Рабочая программа внеурочной деятельности Тестопластика 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по внеурочной деятельности

общекультурного направления

«ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс



Пояснительная записка.


В соответствии с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа дополнительного образования «ТЕСТОПЛАСТИКА» имеет ощекультурную направленность и предназначена для разновозрастных категорий обучающихся. Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Мир, в котором живет человек сегодня, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве. Декоративно-прикладное творчество - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа реализуется в общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования. Среди многообразия видов декоративно-прикладной творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время. В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика". Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства: -способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; -стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; -активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы); -совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда; имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса; -развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки. Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка. Фигурки, картины , панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый. Цель данной программы - научить лепке из соленого теста, развить художественные способности, абстрактное мышление и воображение. Задачи предметные: -знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно - прикладного творчества; -научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; -закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; -знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства; раскрыть истоки народного творчества; -формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; -совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста; -приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Личностные:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
  • развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
  • развивать положительные эмоции и волевые качества; развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формировать творческие способности, духовность культуры; развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  • расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

Метапредметные: -формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел; -приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; -побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); -развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей; -добиваться максимальной самостоятельности детского творчества; -самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; -самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях; -определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно; -определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; -определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов; -корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; -использовать в работе литературу, инструменты, приборы; -оценка своего задания по параметрам, заранее представленным;
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
В ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Ученик научится: называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные промыслы и ремесла; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
Ученик получит возможность научиться: уважительно относится к труду людей, понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их, понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы).
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций. Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность. Задания направлены на приобщение детей к языку художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение. Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких. Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа поможет решить: 1. учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению искусством; 2.воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; 3.творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности. В результате обучения учащиеся должны знать:
  • виды декоративно - прикладного творчества (лепка, роспись, и т.п.) в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • народные художественные промыслы России и родного края;
  • названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
  • историю возникновения лепки из солёного теста;
  • основные приемы работы с соленым тестом;
  • названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • об особенностях лепных игрушек; о проектной деятельности.
Должны уметь:
  • правильно организовать свое рабочее место; пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами; выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;
  • сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять
  • самостоятельность;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  • применять разные формы лепки;
  • определять последовательность действий при выполнении работы;
  • изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения;
  • объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.

Ожидаемые результаты: Первый уровень результатов: приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации, коллаже и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы. Второй уровень результатов: расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности. Третий уровень результатов: закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.
Независимо от предметного содержания у обучающихся должны формироваться общеучебные знания, умения и способы деятельности. Школьниками должны быть усвоены знания о процессе учебного труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации: - планирование и организация рабочего места; - рациональное размещение инструментов и материалов; - распределение рабочего времени; - соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте; - контроль за ходом деятельности; - соотнесение результатов деятельности с образцом; - осуществление сотрудничества при коллективной работе; - соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены; - выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения; - выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы; - осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов; - комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия; - выбирать необходимые материалы и инструменты; - оценивать процессы и результат своего труда; - выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Условия реализации общеобразовательной программы. Программа «Тестопластика» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративно-прикладным творчеством и лепкой из солёного теста. Занятия проходят 1 раз в неделю, 34 занятия в год.


Общекультурное направление «Город мастеров»

Тестопластика.

Тематическое планирование (1 класс)



п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

1 класс

1.

Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста.

1

2.

Способы создания простых деталей.

9

3.

Фигурки и игрушки.

15

4.

Лепка по замыслу.

3

5. Виртуальная экскурсия в музей.

1

6.

Подготовка изделий к выставке

1

7.

Оформление выставки.

3


Итого

33





Учебно-тематическое планирование

1 класс

Наименование тем


Дата

проведения

п/п


Кол-во

часов

1.

Знакомство с инструментами и



1

приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста. Инструктаж по технике безопасной работы с инструментами и приспособлениями.


2.

Способы создания простых деталей «Солнце» и «Месяц»



1


3.

Вазы: «Ваза с горохом», «Полосатая ваза», «Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза».



1


4.

Цветы и листья «Ромашки», «Розочка».

«Простые цветочки», «Колокольчики»



4


5.

Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Лес»



3


6.

Лесные красавицы- ёлки: «Ёлка из

треугольников», «Ёлка из полосок теста»



3


7.

Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек



1


8.

Ягоды фрукты и овощи

«Малина», «Груши», «Огурцы», «Капуста», «Яблоки», «Сливы»



3


9.

Грибы «Мухомор», «Лисички», Панно «Грибная корзинка»



3

10.

Фигурки животных

«Ёжик», «Поросёнок». «Уточка»,

«Чудесные рыбки»



3


11.

Игрушки и картинки «Паровоз», «Матрёшка», «Кукла», «Машинка»



3


12.

Лепка по замыслу



3



13.

Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов



1


14.

Подготовка изделий к выставке


1

15.



Оформление выставки



3

Итого: 33 занятия.





Содержание деятельности 1 класс
1.Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста. (1ч.) Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки. Познакомить с основными инструментами. Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой. 2. Способы создания простых деталей. (9ч.) Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус. Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку. Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали. Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону. Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы. Учить сочетать между собой различные заготовки. 3. Фигурки и игрушки. (15ч.) Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск, шар . Учить лепить предметы конусообразной формы. Учить соединять детали «примазыванием». Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа». 4. Лепка по замыслу. (3ч.) Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста. 5. Виртуальная экскурсия в музей. (1ч.) Познакомить с различными видами промыслов, народных промыслов, основанных на лепке. 6. Подготовка изделий к выставке. (1ч.) Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой. 7. Оформление выставки. (3ч.) Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 г.№ 373.

 «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 г.

  • Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов-на -Дону, ИД «Владис», 2010г.

  • Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.

  • Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.

  • Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.

  • Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.

  • Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008г.

  • Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006г.

  • Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007г.




© 2010-2022