Программа кружка Для тех, кто любит математику 1 класс. Внеурочная деятельность

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 15»



Согласовано
Методическим объединением учителей начальных классов
Протокол № от « » августа 2015 г.

Руководитель ШМО _______________

Дорогова Г.В.

Согласовано

Зам. Директора по УВР
________________ Комаренко Е.А.

« » августа 2015 г.

Утверждено

Приказом № 188 от 28 августа 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Для тех, кто любит математику»
для учащихся 1-в класса
на 2015/2016 учебный год

(внеурочная деятельность)




Составитель учитель начальных классов

Кангина Светлана Ивановна






2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа к кружку «Для тех, кто любит математику» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам». - Москва: Издательство РОСТ, 2012. Данный курс входит во внеурочную деятельность младших школьников (1 - 4 классы) по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Внеурочная деятельность составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса, отличительной особенностью которой является то, что она проводится по программе, которую можно корректировать в процессе реализации с учетом индивидуальных возможностей учащихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей. Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математики. Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия. Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления(краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступить на олимпиадах и принять участие в различных конкурсах. Задания предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоцио­нальный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря ча­стым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Цель курса: развивать математический образ мышления.
Основные задачи курса:
1. расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; 2. формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности; 3. расширять математические знания в области многозначных чисел; 4. содействовать умелому использованию символики; 5. учить правильно применять математическую терминологию; 6. учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли; 7. развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся; 8. формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; 9. формировать способность наблюдать, сравнивать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; 10. формировать пространственные представления и пространственное воображение; 11. привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Принципы курса:

  1. Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  1. Научность.
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  1. Системность.
Программа курса строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  1. Практическая направленность.
Содержание курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  1. Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемама данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Материал каждого занятия рассчитан на 35 - 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширит целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Важным фактором является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу. Для эффективности работа на занятиях проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: а) рабочая тетрадь для учащихся на печатной основе; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетради. В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 1 классе такова:

«ОРЕШКИ ДЛЯ УМА» (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. ИГРАЙ, ДА ДЕЛО ЗНАЙ (тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления) (10-15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

КОРРЕГУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты) Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью любого занятия.

СМЕКАЙ, РЕШАЙ, УЧИСЬ (15 - 20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характерно

отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того чтобы учащиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов. ЗАДАЧИ ПРОФЕССОРА МАКОНГУРУ. (5 - 10 минут). Раздел, в котором предлагаются три вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам. ИССЛЕДУЙ, ПРОЕКТИРУЙ, ТВОРИ (10 - 15 минут). На этом этапе ребятам предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе. Для решения проектной задачи учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. ЗАГАДКИ ВЕСЕЛОГО КАРАНДАША. (волшебные картинки) (10 - 20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера. При выполнении этих заданий у ребенка вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость, аккуратность. В результате аккуратной и кропотливой работы ребёнок видит превращение геометрических фигур, пятен, точек, линий в осмысленное и яркое изображение, что вызывает дополнительный интерес к заданию. Усложнение математических примеров, изобразительных композиций и увеличение количества используемых цветов происходит плавно и равномерно, снижая тем самым порог трудности для ребёнка. Важным является и то обстоятельство, что подобная техника работы развивает у ребенка различные области руки, предплечья, пальцев и т.д.. Тонкая графическая работа со сложным рисунком способствует лучшей координации движений кисти руки, большей свободе и раскованности всего локтевого сустава.

ДЛЯ ЮЛМов (Юных Любителей Математики) - раздел, в котором помещён справочный материал, познавательный материал, любопытные и полезные факты, подсказки. Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.


ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Для тех, кто любит математику» рассчитан в 1-ом классе на 2 ч в неделю, в год - 66 ч (33 учебные недели). В нашем образовательном учреждении курс проводится делением класса на две группы, поэтому планирование составлено на 33 часа.



ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств письма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувств справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; - формирование этических норм поведения при сотрудничестве; - развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий.

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других.

- читать и пересказывать текст.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


В основе построения курса лежит принцип интегрирования. В нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Арифметический блок

Признаки предметов (цвет, форма, размер и т. д.)

Отношения.

Названия и последовательность чисел от 1 до 100.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Меры. Единицы длины. Единицы времени. Единицы массы.

Блок логических и занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи.

Логические задачи.

Комбинаторные задачи.

Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание.

Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + КОЛА = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрический блок

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 > 1v, указывающие направление движения. Проведение линии по данному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клеточку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Уникальные фигуры. Пересчет фигур.

Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.




Тематический план


Тема

Количество часов

1

Удивительная страна

1

2

Город закономерностей

7

3

Город Загадочных чисел

9

4

Город логических рассуждений

8

5

Город занимательных задач

7

6

Повторение.

1



Всего: 33











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


п/п

Дата

Тема занятия

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

I

группа

II

группа

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1

01.09-04.09

01.09-04.09

Удивительная страна


Познакомить с новой сказочной страной «Заниматика» и тетрадью - учебником для путешествий по ней; уточнить представления детей о математике и её значении в жизни людей, выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, речи и мышления. П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Р: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.

Воспитывать уважительное отношение к высказываниям своих одноклассников, умение слушать учителя.

Город закономерностей 7 ч.

2

07.09-11.09

07.09-11.09

Аллея Признаков

Закреплять умения: определять признаки предметов, изменять признаки предметов, классифицировать предметы по их признакам; развивать речь, логическое и аналитическое мышление.

П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, умение слушать учителя.

3

14.09-18.09

14.09-18.09

Порядковый проспект


Формировать умение определять совокупность предметов на основании общего признака, выделять часть из множества предметов по характерному признаку, познакомить с понятием «порядок», развивать речь, логическое и аналитическое мышление.

П: Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Р: Определять и формулировать цель деятельность с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий.

К: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Прививать любовь к предмету, развивать внимание, память.

4

21.09-25.09

21.09-25.09

Порядковый проспект

Познакомить с понятием «цепочка», формировать умение выделять, достраивать и строить цепочку по описанию; формировать умение находить закономерность в ряду, продолжать последовательности предметов по определенному правилу; развивать память, внимание.


П: Осуществлять поиск и выделение информации Р: Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Осуществлять контроль и самоконтроль учащихся К: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

5

28.09-02.10

28.09-02.10

Улица Волшебного квадрата

Познакомить с особенностями расположения фигур в девятиклеточном квадрате, учить находить закономерность и дополнять квадрат недостающими фигурами, познакомить с понятием «волшебного квадрата»; развивать внимание, мышление.

П: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

К: Учитывать позицию собеседника по деятельности

Воспитание чувств справедливости, ответственности;

6

05.10-09.10

05.10-09.10

В космической лаборатории

Учить заполнять клетки «волшебного квадрата», применять правило, закреплять умение находить закономерности в ряду предметов; развивать речь, логическое и аналитическое мышление.

П: Приходить к общему решению, строить логическую цепь рассуждений, проводить сравнение, классифицировать

Р: Учиться работать по предложенному учителем плану.

К: слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении.

Развивать интерес к предмету, математические способности, логику.

7

12.10-16.10

12.10-16.10

Художественная площадь


Закреплять умение находить закономерность в ряду, продолжать последовательности размещения предметов по определенному плану, формировать умение решать задачи на составление различных цветовых комбинаций.

П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

К: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Развивать математические способности, расширять кругозор детей,

8

19.10-25.10

19.10-25.10

Испытание в городе Закономерностей

Проверить: знания о признаках предметов; проанализировать умения: применять правила «волшебного квадрата»; учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий.

П: Установление причинно-следственных связей

Р: Умение выражать свои мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос.

К: Формулировать собственное мнение и позицию

Прививать любовь к предмету, развивать внимание, память.

Город Загадочных чисел 9 ч.

9


26.10-30.10


26.10-30.10


Улица Загадальная

Формировать представление о сложении как объединении совокупностей предметов и о вычитании как удалении из совокупности предметов его части; развивать речь, логическое и аналитическое мышление.

П: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

К: Учитывать позицию собеседника по деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

10

09.11-13.11

09.11-13.11

Цифровой

проезд

Уточнять знания о знаковом языке математики, закрепить понимание отличия понятий «число» и «цифра», познакомить с различными способами изображения чисел, познакомить с цифрами для написания индекса, учить решать задачи по перекладыванию палочек; развивать речь, память, внимание.

П: Осуществлять поиск и выделение информации, контролировать, оценивать процесс и результат действий

Р: Учиться работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради..

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

11

16.11-20.11

16.11-20.11

Цифровой

проезд

Познакомить с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации, с первыми десятью римскими цифрами, учить выполнять сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами, развивать память, внимание, логику.

