Календарно-тематическое планирование школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. («Наша планета Земля») 2 класс : учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012. 2. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс («Наша планета Земля») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012. 3. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 2 класс («Наша планета Земля») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012. 4. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 2 класс («Наша планета Земля») : метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, Е. А. Самойлова, О. В. Чиханова. - М. : Баласс, 2010.

Общая характеристика учебного предмета Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет учащимся широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»1 (см. Примечание).

Структура курса Введение. Земля и солнце. Практическая работа с глобусом. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. Формы земной поверхности. Земля - наш общий дом. Части света. Наша маленькая планета Земля. Повторение пройденного материала.

Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них во 2 классе по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)2 (см. Примечание). Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 68 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа «Окружающий мир» (под руководством А. А. Вахрушева) в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. В том числе для проведения: - контрольных работ - 4 часа; - экскурсий (наблюдения, практические работы: опыты, измерения, работа с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей) - 1 час; - для создания проектов (групповой, краткосрочный, монопредметный, творческий) - 2 часа. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме далее.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно, ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур3(см. Примечание).

Содержание учебного предмета Введение. Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ. Земля и солнце. Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов. Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос. Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели. Вселенная или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна - спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха. Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость. Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом. Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей. Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето». Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки. Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий. Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой. Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Формы земной поверхности. Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро. Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли. Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы. Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной). Земля - наш общий дом. Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви - «мусорщики». «Едоки» и «мусорщики» дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ. Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору. Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга. Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга. Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре. Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре. Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах. Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение. Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия. Части света. Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран. Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина. Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей. Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом. Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой для выводка. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике? Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края. Наша маленькая планета Земля. Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу. Повторение пройденного материала. Часы по усмотрению учителя. В рамках базисного плана стандарта материал по ОБЖ включен в другие предметы, в частности в «Окружающий мир» (в основном). Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он изучается в рамках самого предмета «Окружающий мир». Тем не менее постоянно в различных регионах предпринимаются местные попытки выделить содержание ОБЖ отдельно и заставить учителей сделать двойное планирование. С точки зрения Федерального центра, это не требуется, но регион имеет право на самостоятельность. В результате, например, в новых методических рекомендациях для дошкольников мы сделали двойное тематическое планирование: по ОМ и ОБЖ4(см. Примечание). В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка: более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире. Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры. Во-вторых, обеспечит успешность социализации учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь. В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования. В-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения. Это определило цель обучения - помочь младшему школьнику осознать целостную картину мира и формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру. На основании требований Государственного образовательного стандарта и с учетом требований ФГОС НОО и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:  приобретение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;  овладение умениями наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;  освоение компетенций - коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенции личностного саморазвития. Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных навыков, умений и способов деятельности; возможность осуществить межпредметные связи. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития естественнонаучных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к нравственным ценностям, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Предмет «Окружающий мир», как часть системы начального образования, призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального - в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по «Окружающему миру» отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности. Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира - планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями. Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей. Развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной формах. В зоне внимания также находится анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Не нужно формально подходить к процессу запоминания научной информации, которая представлена в Обязательном минимуме. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль научного текста, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина. Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п. Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума - умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.). Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержания специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.

Результаты изучения учебного предмета Содержание курса «Окружающий мир» обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений:  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.  Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).  Учиться планировать учебную деятельность на уроке.  Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).  Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.  Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.  Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.  Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2 класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Выразительно читать и пересказывать текст.  Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений. 1-я линия развития - уметь объяснять мир:  объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;  объяснять влияние притяжения Земли;  связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;  наблюдать за погодой и описывать её;  уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;  пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;  называть основные природные зоны и их особенности; 2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:  оценивать правильность поведения людей в природе;  уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле5 (см. Примечание).

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
6
(см. Примечание) Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: во 2 классе обучаются дети 7-8 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Для учащихся, которые будут осваивать учебный материал на репродуктивном уровне, предусматриваются подсказки, алгоритмы действия, инструкции, зрительные опоры. Для продуктивного уровня освоения - задания, требующие осуществления поиска необходимой информации в дополнительных источниках (словарях, энциклопедиях, статьях учебника «Дополнительный материал для любознательных»).

