Элективный курс по русскому языку «Знатоки русского языка 2013-2014 учебный год

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС.ИМ. 25 ОКТЯБРЯ

ЛАИШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

« Рассмотрено » «Согласовано» «Утверждаю » Руководитель МО Зам. директора Директор МБОУ

/____ /Шигапова Н.Н. по УВР МБОУ СОШ СОШ пос. им. 25 Октября

Протокол №_____ от / ______/_Чихаздинская С.А /_______/ Трифонова Ю.Г./

« 28 » августа 2013 г. « » 2013 г. « » 2013 г.

Элективный курс

по русскому языку

«Знатоки русского языка

2013-2014 учебный год

2класс





Составила:

учитель начальных классов Шигапова Н.Н.

первой квалификационной категории

Элективный курс по русскому языку «Знатоки русского языка»

Пояснительная записка

Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Курс "Знатоки русского языка " занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Курс изучения "Знатоков русского языка " для учащихся 2-го класса ставит следующие задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

  • расширение и углубление программного материала;

  • воспитание любви к великому русскому языку;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

  • совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся;
    преемственность.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по " Знатокам русского языка ".
В отборе материала к занятиям я ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Занимательность может быть использована как во внеклассной работе, так и на уроках обобщающего повторения. В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развивается познавательный интерес к изучению русского языка. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также даёт понятие о русском языке, как о строгой, чётко организованной системе.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к " Знатокам русского языка " должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях " Знатоков русского языка " обращаю на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях.

Кроме того, курс "Знатоки русского языка" позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения "Знатоки русского языка" содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем даю в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа спецкурса
"Знатоки русского языка"

Программа спецкурса «Знатоки русского языка» помогает учащимся успешно осваивать дополнительный учебный материал по этому предмету, расширять их кругозор, добиваться высоких результатов в учебной и внеучебной деятельности.
I. Форма организации занятий.
Дети обучаются по 1 часу в неделю, наполняемость 10 человек.
Общее количество часов - 11 часа в год.
II. Цель программы.
Повышение познавательного интереса учащихся; развитие письменной монологической речи; развитие творческих способностей учащихся.
III. Задачи:
1. Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.
2. Расширение и углубление программного материала.
3. Воспитание любви к великому русскому языку.
4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.
5. Совершенствование общего языкового развития младших школьников.
IV. Способы выявления промежуточных и конечных результатов.
1. Участие в олимпиаде по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.
2. Тестирование.
3. Конкурсы заметок.
4. Исследование познавательного интереса.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса.
Обучающиеся должны знать и уметь:
Буквы русского алфавита.
Признаки гласных и согласных звуков.
Отличие звука от буквы.
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Делить слова на слоги.
Переносить слова по слогам.
Уметь определять ударный слог.
Уметь писать слова с мягким знаком.
Правильно определять «ошибкоопасное» место в словах.
Правильно писать имена собственные.
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?.
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
Составлять текст по вопросам учителя.
Определить главную мысль текста.
Составлять рассказы по картинке.
Отгадывать загадки.
Писать слова с изученными орфограммами.

Содержание Элективного курса «Знатоки русского языка»

№ п/п

Содержание курса

дата проведения

по плану

факт

1

Орфография. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

07.03

2

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов.

14.03

3

Звонкие и глухие «двойняшки». Почему с ними много хлопот.

21.03

4

Буква-помощница. Мягкий знак.

04.04

5

«Ошибкоопасные места». «Зеркальные» и «незеркальные слова» слова. Что такое орфографическая зоркость?

11.04

6

Самые безопасные звуки. Звуки- волшебники.

18.04

7

Почему не пишем мягкий знак? Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, НЧ, ЧУ, ЩУ. ЧА, ЩА, ЖИ,ШИ.

25.04

8

Что такое текст? Как построить текст?

02.05

9

Пословицы и поговорки.

16.05

10

Чистоговорки. Скороговорки.

23.05

11

Загадки. Сможешь ли ты придумать сам.

30.05





ЛИТЕРАТУРА
1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1-4 классы. М.: АСТ, 2003.
3. Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2-3 класс. М.: РОСТ, 2003.
4. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. Ярославль, 2006.
5. Н.Г.Белицкая, Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. М.: Айрис-пресс, 2006.
6. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение, 1996.
7. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
8. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
9. Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы. Волгоград, 2006.
10. Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа. М.: Просвещение, 1991.
11. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993.
12. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО: Издательство "АРГО", 1996.



© 2010-2022