П: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

К: Учитывать позицию собеседника по деятельности Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

12

23.11-27.11

23.11-27.11

Числовая улица


Систематизировать знания о цифрах и числах, закрепить умения записывать числа арабскими и римскими цифрами, сравнивать числа с помощью числового отрезка, развивать внимание, логическое и аналитическое мышление.

П: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

К: Учитывать позицию собеседника по деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

13

30.12-04.12

30.12-04.12

Заколдованный переулок

Систематизировать знания о цифрах и числах, учить восстанавливать примеры, в которых цифры скрыты за предметными и буквенными символами, развивать внимание, логическое и аналитическое мышление.

П: Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Воспитывать взаимное уважение к товарищам, развивать интерес к предмету, положительное отношение к школе.

14

07.12-11.12

07.12-11.12

Улица Магическая

Закреплять умение находить закономерность в числовом ряду, познакомить с «магическими рамками», «числовыми ковриками», формировать умение последовательно выполнять арифметические действия для отгадывания задуманных чисел.

П: Приходить к общему решению, строить логическую цепь рассуждений, проводить сравнение, классифицировать

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. К: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Воспитание чувств справедливости, ответственности;

15

14.12-18.12

14.12-18.12

Вычислительный проезд


Обобщить знания о цифрах и числах, познакомить с «числовыми» и «цифровыми» дорожками, ознакомить со способом решения числовых головоломок; развивать память, внимание, логику.

П: Установление причинно-следственных связей, рефлексия способов и условий действия

Р: Умение выражать свои мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос.

К: Формулировать собственное мнение и позицию

Развивать математические способности, расширять кругозор детей,

16

21.12-25.12

21.12-25.12

Переулок

Доминошек


Закреплять знания состава чисел первого десятка, закреплять вычислительные умения, повторить правила «волшебного квадрата» с числами, формировать умение решать задачи с помощью «волшебного квадрата»; развивать внимание и любознательность.

П: Развитие мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся.

Р: Выбирать действия в соответствии с поставленной целью и задачей

К: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Воспитывать взаимное уважение к товарищам, развивать интерес к предмету.


17

28.12-29.12

28.12-29.12

Испытание в городе

Загадочных

чисел

Проверить знания о различиях между цифрой и числом, о порядке следования чисел натурального ряда, о римских и арабских цифрах; проанализировать умения: решать числовые головоломки, заполнять числовые кроссворды, применять правило «волшебного квадрата»; учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий.

П: Осуществлять поиск и выделение информации, контролировать, оценивать процесс и результат действий

Р: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану.

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Развивать интерес к предмету, математические способности, логику.

Город логических рассуждений 8 ч.

18

11.01-15.01

11.01-15.01

Улица

Высказываний

Познакомить с понятиями «суждение», «причина», «следствие», учить строить простейшие высказывания с помощью логических связок «… и/или», «если …, то…», «потому что», «… поэтому …», формировать умение решать задачи путем рассуждения

П: Установление причинно-следственных связей, рефлексия способов и условий действия

Р: Умение выражать

свои мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос.

К: Формулировать собственное мнение и позицию

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

19

18.01-22.01

18.01-22.01

Улица

Правдолюбов

и Лжецов


Познакомить с понятиями «ложно», «истинно», «верно», «неверно», учить строить истинные высказывания, развивать умение делать выводы, учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.

П: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

К: Учитывать позицию собеседника по деятельности

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера

20

25.01-29.01

25.01-29.01

Отрицательный переулок


Познакомить с понятием отрицание, учить построению отрицаний с помощью частицы НЕ; учить классифицировать предметы по одному свойству, учить оценивать истинность высказываний на основе установления соответствий между картинкой и текстом; развивать речь, память, внимание.

П: Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Воспитывать взаимное уважение к товарищам, развивать интерес к предмету, положительное отношение к школе.


21

01.02-05.02

01.02-05.02

Проспект

Логических

задач


Познакомить с понятием «логическая задача»; расширить представления о луче, учить применять луч для решения задач; учить решать логические задачи путем рассуждения, с опорой на луч; формировать умение иллюстрировать текстовые описания; развивать внимание, логическое и аналитическое мышление.

П: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления


22

08.02-12.02

08.02-12.02


Проспект

Логических

задач


Познакомить с графической моделью; учить соотносить текстовые описания и графические модели; продолжать формирование умений: устанавливать соответствие между текстом и схемой, иллюстрировать текстовые описания при помощи отрезков; развивать память, внимание, логику.

П: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Воспитывать взаимное уважение к товарищам, развивать интерес к предмету, положительное отношение к школе.