Описание материально-технической базы 1. Дополнительная литература: 1. Окружающий мир : тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. - Волгоград : Учитель, 2007. 2. Окружающий мир. 1-4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина и др.. - Волгоград : Учитель, 2011. 3. Окружающий мир. 2-4 классы : внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г. Т. Дьячкова. - Волгоград : Учитель, 2007. 4. Окружающий мир. 2 класс : поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиана / авт.-сост. Н. В. Кийко, Н. А. Порунова. - Изд. 2-е, испр. и перераб. - Волгоград : Учитель, 2011. 2. Интернет-ресурсы: 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: school-collection.edu.ru 2. Презентация уроков «Начальная школа»: nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): festival.1september.ru 4. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: lyceum8.com. 5. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: school2100.ru 6. Образовательный портал «Учеба»: uroki.ru 3. Информационно-коммуникативные средства: 1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD). 2. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс (DVD). 4. Наглядные пособия: 1. Натуральные живые пособия (комнатные растения, животные, содержащиеся в аквариуме, уголке живой природы). 2. Гербарий, коллекции насекомых, влажные препараты, чучела и скелеты представителей различных систематических групп, микропрепараты. 3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых. 4. Изобразительные наглядные пособия (таблицы, муляжи человеческого торса и отдельных органов). 5. Исторические и географические карты («Климатические пояса», «Природные зоны»), физическая карта Евразии, карта полушарий, политическая карта Европы, глобус. 6. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни. 7. Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, компас. 8. Таблицы: «Растения и животный мир степи, поля, леса». Рисунки рек, озёр, хозяйства человека. Образцы горных пород (гранит, мрамор, известняк и др.). 9. Рисунки: «Схема солнечной системы», «Стороны света», «Суточное вращение Земли». 10. Раздаточный материал (для практических и лабораторных работ): гербарий, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешуя рыб, перья птиц, артефакты мира культуры. 11. Экскурсионное снаряжение: складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки, наборы популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных), специальные путеводители (для интерактивных экскурсий). 5. Технические средства обучения: 1. Компьютер. 2. Медиапроектор. 3. DVD-проектор. 4. Видеомагнитофон. 5. Фото- и видеокамеры. 6. Учебно-практическое оборудование: 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем. 2. Штатив для таблиц. 3. Ящики для хранения таблиц. 4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.). 7. Специализированная мебель: Компьютерный стол.

Таблично-графическая схема рабочей программы
(перспективно-тематическое планирование)1 (см. Примечание)

п/п

Педагогическая система урочной
и внеурочной занятости ученика

Планируемые образовательные результаты

Вид педагогической

деятельности

и дидактическая модель педагогического
процесса

Педагогические средства

Ведущая

деятельность,

осваиваемая

в системе

занятости.

Формы

организации

совзаимодействия

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной
и внеурочной
занятости
учащихся

Календарные сроки

по плану

Календарные сроки по факту

тема и тип урока

внеурочная занятость

самостоятельная
работа

объем освоения и уровень
владения компетенциями

универсальные
учебные действия
(УУД)

компоненты

культурно-

компетентностного опыта /

приобретенная

компетентность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Предметы и вещество.

Трудоемкость (количество часов): общее - 4, аудиторных - ___ , внеаудиторных - ___ , самостоятельная работа - ___ .

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о свойствах и составе предметов, развития умения различать предмет
и вещество, из которого он состоит, правильно употреблять в речи понятие «вещество»; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики овладеют умениями называть окружающие предметы и их взаимосвязи, объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ, различать времена года по основным признакам; научатся пользоваться календарём и компасом.

1

Подготовка к путешествию (открытие новых знаний)

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский
(эвристический);

- творческий.

Способ действия.

Способ работы с учебником, опираясь на условные знаки:

- репродуктивный;

- продуктивный;

Регулятивные:

определять,

формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

сравнивать
и группировать предметы, их

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

- репродуктивно-деятельностный уровень;

Личностно-развивающая.

Репродуктивная

Работа
с книгой

Учебная.

Фронтальная

Учебник

02.09

2

Общие сло-
ва - понятия
(открытие новых знаний)

Творческое задание

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Познавательная.

Парная

DVD «Уроки Кирилла и Мефодия.

Окружающий мир.

2 класс»

04.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


3

Из чего состоят все предметы (открытие новых знаний)

Проведение опыта

- исследовательский
(эвристический);

- творческий.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтере-

сованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержа-

тельный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Познавательная.

