу и прочитайте басню. - Как баснописец называет Лису? Правильно: «голодная кума». - Как описывает виноград? Правильно: «… винограду кисти рделись…» и «… кисти сочные, как яхонты горят…» Вы долго смотрели на экран компьютера или телевизора, читали, вашим глазам пора отдохнуть. Предлагаю несколько упражнения для снятия напряжения с глаз. Упражнение первое: Частое моргание глазами. Моргайте быстро и легко. Это упражнение способствует улучшению кровообращения. Второе упражнение. Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите несколько раз. Это упражнение способствует расслаблению мышц век. Следующее упражнение называется «Велотренажёр»: перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу - по часовой стрелке и против, вправо - влево, вверх - вниз, восьмеркой). Это укрепляет мышцы глаз. Теперь - массаж. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. | 6. Теперь предлагаю Вам вместе поработать над выразительным чтением басни. Попробуйте прочитать басню Крылова вместе со мной. Наша задача при чтении передать отношение автора к своей героине, а также разочарование и досаду Лисицы. Будьте внимательны к постановке ударений. Начали. Теперь предлагаю сравнить басни, с которыми мы познакомились на уроке. Поставьте запись на паузу и заполните таблицу у себя в тетради. Проверьте. - Итак, что же общего у прочитанных произведений? Правильно: жанр, заголовок и мораль. |
7. Итак, сегодня мы работали над двумя баснями. Подведём итоги нашей работы. Необходимо сформулировать 2 определения. Что такое басня? И что такое мораль? Поставьте запись на паузу и запишите в тетради, как вы поняли это. Итак, басня - прозаическое или стихотворное произведение нравоучительного характера. Мораль - главная мысль басни, нравоучение, высказанное в явной или скрытой форме. | 8. Наш видеоурок подходит к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с баснями и понаблюдаем за отличительными особенностями данного жанра художественных произведений от других жанров. Теперь оцените свою работу. В уголке страницы тетради красным карандашом поставьте себе оценку за работу. К следующему уроку подготовьте чтение басен или выучите одну из них наизусть. При этом особое внимание обратите на выразительность чтения. Выберите то задание, которое Вам больше по душе. |