Конспект по обучению грамоте. Изучение буквы р и звука [р] 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения. Тип урока: изучение нового знания.

Тема: Звуки [р] и буквы их обозначающие Р,р.

Цель: познакомить детей со звуками [р], [р,]; выучить букву Р,р, которая обозначает эти звуки.

Оборудование: Учебник «Русская азбука» (стр. 68); цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов; компьютер, проектор, экран, цветные флажки, карточка с буквой Р (для ленты букв).

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты: интерес к родной литературе, к духовно-нравственной культуре своей страны; гражданская идентификация, патриотизм.

  • Предметные результаты: выделять звук [р], [р,]в словах, устанавливать, что звук [р] согласный; распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последовательность звуков в слове. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Делить слова на слоги. Доказывать (объяснять) количество слогов в слове. Приводить примеры слов с заданным количеством слогов

  • Метапредметные УУД:

  • Регулятивные: определять цель учебного задания; контролировать свои действия в процессе его выполнения; оценивать правильность выполнения; обнаруживать и исправлять ошибки.

  • Познавательные: отличать новое от уже изученного; читать слоги-слияния; поиск нужных слов; читать слова с изученной буквой; читать тексты и выполнять задания к ним. Сравнивать начертания заглавных и строчных печатных букв. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Отработка пространственного воображения.

  • Коммуникативные: определять и обосновывать место слушать и понимать речь других; уметь отстаивать свой ответ; умение чётко артикулировать и поизносить звук [р], [р,]; произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя. Пропедевтика выразительного чтения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент.

Цель: организовать детей, настроить их на учебный процесс. - Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Дети проверяют подготовленность к работе на уроке.


  1. Изучение новых знаний с опорой на ранее изученное.

Цель: актуализация знаний, сформировать умение производить фонетический анализ в соответствии с правилами, познакомить детей с новым звуком и буквой, его обозначающей.

1.1 Постановка проблемной ситуации.

-Ребята, сегодня у нас в гостях старичок, который словил золотую рыбку, которая исполняет желания. Но рыбка хитрая, загадала нашему старичку слово. В этом слове последний звук не знакомый старику, давайте изучим этот звук и поможем нашему герою.

-А теперь давайте посмотрим на это слово! Откройте азбуку на странице 69.

-Какое это слово?

-Правильно!

-Да, мы поможем.

-Дверь.

1.2 Фонетический анализ.

-Ребята, а вы знаете, что такое дверь?

-Для чего она нужна?

-Верно.

-Дверь, куда падает ударение в данном слове?

-А мы знакомы с этим звуком? Какие звуки в этом слове мы знаем?

-Давайте охарактеризуем их! Сделаем фонетический анализ слова.

-Нарисуем схему.

-Чтобы изучить новый звук, мы должны отгадать загадку:

-Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

-Правильно! Сколько слогов в слове рыбка?

-Давайте тоже проанализируем это слово!

-Нарисуйте схему к этому слову!

-Да.

-Чтоб закрывать дом, комнату и тд.

-На звук [йэ].

-Да. Звуки [д], [в,].

-Дддверь- первый звук [д], он согласный твердый, звонкий;

-Дввверь-второй звук [в,], он согласный, мягкий, звонкий;

Двееерь-третий звук [йэ], гласный ударный;

Дверррь- неизвестный звук.

-Рыбка.

-Два.

Рррыбка-неизвестный звук;

Рыыыбка-гласный ударный;

Рыбббка-согласный, звонкий, твердый;

Рыбккка-согласный, твердый, глухой;

Рыбкааа-гласный, безударный.

1.3 Сравнение выделенных звуков [р] и [р,].

-Ребята, что общего в словах «дверь» и «рыбка»?

-Верно, но почему в первой схеме он обозначен зеленым цветом, а во втором синим?

-Молодцы! Сегодня у нас в гостях звук [р]. Это звонкий согласный, он может быть как твердым, так и мягким.

Произнося этот звук, мы как будто рычим. Давайте попробуем прорычать этот звук!

-Новый звук [р].

-В слове дверь звук [р,] мягкий, а в слове рыбка-твердый [р].

-Рррррррррррррррррр.

1.4 Артикуляционная гимнастика.

-А сейчас разомнем наши губки и язычок! Давайте выполним несколько упражнений.

«Чистим зубки»

  • Улыбнуться, открыть рот.

  • Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно нижние и верхние зубы.

«Орешки»

  • рот закрыт

  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

  • на щеках образуются твёрдые шарики - «орешки»

Дети разминают щёки, язык, губы (разогревают мышцы, для хорошего произношения, речедвигательного аппарата ).

1.5 Чистоговорки, скороговорки.

-Ребята, с помощью чистоговорок мы потренируемся произносить наш звук. Например:

Букву «р» мы учим дружно,

Букву «р» знать очень нужно,

Чтобы правильно, на пять

Имя родины сказать:

РОССИЯ!