Групповая

Учебник и оборудование для проведения опытов

09.09

4

Природные часы, календарь и компас (комплексное применение новых знаний)

Задания «Проверочные и контрольные работы»

Личност-
но-разви-
вающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Парная

Учебник

11.09

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Форма Земли, закономерности движения небесных тел.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 4, аудиторных - ___ , внеаудиторных - ___ , самостоятельная работа - ___ .

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представления о форме Земли, закономерностях движения небесных тел, о законе всемирного тяготения; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся приводить доказательства того, что Земля имеет форму шара, объяснять влияние притяжения Земли, показывать на глобусе экватор, полюса, меридианы.

5

Земля - шар
(открытие новых знаний)

«Дополнительный материал для любознательных»

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский
(эвристический);

- творческий.

Способ действия.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Коллективная

Глобус, мяч, учебник

16.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


6

Глобус - модель Земли
(комплексное применение новых знаний)

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

Способ работы с глобусом:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

- творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Индивидуальная

DVD «Уроки Кирилла

и Мефодия. Окружающий мир.

2 класс»

18.09

7

Земля в космосе (открытие новых знаний)

Посещение планетария

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Познавательная.

Групповая

Проверочные и контрольные работы

23.09

8

Притяжение Земли
(открытие новых знаний)

Проведение опыта

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Познавательная.

Парная

Учебник и оборудование для проведения опытов

25.09




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Суточное и годовое вращение Земли.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 7, аудиторных - 6, внеаудиторных - 1, самостоятельная работа - 1.

Цели: педагогическая: создание условий для установления связи изменений условий на поверхности нашей планеты с положением Земли в Солнечной системе (смены дня и ночи, времён года, особенности климата Земли); ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся связывать смену дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, смену времён года - с обращением Земли вокруг Солнца, ориентироваться в особенностях природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на нашей планете.

9

Смена дня

и ночи
(открытие новых знаний)

Творческое задание

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский
(эвристический);

- творческий.

Способ действия.

Способ ориентирования на карте климатических поясов:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

- творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Регулятивные:

уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий).

Познавательные:

задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи
(в рамках доступного).

Коммуникативные:

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Познавательная.

Парная

Глобус, лампа

30.09

10

Смена времён года
(открытие новых знаний)

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностно-развивающая.

Объяснительно-иллюстративная

Демонстрация, рассказ

Познавательная.

Групповая

DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.

2 класс»

2.10

11

Смена времён года
(комплексное применение новых знаний)

Индивидуальные задания

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Познавательная.

Групповая

DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.

2 класс»

7.10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


12

Где на Земле теплее (открытие новых знаний)

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

Личностно-развивающая.

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой

Учебная.

Коллективная

Рисунки природы различных поясов

9.10

13-

14

Погода и климат (комплексное применение новых знаний)

Учебная экскурсия

Провести наблюдение

Личностно-развивающая.

Поисковая

Практикум

Познавательная.

Групповая

Рисунки погодных явлений

14.10-16.10

15

Контрольная работа по теме «Земля и солнце»

(контроль)

Заполнение листа самоконтроля

Личностно-развивающая.

Поисковая

Проблемные задания

Учебная.

Индивидуальная

Проверочные и контрольные работы

21.10

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Что изображают на глобусе и карте.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 6, аудиторных - 6, внеаудиторных - ___ , самостоятельная работа - ___ .

Цели: педагогическая: создание условий для ознакомления с планами и картами, первоначальными навыками чтения и применения планов и карт; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать, что такое план, масштаб, карта; научатся отличать план от карты, ориентироваться в простейших условных обозначениях, определять по глобусу и карте сушу и моря, высоты и глубины, различные изображённые на них объекты.

16-

17

План и карта
(открытие новых знаний)

Работа в парах, взаимопроверка

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский
(эвристический);

- творческий.

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Учебная.

Коллективная

Планы и карты

23.10 - 28.10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


18-

19

Глобус и карта (комплексное применение новых знаний)

«Дополнительный материал для любознательных»

Способ действия.

Способ ориентирования в простейших условных обозначениях на плане и карте:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

- творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

и одноклассниками.

Познавательные:

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками
и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

Коммуникативные:

способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра

уровень;

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Коллективная

Глобус, карта полушарий

30.10

11.11

20-

21

Что изображают на карте
(комплексное применение новых знаний; рефлексия)

Подготовка к «Зимним интеллектуальным играм»

Творческое задание

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задания, диалог

Познавательная.

