Примерные материалы на научно-практическую конференцию учеников начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






ШКОЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ И ВОСПИТАННИКОВ СП-ДЕТСКИХ САДОВ





СЕКЦИЯ «Литература»

Мой словарик





Автор: Сысоева Вероника Николаевна

учащаяся 2 - Б класса

ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр»



Научный руководитель: Головачева Галина Викторовна,

учитель начальных классов

Консультанты: Зайцева Лидия Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Алексеевка, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………. стр. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………… стр. - Теоретическая часть - Практическая часть 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………. стр.

































ВВЕДЕНИЕ Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой. Тема моей работы: «Расширение лексикона на уроках чтения» Проблема: Расширение лексического запаса слов учащихся Название: «Что такое лексикон и пути его расширения» Важность и актуальность моей проблемы заключается в том, что без выяснения лексических значений слов работать дальше над текстом невозможно. Знакомство с новыми словами расширяет кругозор, развивает речь и коммуникативные способности человека. Задачи:

  1. Нахождение непонятных слов в тексте.
  2. Определение лексического значения слов с применением Толкового словаря Ожегова.
  3. Знакомство со словарями (Ожегова, Даля).
  4. Составление личных толковых словариков (с иллюстрированным оформлением некоторых слов).
  5. Знакомство детей с Интернет - ресурсами (детский иллюстрированный словарик, словарь он - лайн).
Методы изучения проблемы: 1. Статистический подход, когда я посчитывала количество непонятных слов (в 10 текстах мы встретили 27 незнакомых слов). 2. Анализ текста, его значения. 3. Классификация. 4. Составление словариков. Продуктом моего проекта стал СЛОВАРИК. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Теоретическая часть В настоящее время государством востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, творческие, образованные личности, способные трудиться в различных профессиональных сферах. Русский язык и литературное чтение как учебные предметы занимают особое место в начальном обучении, так как направлены на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении языком обучения является важнейшим условием общей успешности образования школьников, то есть владения устной и письменной речью выступает как специальное учебное умение, а также необходимое для изучения любого предмета начальной школы. Одной из основных задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Перед учителем ставится главная задача: заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное - доброжелательное отношение к людям. Лексическая работа рассматривается как средство развития речи ребенка и средство формирования его жизненной позиции, исследуются особенности индивидуального словаря младшего школьника по лексике. Критерием сформированности речи детей является умение правильно понимать лексическое значение слова, знать его грамматические свойства, уметь правильно произносить и грамотно писать, сознательно употреблять слово в своей речи. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Обогащение словарного запаса ребёнка, работа над лексическим значением слова в некоторой степени помогут в решении данной задачи. Словарный запас соотносится со словами, которые мы должны знать, чтобы затем мы могли эффективно общаться, слушать, говорить, читать, и писать. Словарный запас играет важную роль в обучении чтению. Дети используют слова в своей устной речи, изучают смысл слов, которые они видят в печати. Словарный запас также важен в понимании того, что читаешь. Читатели не смогут понять и осмыслить то, что они читают, если они не знают значения большинства слов. Словарный запас является существенным для читающих детей, но они начинают строить свой словарь прежде, чем научаются читать и продолжают его накапливать после того, как справились с основами чтения. Фактически, для большинства людей расширение словарного запаса продолжается всю их жизнь.

Для современной школы исключительно важной частью является проблема обогащение словарного запаса учащихся. Это одно из основных задач начального обучения. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам Над проблемой развития речи и обогащения лексического запаса работало много педагогов. Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский , П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин, Л.П. Федоренко и др.), исследования по методике преподавания русского языка и литературы (Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Л.Е. Журова, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов и др.). Вопрос очень актуален, так как от него зависят КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ. Лексикон - это то же, что словарь (в I знач.) (устар.); запас слов, лексика (книжн.). (Толковый словарь русского языка Ожегова)
У каждого человека он разный. Например, у Эллочки Людоедовой он составлял всего лишь несколько слов, и ей этого хватало. А вот лексикон великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкин насчитывал несколько тысяч слов, но он постоянно совершенствовался, расширяя его. Каковы же пути расширения лексикона?

М.Р. Львов ранжирует источники обогащения словаря по степени влияния на речь детей:

1. Речевая среда в семье, среди друзей.

2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.

3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).

4. Словари, справочники.

Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно. Один из путей расширения лексикона - знакомство с новыми словами. 2. Практическая часть С чего же начинается работа? 1. Анализ текста, который мы читаем. Находим и выписываем непонятные слова в словари. 2. Выяснение значения слов. Сначала пытаемся выяснить самостоятельно, исходя из контекста, если не можем, прибегаем к толковым словарям. 3. Использование толковых словарей. (Мы знакомы со Школьным фразеологическим словарем, словарем Даля, словарем Ожегова). 4. Составление личного толкового словаря. Мне рассказывал мой учитель, как Джек Лондон (Марк Иден) расширял свой лексический словарь: незнакомые слова он выписывал на листы бумаги и расклеивал их по комнате на видные места. В каждую свободную минуту он заглядывал в листочки и пытался вникнуть в смысл. Таким образом, видя их постоянно, он заучивал их, пополняя и расширяя тем самым свой лексикон. Свой словарик я составляю по алфавиту. Некоторые слова сопровождаю иллюстрациями. За время работы над проектом я познакомилась с 27 новыми словами. Например, теперь я знаю, что означают такие слова, как ветхая землянка, невод, взмолился, молвит, старче. Как я использую слова? С ними я составляю предложения на уроках русского языка, устные ответы на уроках окружающего мира и литературного чтения, включаю их в свою повседневную жизнь. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение и расширение словарного запаса человека - это важная задача для каждого ученика нашей школы. Без него мы не сможем общаться, развивать свои коммуникативные способности. Речь должна быть красивой, богатой. Именно такой нам позволяет ее сделать наполнение новыми словами, расширение своего лексического запаса. Свой лексический запас за последний месяц я расширила, увеличив на 27 слов.





























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Словари
  2. Бухбиндер В. А., Розанов Е. Д. О целостности и структуре текста.-«Вопр. языкознания», 1975, № 6.
  3. Он - лайн ресурсы














© 2010-2022