Конспект урока по литературному чтению на тему В. Драгунский «… Бы»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - чтения

Тема: В. Драгунский « … Бы»
Цели: Образовательная: познакомить учеников с ещё одним рассказом В. Драгунским « … Бы»; продолжить работу по формированию навыка чтения. Воспитательная: Воспитывать почтение, уважение к родителям Развивающая: формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы; развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих и автора
Оформление доски: тема урока, цели, портрет Драгунского, его даты жизни (1913 - 1972), портрет Дениски, обложка книги Драгунского

Ход рока:
1. Организационный момент. Введение в урок (1 мин.).

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать. 2. Проверка домашнего задания (6 мин.). - А теперь проверим Ваше домашнее задание: а) Чтение наизусть стихотворений Э. Успенского. б) Рассказы детей «Когда семья вместе».
- Бывает ли так, что вы в чем-то не соглашаетесь с родителями? Послушайте стихотворение Э. Успенского.
Речка, поле, черный лес. Голубая даль небес. Яхта, шхуны, океаны. Извержения, вулканы. Ах. Северный полюс, Ах. Южный. Он каждому мальчику нужный. Ну а мама говорит: - Пусть он дома посидит. Он без супа пропадет. К нему врач сейчас придет... Он свалился с табуретки, Ему выпишут таблетки. - Со своей любимой мамой Я, боюсь, несчастный самый.
- Как бы вы озаглавили стихотворение? Сам автор его назвал так: «Жалобы юного мальчика». - На что жалуется герой стихотворения? - Мальчик мечтает о пу­тешествиях, подвигах. Мама в нем видит только маленького сына и оберегает его от всего. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых. - Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой? - Что случилось бы, если бы дети стали взрослыми, а мамы и папы - детьми? - Сегодня мы с Вами познакомимся с рассказом Драгунского « … Бы». - Какие цели на данный урок мы поставим? - Познакомиться с рассказом В. Драгунского « … Бы»; продолжить работу по формированию навыка чтения, уважительно относиться к мнению других, уважительно относиться к родителям.
Работа над рассказом В. Драгунского « ... Бы». 3. Работа с текстом рассказа до чтения ( 6 мин.). - Прочитайте заглавие. Что оно означает? - Почему перед словом стоит многоточие? О чем это говорит? - Подставьте подходящие слова. - Купался бы, прыгал бы... - Когда мы употребляем в речи частицу бы? - Когда нужно условие для выполнения чего-либо - Значит, из произведения узнаем о чьих-то мечтах.
- Прочитайте фамилию автора. - Драгунский - Кто-нибудь может рассказать об этом писателе?
- Виктор Юзефович Драгунский (30 ноября 1913 г., Нью-Йорк, в семье эмигрантов из России - 6 мая 1972 г., Москва) - советский актер и писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979 г.) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973 г.). Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно - так назвали сына. Однако Виктор Драгунский писал прозаические произведения для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны.


- Кто герой его произведений? - Денис Кораблев. - Рассмотрите иллюстрацию. Что могло произойти?
Чтение текста про себя.
4. Работа с текстом после чтения (7 мин.). - Почему вы смеялись, когда читали? - О чем же мечтал Дениска? - В чем оправдались наши предположения?
Чтение вслух по абзацам и комментарии по ходу чтения. 1-й абзац. - Кто это я? Из каких слов видно, что это ребенок? - Что надумал Дениска? - Возможно, Дениска об этом подумал после того, как мама веле­ла сделать что-то, чего исполнять ему не хотелось.
2-й и 3-й абзацы. - Почему слово понравилось заключено в кавычки? - Что узнали о семье Дениски? - Почему Дениска такие слова сказал бы маме? - Он повторяет ма­мины слова, которые она не раз говорила Дениске. - О каких привычках Дениса вы узнали? Хорошие это привычки или плохие? - Как надо читать слова в адрес мамы? - Решительно, энергично, в приказном тоне.
4-й и 5-й (включая диалог) абзацы. - Как Дениска встретил бы папу? - Что чаще всего слышал Дениска от папы? Как вы догадались? - О какой папиной привычке вы узнали? Как вы к ней относитесь? - Кто все эти советы, правила слышал от своих родителей? - Интересно, а где бабушка? Как к ней относится Дениска? 6-й и 7-й абзацы. - Что значит «как шелковые»? - Послушные, исполнительные. - Как Дениска встретил бы бабушку? Что значит заголосил? - Гром­ко, заговорил с причитаниями. - Вы представили эту сцену? Почему улыбаетесь? - Как бабушка относится к внуку? Что узнали? - Она любит Денис­ку, заботится о его здоровье.
8-й абзац. - Мы узнаем, чему Дениска завидовал. Прочитайте это предложение. - Сравнимо ли кино и мороженое? - Нет. Родители думают, что мо­роженое для Дениски желаннее, чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино.
9-й и 10-й абзацы. - Вы догадались, что говорили родители на настойчивые упраши­вания Дениски? - Почему этот абзац заканчивается многоточием?
11-й абзац. - Кто прервал мечты мальчика? - Можете ли вы продолжить речь мамы? Вопросы после чтения: - О чем же этот рассказ? - Не только о мечтах мальчика, но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребенком. - Автор прямо не сказал, нор мы узнали о многих привычках, обя­занностях членов Денискиной семьи. - Мама с Дениской говорит, папа иногда кричит, бабушка голосит и т.д. - Кто следит за чистотой и порядком в доме? Как вы догадались? - Почему в тексте большинство предложений короткие? состоят из 2-3 слов? - Это предложения-команды; лаконичные и ясные.
5. Физкультминутка (4 мин.): (сидя за партой)

  1. И.п. - руки на краю парты, встать, сесть.
  2. И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
  3. И.п. - руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.
(стоя за партой)
  1. И.п. - руки на поясе большими пальцами вперед. Наклониться назад, прогнувшись, вернуться в и.п.
  2. И.п. - руки на поясе. Два пружинящих наклона вправо и влево.
  3. И.п. - руки за спиной. Сделать полуприседание, вернуться в и.п. Каждое упражнение повторять 6-8 раз.

6. Работа по содержанию текста (6 мин.).
Выразительное чтение.
Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. - Как художник передал мечты Дениски? Озвучьте иллюстрацию. - В сборнике рассказов В. Драгунского у этого произведения я про­читала другое название - «Шиворот-навыворот». Какое название вам нравится больше и, на ваш взгляд, соответствует содержанию текста? - Об идее рассказа, о его герое. - Что хотел автор сказать своим читателям? - Будьте внимательны друг к Другу. Как хорошо было бы, если бы взрослые и дети понима­ли друг друга. - Что вы узнали о Дениске? - Он большой фантазер и мечтатель, имеет чувство юмора. Он любит свою семью, хорошо знает привыч­ки домочадцев, на редкость наблюдателен и артистичен. - Только ли для детей написан этот рассказ? Кому бы вы посовето­вали его прочитать? Почему? - Как вы думаете, а В. Драгунский понимает детей?
7. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин). - Как автору удалось добиться читательской улыбки?
- Понравился ли Вам рассказ? Что показалось для Вас самым смешным? Самым интересным?
8. Домашнее задание (2 мин). 1) Подготовить выразительное чтение рассказа, прочитать его ро­дителям. 2) Подготовить пересказ близко к тексту.

5

© 2010-2022