Парная

Карта полушарий

13.11

18.11

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Изображение на картах географических объектов.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 4, аудиторных - 4, внеаудиторных - ___ , самостоятельная работа - ___ .

Цели: педагогическая: создание условий для формирования понятий «материк» и «часть света», «река» и «озеро»; ознакомления с причинами течения рек, их полноводности, важностью роли рек и озёр в жизни природы и человека; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики на-учатся находить и показывать на различных по масштабу картах все части света, материки и океаны, важнейшие реки и озёра, давать сравнительную характеристику рекам и озёрам.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


22-

23

Материки и океаны
(открытие новых знаний)

Сообщение о материках

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский
(эвристический);

- творческий.

Способ действия.

Способ работы с картой полушарий:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

- творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

Регулятивные:

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Познавательная.

Групповая

Карта полушарий,

глобус

20.11

25.11

24-

25

Реки и озёра

(открытие новых знаний)

Подготовка к «Зимним интеллектуальным играм»

Работа в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Парная

Рисунки рек, карта

27.11

2.12


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Формы земной поверхности.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 4, аудиторных - 4, внеаудиторных - ___ , самостоятельная работа - ___ .

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представления об особенностях различных форм поверхности (равнины и горы), их изображении на физических картах; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать ряд свойств равнин (ровная невысокая поверхность, далёкий горизонт и др.), особенности и природу гор; научатся объяснять причины их возникновения, находить и показывать горы и равнины на картах Земли.

26

Равнины и горы (открытие новых знаний)

Индивидуальные задания

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский
(эвристический);

- творческий.

Способ действия.

Способ работы с учебным текстом; с физической картой:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

- творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки.

Познавательные:

определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами.

Коммуникативные:

уметь задавать уточняющие вопросы

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Репродуктивная

Работа с книгой, демонстрация

Познавательная.

Фронтальная

Карта полушарий, рисунки природы равнин

4.12

27

Равнины и горы (комплексное применение новых знаний)

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностно-развивающая.

Репродуктивная

Работа

с книгой, демонстрация

Познавательная.

Индивидуальная

Карта полушарий, рисунки природы равнин

9.12

28-

29

Горные породы (открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний)

Сбор коллекции полезных ископаемых

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

Личностно-развивающая.

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, демонстрация, беседа

Познавательная.

Фронтальная

Образцы горных пород, схема внутреннего строения Земли

11.12

16.12


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический


Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Формы земной поверхности.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 5, аудиторных - 5, внеаудиторных - ___, самостоятельная работа - 1.

Цели: педагогическая: создание условий для сравнения особенностей полуостровов и островов, формирования представлений об окружающих сушу водоёмах - морях, их обитателях, первоначальных навыков пользования таблицами; обучения нахождению острова и полуострова, моря на картах; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать особенности полуостровов и островов, морей; научатся показывать их на карте, пользоваться таблицами.

30

Полуострова и острова
(открытие новых знаний)

Индивидуальные задания

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский
(эвристический);

- творческий.

Способ действия.

Способ работы с таблицей; способ самостоятельного применения знаний:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Групповая

Карта полушарий, глобус

18.12

31

Полуострова и острова
(комплексное применение новых знаний)

Практическая
работа

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задания, диалог

Познавательная.

Парная

Карта полушарий, глобус

23.12

32

Моря (открытие новых знаний)

Заполнение таблицы

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Познавательная.

Парная

Карта полушарий, глобус

25.12


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


33

Обитатели морей (комплексное применение новых знаний)

Проект «Моя страна»

«Дополнительный материал для любознательных»

- творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Индивидуально-групповая

Карта полушарий, глобус,

рисунки морских обитателей

13.01

34

Контрольная работа по теме «Что изображают на глобусе и карте» (контроль)

Индивидуальные задания

Личност-
но-разви-
вающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи

Учебная.

Индивидуальная

Карта полушарий, глобус,

проверочные
и контрольные работы

15.01

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Экосистемы и природные зоны.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 6, аудиторных - 6, внеаудиторных - ___ , самостоятельная работа - ___ .

