Рабочие программы 1 класс Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усадская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМО Заместитель Директора по УВР Директор МБОУ «Усадская СОШ»

Протокол № _______ от _____________ И. И. Идрисов ____________ Ф.К. Халиуллин

«__» _________ 2014 г. «__»________________2014 г. «__»___________ 2014 г.







Рабочая программа учебного предмета

Изобразительное искусство



1 класс

(УМК "Перспектива")

Фатхутдиновой Эндже Рафисовны



2014 - 2015 учебный год











Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № _____

от «__»______ 2014 г.

Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству.



Класс: 1

Учитель: Фатхутдинова Эндже Рафисовна


Количество часов:

всего - 33 часа; в неделю - 1 час.



Учебник:
Изобразительное искусство. 1 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова.- М.: «Просвещение». 2011г. (Перспектива)
Дополнительная литература:
- Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Творческая тетрадь. 1 класс . М.: «Просвещение». 2013г.

Пояснительная записка


Общая характеристика учебного предмета

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс создана на основе:


  • Законов РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373;
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Минобразования РФ от 05.03.2004 приказ №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Образовательной программы МБОУ «Усадская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (Приказ № 54/9 от 1 сентября 2014 года);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательный процесс в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год;
  • СанПина 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993;
  • Устава МБОУ «Усадская СОШ» Высокогорского района Республики Татарстан, утвержденного Постановлением исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан № 15/23 от 11 августа 2014 года;
  • Учебного плана МБОУ «Усадская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2014 - 2015 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 5 от 20 июня 2014 года).


Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования (1 базовый вариант), Москва, «Просвещение» 2011., примерной программы начального общего образования, на основе образовательной системы « Перспектива». Для реализации программного содержания используются:

- Изобразительное искусство. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М.: «Просвещение», 2011г. (Перспектива)

- Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс (1-4). Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение». 2011г.

Данная программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.

Количество часов 1 четверти - 9 ч.

Количество часов 2 четверти - 7 ч.

Количество часов 3 четверти - 9 ч.

Количество часов 4 четверти - 8 ч.

Итого: 33 часа.


Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с другими предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер, коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

Основные цели программы:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представление о добре и зле;
  • воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной Росси и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.


Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
  • развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реально жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура);
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.


Планируемые результаты изучения предмета

«Изобразительное искусство», 1 класс.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные:

Обучающийся научится:

  • - уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • - понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

  • - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

  • - уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру,

  • - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм, в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • - понимать роли культуры и искусства в жизни человека
  • - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности
  • - уметь сотрудничать с товарищами.

Познавательные:

Обучающийся научится:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Обучающийся получит возможность научиться:

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

Регулятивные:

Обучающийся научится

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Обучающийся получит возможность научиться:

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий. - активно использовать язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); - уметь организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты:

Обучающийся научится: - в познавательной сфере - понимать значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств; - в ценностно-эстетической сфере - уметь различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства(в пределах изученного); - в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; - в трудовой сфере - уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; Обучающийся получит возможность научиться: - сформировать представления о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; - проявлять устойчивый интерес к художественным традициям своего и других народов; - уметь обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Коммуникативные УУД Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)


Содержание учебного предмета. Содержание программы "Изобразительное искусство" представлено в виде взаимосвязанных разделов.

Виды художественной деятельности:

Восприятие произведений искусства.

Рисунок.

Живопись.

Скульптура.

Художественное конструирование и дизайн.

Декоративно-прикладное искусство.

Азбука искусства. (Обучение основам художественной грамотности):

композиция, цвет, линия, форма, объем, ритм.

Значимые темы искусства.

Земля - наш общий дом.

Родина моя - Россия.

Человек и человеческие взаимоотношения.

Искусство дарит людям красоту.

Опыт художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведениям. Национально - региональный компонент изучается в темах: «Твой осенний букет. Декоративная композиция», «В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция», «Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике», «Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике», «Зимние забавы. Сюжетная композиция», «Науруз - праздник весны. Традиции татарского народа», «Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи».


Распределение часов по темам

Тема раздела

Кол-во часов

1

Восхитись красотой нарядной осени.

9

2

Любуйся узорами красавицы зимы.

6

3

Радуйся многоцветью весны и лета.

18


Итого:

33



Требования к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Изобразительное искусство» к концу первого года обучения.


Учащиеся должны знать/понимать: -некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства; -отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка); -ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея); -значения слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика; -отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; -основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства; -основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; -эмоциональное значение тёплых и холодных цветов; -особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; -правила безопасности и личной гигиены, правила планирования и организации работы.
Учащиеся должны уметь: -различать теплые и холодные цвета; -узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

-сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);

-использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

-организовать своё рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;

-применять элементарные способы работы живописными и графическими материалами для выражения замысла, настроения;

-передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-составлять композиции с учётом замысла;

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

-рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток).

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

-выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;

-проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;

-проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда - своего и других людей.

-самостоятельной творческой деятельности;

-обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

-оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.











Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству.

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения урока

план

факт


1

Восхитись красотой нарядной осени.

Урок-игра. Вводный. Ознакомление с курсом ИЗО. Рисование на свободную тему.

1



4/09

2

Экскурсия. Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи.

1

11/09

3

Экскурсия. Твой осенний букет. Декоративная композиция. НРК

1

18/09

4

Урок-игра. Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы.

1

25/09

5

Урок-игра. В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция. НРК

1

02/10


6

Урок-игра. Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция.

1

9/10


7

Урок-игра. В гостях у народного мастера

С. Веселова. Орнамент народов России.

1

16/10


8

Экскурсия. Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы.

1

23/10


9

Урок-игра. Наши достижения. Что я знаю, могу. Наш проект.

1

30/10




10

Любуйся узорами красавицы зимы.

О чем поведал каргопольский узор? Орнамент народов России.


1



13/11


11

В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка.

1

20/11


12

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике. НРК

1

27/11


13

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике. НРК

1

4/12


14

Белоснежные узоры. Вологодские кружева.

1

11/12


15

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция. Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект.

1

18/12




16

Радуйся многоцветью весны и лета.

По следам зимней сказки. Декоративная композиция.

18ч


1



15/01

25.12

17

Зимние забавы. Сюжетная композиция. НРК

1

22/01

15.01

18

Защитники земли Русской. Образ богатыря.

1

29/01

22.01

19

Открой секреты Дымки.

1

05/02

29.01

20

Русская глиняная игрушка.

1

12/02

05.02

21

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм.

1

26/02

12.02

22

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет.

1

05/03

26.02

23

Птицы - вестники весны. Декоративная композиция.

1

12/03

05.03

24

«У лукоморья дуб зеленый…» Дерево - жизни украшение. Образ дерева в искусстве.

1

19/03

12.03

25

Науруз - праздник весны. Традиции татарского народа. НРК


1

02/04

19.03

26

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя.

1

9/04

02.04

27

В царстве радуги-дуги.

1

16/04

9.04

28

Основные и составные цвета.

1

23/04

16.04

29

Красуйся красота по цветам лазоревым.

1

30/04


30

Цвета и оттенки.

1

07/05


31

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. НРК

1

13/05


32

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты.

1

14/05


33

Подведение итогов. Рисование на тему «Ах, лето красное!» НРК

1

21/05



Материально-техническое обеспечение:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Экран

Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:

perspektiva.ru/

it-n.ru/

festival.1september.ru/

nachalka.com/

4stupeni.ru/

uroki.net/docnach.htm




© 2010-2022