Урок по литературному чтению для 1 класса на тему Сказки народные и авторские

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Павловская СОШ с УИОП

Урок литературного чтения

Учебник:

«Литературное чтение - 1класс» ч.1

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,

Л.А. Виноградская

(УМК «Перспектива»)

Учитель начальных классов

Алехина Ольга Ивановна





Тема: Сказки народные и авторские. С.Я. Маршак «Курочка Ряба и десять утят» Цели: 1. Создавать условия для формирования у учащихся понятий «народная сказка», «авторская сказка», для формирования умения относить сказку к той или иной группе, используя сделанные выводы, сравнивать сказки. 2. Создавать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти, логического мышления. 3. Создавать условия для воспитания высокой учебной мотивации, интереса к чтению. Формируемые УУД: Л.: Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению, к чтению; оценивание жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Р.: Организация рабочего места; определение цели выполнения заданий под руководством учителя; определение плана выполнения заданий. П.: Умение ориентироваться в учебнике; умение отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное, группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. К.: Участие в диалоге на уроке; формулировка четкого ответа на вопросы учителя; соблюдение простейших норм речевого этикета; умение слушать и понимать речь других; умение участвовать в работе пары.

Ход урока:



I. Оргмомент. (слайд 1) - Какое сегодня число? - Какой день недели? - Чего вы хотели бы пожелать одноклассникам на этот учебный день? - У кого сейчас хорошее настроение? - Оно поможет вам активно работать на уроке, узнать много нового и интересного. II. Актуализация знаний. 1. Повторение о звуках. - Начнем строить «лесенку урока». Как называется 1 ступенька? (Мы знаем!) - Чем мы занимаемся на этой ступеньке? (Повторяем.) - Для чего повторяют то, что уже знают? ( Повторение по схеме «Речь») - Поиграем в известную вам игру «Большое ухо». (слайд 2)



- Для чего мы в нее играем? (Учимся точно слышать и характеризовать звуки речи)



- Как назвать всех, кого вы видите на этом слайде? (слайд 3) (Герои сказок) - В именах каких героев встречается твердый согласный звук [к]? - Дайте характеристику звуку, с которого начинается имя мультипликационного кота. (далее дается ряд заданий подобного типа) - Оцените свою работу на этой ступеньке урока. (у детей на листках - ступеньки такие же, как и на доске, они оценивают свою работу зеленым, желтым или красным Пишичитаем - смайликом)

