Статья Экологическое образование на уроках обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО «БУКВАРЮ» Р.Н. БУНЕЕВА, Е.В. БУНЕЕВОЙ.

ПОДГОТОВИЛА: СЕРГЕЕВА И, Н.

г. Ковров МБОУ СОШ №22 Одним из актуальных вопросов современности является взаимодействие человека с природой. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы необходима системная и целенаправленная работа в данном направлении. Я считаю, что начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в глубокие убеждения. Цель работы: изучение экологического потенциала «Букваря» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Задачи работы: - Определить направления экологического образования. - Подобрать материал и разработать фрагменты уроков по [1], направленные на формирование системы знаний по экологии. - Содействовать тому, чтобы экологические знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических переживаний. Я выработала следующие направления экологического образования по [1]: -Формирование у детей элементарных представлений о природе, о взаимосвязи растений, живых организмов с окружающей средой. -Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно- популярных произведений литературы. - Определение основных правил и норм поведения в природе. Приведу примеры моей работы по данным направлениям в период «Обучения грамоте» по [1] Формирование у учащихся первого класса элементарных представлений о природе начала с самых первых уроков. [1:стр.4] Тема: «Календарь и календарные праздники» провела беседу о временах года по рисункам с использованием приёма сравнения. Знакомство с летними месяцами происходило в [1: стр.79] с использованием стихов В. Берестова. С целью формирования представлений о взаимосвязи растений, животных организмов с окружающей средой на уроке по теме: «Кто помогает человеку в саду и огороде?» я провела игру « Экологический светофор» Этапы работы: -Распределение животных на полезных и вредных.( с последующим обсуждением) -Распределение сюжетных картинок на 2 группы: овощи и фрукты. -Установление взаимосвязи растений, животных организмов с окружающей средой. Формирование представлений о взаимосвязи растений и животных организмов происходило и при работе с рисунком «Природа вокруг нас»[1:стр.8.] На уроке я использовала приём - творческий рассказ. При знакомстве с буквой з [1:стр. 116] также формировались представления о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой на примере текста «Зимние картины». На уроке использовался приём - словесное рисование. А на уроке «Буква я. Звуки буквы я» [1:стр. 120], на примере текста «Украшение сада» рассматривали связь животных с осенней природой. На уроке я использовала приёмы комментированного чтения, приём фиксации ( подчёркивание слов, выражений, которые помогли представить осенний сад) Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы начинается с первых дней обучения ребёнка в школе и проходит сквозной линией на страницах [1]. Очень благодатный материал при работе в данном направлении - сказки В. Хмельницкого: «Сообразительный паучок»[1:стр.39], «Странная тропинка»[1:стр.55], «Дымок»[1:стр. 93] и сказки Г. Цыферова: «Про чудака- лягушонка»[1:стр.77], «Как цыплёнок рисовал» [1: стр.99], «Спор» [1:стр.109], «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» [1:стр. 154] произведения : Е. Чарушина « Почему Тюпу назвали Тюпой» [1:стр.57], Г. Скребицкого «Сорока» [1:стр.61], Л. Толстова «Белка и волк» [1:стр.65], В. Берестова «Злое утро» [1:стр. 89], Н. Сладкова «Лесная хатка» [1:стр.45] «Бегающие кусты» [1:стр 145] На уроках использовала следующие приёмы: - приём имитации ( движений, звуков, предметов и явлений природы) -использование народных примет, пословиц, поговорок, загадок -ребусы, кроссворды -творческие рассказы -приём фиксации (зарисовки в тетради, раскрашивание) -составление диафильмов и т. д. Определение основных правил и норм поведения в природе происходит на уроке «Гласные буквы» [1:стр.24] в ходе работы по картинке , на уроке «Наши занятия» [1:стр. 28] определяются правила сбора природного материала, правила поведения в природе. Изучение экологического потенциала [1] показало, что в нём имеются большие возможности для формирования у первоклассников экологического сознания. Список литературы: 1. Букварь Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, «Баласс»,2013г. 2.Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь». Методические рекомендации для учителя . О. В. Пронина, «Баласс»,2013г.

© 2010-2022