Рабочая программа по внеур. деятельности Доноведение 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 35 часов.(1час в неделю). Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено). Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей: 1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае. 2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими. 3. История Донского края - часть истории Отечества. Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности. Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми необходимости их охраны.









Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае, и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края: Образовательные: * Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края; * Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края. Воспитательные: * Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном. * Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. Развивающие: * Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей. * Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ урока

Тема урока

№ задания

в тетради

Кол-во часов

Виды деятельности на уроке

Дата

1 Вводный урок. Мы теперь не просто дети

1

1 Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с.3)

3.09

2 Родной край.

2

1 Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке.

10.09

3 Времена года.

3

1 Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6). Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето

17.09

4 Осень. Осенние месяцы.

4

1 Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7) Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь.

24.09

5 Экскурсия.

1 Беседа об осенних изменениях в природе края. Чтение стихотворений об осени. Сбор природного материала.

1.10

6 Осенние изменения в природе.

5,6

1 Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе.

8.10

7 Растения осенью.

7,8,10

1 Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

15.10

8 Листья жёлтые летят.

10, 9,11

1 Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.

22.10

9 Занятия людей осенью

12

1 Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке.

5.11

10 Что растёт на огороде и в саду? 13,14,15.

1 Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. Ответы на задания: 13 - 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска. 14 - 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон. 15 - 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград.

12.11

11 Что растёт в поле?

16, 17

1 Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей - картошки, огурца, баклажана и т.п.)

19.11

12 Жизнь животных осенью.

18, 19

1 Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) Ответы на задания: 18 - 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 - 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры.

26.11

13 Осень в моём краю.

20

1 Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Чтение стихотворений. Составление рассказа по картинке.

3.12

14 Экскурсия.

1 Беседа о зимних изменениях в природе края. Чтение стихотворений о зиме.

10.12

15 Зимняя сказка.

21, 22

1 Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. Ответы на задания: 21 - 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль.

17.12

16 Зимние изменения в природе.

23, 24

1 Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.

24.12

17 Жизнь животных зимой.

25, 26, 27

1 Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица - всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель - ягоды рябины. 27 - 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова.

14.01

18 Живой уголок.

28

1 Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. Ответы на задания: 28 - по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк.

21.01

19 Занятия людей зимой.

29

1 Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

28.01

20 Весна. Весенние месяцы.

30

1 Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

4.02

21 Экскурсия.

1 Беседа об изменениях в природе края. Чтение стихотворений о весне.

11.02

22 Весенние изменения в природе.
31, 32, 33

1 Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.

18.02

23 Растения весной.

34

1 Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

25.02

24 Жизнь животных весной.

35, 36

1 Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

4.03

25 Занятия людей весной.

37

1 Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

11.03

26 Экскурсия.

1 Беседа о летних изменениях в природе края. Чтение стихотворений о лете.

18.03

27 Летние изменения в природе.

38,39,40,41

1 Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

1.04

28,29 Что растёт на лугу?

42

2 Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

8.04 15.04

30,31 Что растёт у водоёма?

43

2 Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.

22.04,29.04

32,33 Жизнь животных летом

44

2 Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

6.05,13.05

34,35 Занятия людей летом. Обобщающий урок.

45-47

2 Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

20.05

27.05




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны: иметь представления: - о связях между живой и неживой природой родного края; - о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области; - об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле; - об истории родного края; знать: -объекты неживой и живой природы Ростовской области; - особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; -водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве; - полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; - правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; - государственную символику Ростовской области, своего района; -важнейшие события в истории родного края; - народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); -родственные связи в семье; - правила поведения в общественных местах и на улице; уметь: - различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); -различать растения родного края - деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); -узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; - приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида); - приводить примеры достопримечательностей родного края; - рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села); -показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение; могут научиться: 1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; - объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; 2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности: - ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца. 3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим учебные, логические действия постановки и решения проблем: - находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; - проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; - ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; 4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности: - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

РЕСУРСЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Технические средства -компьютер -проектор -экран -музыкальный центр -телевизор -DVDпроигрыватель -интерактивная доска (каб. 6)




Учебная и дополнительная литература

Автор

Название

Год издания

Издательство

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе.

2006

Ростов-на-Дону «Издательство БАРО - ПРЕСС»

Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г

«Доноведение» Рабочая тетрадь (2 класс)

2009

Ростов-на-Дону «Издательство БАРО - ПРЕСС»


Название

Год издания

Издательство

Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю.

Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение».

2009

Ростов-на-Дону «Издательство БАРО - ПРЕСС»


Алексенко В.Н., Мартынова М.И

География Ростовской области

2005

Ростов -на -Дону

«Терра»

В.Н. Морохин

Малые жанры русского фольклора. Хрестоматия.

2000

М: Высшая школа


Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»









Учебно-методический комплект курса «Доноведение»

Для учащихся

1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга для чтения в начальной школе - Ростов-на-Дону «Издательство БАРО - ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.

2. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2009.

3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2008.

4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2009.

5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2009.

Для учителя

1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2009.

2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2008.

3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2009.

4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2009.

5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»

Рекомендуемая дополнительная литература для учителя

1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.

2. Алмазов Б.А.Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.

3. Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII- XXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.

4. Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие - Новочеркасск, 2001.

5. Донской народный костюм. СостТ.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.

6. ЗакруткинВ.А.Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.

7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2004.

8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.

9. МоложавенкоВ.Тайны донских курганов. Ростов,1967.

10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.

11. По старым казачьим станицам. Под.ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.

12. Степаненко Л.Г.Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003

13. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.

14. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.

13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.

14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.

Наглядность

Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»


Интернетресурсы

© 2010-2022