-И скороговорки помогут нам правильно произносить звук (только вначале произносим их медленно, потом всё быстрее и быстрее)

1)Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Матросы две недели

Ели карамель на мели.

2)Ехал грека через реку,

Видит грека - в реке рак,

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап.

Дети повторяют, чётко проговаривая.



Дети повторяют, чётко проговаривая. Медленно, затем ускоряя темп.

1.6 Обозначение [р] звука буквой Р,р.

Со звуком [р] мы познакомились. А что же нам делать, если слово надо написать или прочитать?

-Можно записать звук? Нет?

А как же тогда быть?

- Правильно, надо познакомиться с буквой Р, р (эр) А на что она похожа?

- Нет! Звук писать нельзя, мы его только слышим.

- Нам нужна буква, этот звук обозначающий.

(Предлагают свои варианты на что похожа буква Р)

1.7 Формулирование темы и цели урока.

-Ребята, так кто же догадался, какая тема нашего урока?

-Правильно. Чему мы должны научиться на этом уроке?

-Верно.

-Звук [р] и буква, его обозначающая Р,р.

-Научиться произносить звук [р], находить в словах, читать слоги и предложения с буквой Р,р.

1.8 Физкультминутка. 2)Мы веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!

Дети выполняют движения: топают, в руки хлопают, надувают щечки, скачут на носочках, дружно прыгают, показывают язык, строют гримасы, замирают.


  1. Первичное закрепление.

Цель: научить читать новую букву в слогослиянии (плавно), работать со столбиками слов, предложениями, развивать пространственное воображение.

2.1 Работа со слоговыми таблицами.

-Давайте прочитаем первый столбик слогов сверху вниз.

- Прочитайте второй столбик сверху вниз.

- Прочитайте каждый столбик снизу вверх.

- Прочитайте слоги слева на право.

- Прочитайте все слоги вопросительно (учитель указывает слоги указкой).

- Прочитайте с радостью.

- Прочитайте все слоги, где звук [р] твёрдый.

- Теперь те, где звук [р'] мягкий.

-Молодцы, справились!

-ра ро ры

-ру ри

-ры ро ра и ри ру

-ра ро ру ры ри

-ра? Ро? Ры? Ру? Ри?

-Ра! Ро! Ры! Ру! Ри!

- ра ро ру ры

-ри

2.2 Работа со столбиками слов.

-Так для чего нам слоги, как вы думаете?

-Правильно. А теперь прочитаем столбик слов сверху вниз.

-А теперь то же самое, но снизу вверх.

-Сколько слогов в каждом слове?

-В каком слове больше всего слогов? А больше всего букв?

-Теперь назовите те слова, где звук [р] находится в ударном слоге.

-В каком слове нет буквы р?

-Во всех словах звук [р] твердый или мягкий?

-Как вы понимаете слово «рана»? Чем «рана» отличается от «ранки»?

-Верно.

-Чтобы составлять слова.

-Рана, ранка, тронул, уколол.

-Уколол, тронул, ранка, рана.

-Рана 2 слога, ранка 2 слога, тронул 2 слога, уколол 3 слога.

-Уколол.

-Рана, ранка, тронул.

-Уколол.

-Твердый.

-Рана- это порез. Ранка это небольшая рана.

2.3 Физкультминутка. 1)Совушка-сова Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-к Полетит!

2) Раз-два - все вставайте,

Три-четыре - приседайте,

Пять-шесть - повернитесь,

Семь-восемь - улыбнитесь,

Девять-десять - не зевайте,

Своё место занимайте.


1)Вертят головой в стороны. Руки поднимают вверх.











2)Встают, приседают, поворачиваются, улыбаются, занимают свое место.

2.4 Работа над предложениями и текстом.

-Ребята, а давайте вспомним, что такое предложение?

-Из чего состоят предложения?

-Верно, давайте прочтем предложения про кактус.

-Что было у Иры?

-Как у Иры появилась ранка?

-Назовите все слова, где встречается буква «р».

-Правильно. Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

Варианты детей.

-Из слов.

Читают предложения.

-У Иры был кактус.

-Она уколола руку об кактус.

-Ира, рука, растет, ранка, тронула.

-Да, можем. В тексте наблюдается одна основная мысль. Эти предложения связаны между собой логически.

2.5 Рефлексия. Подведение итогов.

-Ребята, мы изучили звук р и букву Р, тем самым помогли дедушке. Теперь золотая рыбка исполнит его заветное желание. Молодцы!

-Вам понравился наш урок?

-Оцените вашу активность на уроке, закончив предложения:

-Урок мне очень понравился, я получил новые знания.

- Мне было на уроке хорошо.

- Мне было на уроке плохо, я ничего не понял.

-Да (ответы детей).

-Заканчивают предложения.



© 2010-2022