23


24.02-26.02


24.02-26.02

Проспект

Логических

задач


Познакомить с понятием «граф», графическим способом решения логических задач; учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи; продолжить работу по формированию умения строить умозаключения на основе отрицания; развивать внимание, логическое мышление.

П: Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Воспитывать взаимное уважение к товарищам, развивать интерес к предмету, положительное отношение к школе.


24

29.02-04.03

29.02-04.03

Проспект

Логических

задач


Познакомить с табличным способом решения логических задач; учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию; формировать умение решать задачи на составление различных комбинаций букв; развивать речь, память, внимание, мыслительные операции.

П: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

К: Учитывать позицию собеседника по деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Воспитание чувств справедливости, ответственности;

25

09.03-11.03

09.03-11.03

Испытание

в городе

Логических

рассуждений

Проверить знания: о графическом, схематическом, табличном способах решения логических задач; проанализировать умение решать задачи комбинаторного типа; учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий.

П: Развитие мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся.

Р: Выбирать действия в соответствии с поставленной целью и задачей

К: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Город занимательных задач 7 ч.


26

14.03-18.03

14.03-18.03


Улица

Величинская


Познакомить с понятием «нетрадиционные задачи»; закрепить знания о величинах и общем принципе их измерения; учить практически сравнивать предметы по массе с помощью весов; развивать логическое и аналитическое мышление.

П: Установление причинно-следственных связей, рефлексия способов и условий действия

Р: Умение выражать

свои мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос.

К: Формулировать собственное мнение и позицию

Развивать математические способности, расширять кругозор детей,

27


28.03-01.04


28.03-01.04

Временной

переулок

Рассмотреть некоторые свойства величин; уточнить сформированность пространственно-временных отношений; устанавливать взаимосвязи между ними; учить решать нетрадиционные задачи «про возраст»; развивать память, логику.

П: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

К: Учитывать позицию собеседника по деятельности Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

28

04.04-08.04

04.04-08.04

Улица

Сказочная


Формировать умение решать нетрадиционные задачи на материале сказок путем построения графических моделей; развивать речь, память, внимание, мыслительные операции, аналитические способности.

П: Приходить к общему решению, строить логическую цепь рассуждений, проводить сравнение, классифицировать

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. К: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Прививать любовь к предмету, развивать внимание, память.

29

11.04-15.04

11.04-15.04

Хитровский переулок


Учить решать нетрадиционные задачи «на расстановку» и «на разрезание» при помощи схем; формировать умение иллюстрировать текстовые описания; развивать внимание, логическое и аналитическое мышление.

П: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Воспитание чувств справедливости, ответственности;

30

18.04-22.04

18.04-22.04

Смекалистая улица


Учить решать нетрадиционные задачи «на размещение», «на подсчет ступенек и этажей», «на интервалы» путем рассуждения, а также при помощи схем и рисунков, формировать умение иллюстрировать текстовые описания; развивать память, внимание, логику. П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Р: Учиться работать по предложенному учителем плану.

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Воспитывать уважительное отношение к высказываниям своих одноклассников, умение слушать учителя.

31

25.04-29.04

25.04-29.04

Смекалистая улица


Учить решать нетрадиционные задачи разных типов: «голова и ноги», «колеса и велосипеды», «на сравнение» путем сравнения исходных данных, рассуждения, а также схематических рисунков; развивать внимание, логическое и аналитическое мышление.

П: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

К: Учитывать позицию собеседника по деятельности Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


32


04.05-06.05


04.05-06.05

Испытание в городе

Занимательных задач

Проверить умение применять приобретённые навыки при решении «нетрадиционных» задач; закрепить приобретённые знания; учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий.

П: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

К: Учитывать позицию собеседника по деятельности Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

33


10.05-13.05


10.05-13.05

Математический конкурс

«Умники и

умницы»

Проверить уровень усвоения пройденного материала; повысить интерес к математике; способствовать сплочению детского коллектива.

П: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Р: Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. К: Учитывать позицию собеседника по деятельности Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


16.05-25.05

16.05-25.05

Резервные занятия.








ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



1. М. И. Моро, С. И. Волкова «Для тех, кто любит математику». Рабочая тетрадь 1 класс. М.: «Просвещение», 2014 2. О. А. Холодова «Юным умникам и умницам. Занимательная математика». Методическое пособие 1 класс. М: Росткнига, 2014 3. О. А. Холодова «Занимательная математика». Рабочая тетрадь (в 2-х частях) 1 класс. М: Росткнига, 2014


© 2010-2022