  1. Тренировочные упражнения по чтению.
- Как называется 2 ступенька? (Мы умеем!) - На этой ступеньке нас ждет «Читалочка-обучалочка». Откройте учебники на стр. 60. Из двух упражнений выберите то, которое вам по силам, отработайте его чтение целыми словами. (при проверке 1 упражнения выясняется значение некоторых слов, в т.ч. слова «разбежались», делается вывод, что оно многозначное, о таких словах говорили на уроках русского языка; задача из 2 упражнения решается ) - С героями какой сказки встретились в упражнении? (Волк и семеро козлят) - Докажите, что это сказка. - Оцените свою работу на этой ступеньке урока. III. Целеполагание. 1. Создание проблемной ситуации. - Пора подниматься на новую ступеньку. Как она называется? ( Мы хотим узнать!) (открывается выставка книг с авторскими и народными сказками) - Рассмотрите внимательно все эти книги, прочитайте информацию на обложках и назовите их одним словом. (Сказки) - Вспомните тему прошлого урока. (Сказки) - Пока не получается подняться на новую ступеньку. Но я попробую вам помочь. Посмотрите, что я делаю с книгами сказок. (учитель расставляет книги в 2 группы)
  1. Определение целей урока.
- Что вам захотелось узнать? (На какие группы делятся сказки?) (вопрос помещается на ступеньку «Мы хотим узнать») - А чему хочется научиться? (Самим делить сказки на группы) (вопрос помещается на ступеньку «Мы хотим научиться») - Это цели нашего урока. IV. Совместная деятельность по достижению целей. - Сравните сказки 1 группы и попробуйте назвать эту группу. (Народные сказки) (соответствующая табличка помещается выше книг с народными сказками) - Как догадались, что эта группа сказок так называется? ( На обложках всех книг есть слово «народная») - Эти сказки пришли к нам из далекой старины. Из них мы узнаем, как жили наши предки, чем занимались, что любили, над чем посмеивались. В этих сказках - мудрость народа и советы нам с вами, как жить. Поэтому народные сказки живы до сих пор. Эти сказки есть у всех народов Земли. - Сказки каких народов на нашей выставке? (Русского, татарского, удмуртского) - Где живут эти народы? (В России) - На каком уроке вы об этом узнали? (Окружающий мир) - Почему на этих книгах нет фамилий авторов? - Сравните книги 2 группы и попробуйте ее назвать. (Авторские сказки) (соответствующая табличка помещается выше книг с авторскими сказками) - У каждой из этих сказок есть автор. На обложке книги обязательно есть его имя. (рассматриваются книги, выясняются имена их авторов) - Какой из двух целей нашего урока мы достигли? (Узнали, на какие группы делятся сказки) - Оцените свою работу на этой ступеньке. - Чему теперь будем учиться? (Делить сказки на группы) - Порассуждайте, что нужно сделать, чтобы определить, к какой группе относится сказка? (3-4 ученика выходят к доске и с книгой в руках рассуждают) V. Первичное закрепление. - Продолжим учиться делить сказки на группы по учебнику. Откройте стр. 62. Перед вами 2 сказки: на левой и правой страницах. Какую из них мы отнесем к группе «народные»? _(На левой стр. «Курочка Ряба») - Почему? (Есть слово «народная») - Прочитайте задание после названия сказки. - Кто хочет рассказать? - Кто кого пожалел в сказке? (Курочка - деда и бабу) - Кто написал сказку, помещенную на правую стр. учебника? (С.Я. Маршак)



(очень короткий, доступный рассказ об авторе) - С.Я. Маршак написал много сказок. (слайды 5,6,7,8,9) - Какие противоположные по значению слова встречаются в названиях сказок о мышатах? - Как по-другому их называют? (Антонимы) - Откуда вы это знаете? (С уроков русского языка)



- Все книги, которые вы увидели на экране, есть и у меня на столе. В течение учебного дня можно их почитать. Если вам понравятся сказки С.Я. Маршака, все эти и другие книги можно взять в нашей детской библиотеке. - Как называется сказка, которую будем читать в учебнике? (Курочка Ряба и десять утят) - Подумайте, о чем в ней может говориться? (Дети предполагают) - Правильно ли вы предположили, узнаете, послушав сказку. Постарайтесь понять, кто кого пожалел в сказке Маршака? (первичное чтение учителя) - Что хочется сказать об услышанном? - Кто кого пожалел? ( Баба - курочку Рябу) (повторное чтение и анализ сказки по вопросам 1- 4 учебника - стр.65) - К какой группе сказок относится эта сказка? Почему?



VI. Самостоятельная работа. - Работа в паре. У вас на партах конверты с макетами обложек книг со сказками. Разделите их на группы. - Проверьте свою работу по слайду. (слайд 4)



- Кто хочет дать оценку работе своей пары? (2-3 пары) - Какой цели мы достигли? (Научились делить сказки на группы) - Оцените свою работу на этом этапе. VII. Итог урока. Рефлексия. - Закончилась лесенка нашего урока. Продолжите предложения последней ступеньки. (Теперь я знаю… Теперь я умею…) - Из списка действий выберите те, которые мы выполняли, чтобы достичь наших целей. (на доске - таблица: слушали, читали, писали, считали, решали, рассказывали, рассуждали, думали, сравнивали, искали информацию в тексте, искали информацию в интернете) - Посмотрите на свою лесенку и оцените свою работу на уроке на экране «Хочу все знать»















© 2010-2022