Цели: педагогическая: создание условий для овладения информацией о природных зонах и проявлении природной зональности; раскрытия специфики природной зоны холодного пояса и зоны лесов умеренного пояса, взаимной приспособленности живых организмов - членов экосистемы, их зависимости от неживых компонентов; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся формулировать, что единство живых организмов друг с другом и со своей средой называется экосистемой, узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, находить её на карте природных зон, отыскивать по карте и учебнику представителей растительного и животного царства, обитающих в зонах холодного и умеренного поясов.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


35

Экологические системы
(открытие новых знаний)

«Дополнительный материал для любознательных»

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский
(эвристический);

- творческий.

Способ действия.

Способ работы с картой природных зон:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

- творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение
(версию), пробует предлагать способ проверки.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Поисковая

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Коллективная

Рисунки различных экосистем
и их обитателей

20.01

36

Экологические системы
(комплексное применение новых знаний)

Работа с энциклопедией

Личностно-развивающая.

Поисковая

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Парная

22.01

37

Природная зональность
(открытие новых знаний)

Подготовка

к игре

«ЧИП»

Заполнение таблицы

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Учебная.

Индивидуальная

DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.

2 класс»

27.01

38

Природные зоны холодного пояса (открытие новых знаний)

Индивидуальные задания

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Учебная.

Коллективная

Карта природных зон

29.01

39-

40

Леса умеренного пояса
(комплексное применение новых знаний)

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Парная

Карта природных зон, пейзажи лесов

03.02

05.02


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Природные зоны.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 4, аудиторных - 4, внеаудиторных - ___ , самостоятельная работа - ___ .

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений об особенностях природных зон умеренного пояса (степей, пустынь), раскрытия особенностей природных зон жаркого пояса (тропических пустынь, саванн, тропических лесов), взаимной приспособленности живых организмов - членов экосистемы, их зависимости от неживых компонентов; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики научатся узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, находить её на карте природных зон, отыскивать по карте и учебнику представителей растительного и животного царства, обитающих в зонах жаркого и умеренного поясов.

41-

42

Засушливые зоны умеренного пояса
(комплексное применение новых знаний)

Подготовка докладов

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский
(эвристический);

- творческий.

Способ действия.

способ работы с картой природных зон:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

- творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Прохождение материала быстрым темпом

Познавательная.

Парная

Карта природных зон, карта полушарий

10.02

12.01

43

Природные зоны жаркого пояса (комплексное применение новых знаний)

Подготовка

к игре

«ЧИП»

Индивидуальные задания

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Прохождение материала быстрым темпом

Учебная.

Индивидуальная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

17.02

44

Природные зоны жаркого пояса (рефлексия)

Подготовка докладов

Личностно-развивающая.

Работа с книгой, проблемные задания

Познавательная.

Парная

Карта природных зон, карта полушарий

19.02


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Проблемное изложение

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Горные экосистемы и природные катастрофы.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 4, аудиторных - 4, внеаудиторных - ___ , самостоятельная работа - 1.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представления о природных условиях, растительности и животных гор, высотной поясности, о причинах возникновения природных катастроф; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать о специфике природных условий, растительного и животного мира гор; научатся объяснять причины смены высотных поясов по мере подъёма в горы.

45

Горные экосистемы
(открытие новых знаний)

Работа в парах, взаимопроверка

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский

(эвристический);

- творческий.

Способ действия.

Способ работы с учебным текстом:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

- творчески-самостоятельный.

Регулятивные:

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Учебная.

Коллективная

Карта, пейзажи, рисунки растений и животных

24.02

26.02

46

Жизнь в горах (комплексное применение новых знаний)

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Индивидуальная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

3.03


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


47

Природные катастрофы в горах (комплексное применение новых знаний)

Презентация домашней работы

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

Коммуникативные:

уметь задавать уточняющие вопросы

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Коллективная

Рисунки хозяйства человека

5.03

48

Контрольная работа по теме «Многообразие Земли»

(контроль)

Индивидуальные задания

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Проблемные задания

Учебная.

Индивидуальная

Проверочные и контрольные работы

10.03

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Части света.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 7, аудиторных - 7, внеаудиторных - ___ , самостоятельная работа - ___ .

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о важнейших странах Европы и Азии, населяющих их людях, их достижениях, умения использовать карты для получения информации; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны иметь представление о важнейших странах Европы, Азии и населяющих их людях; научатся использовать карты для получения информации.

49

Люди, города и страны
(открытие новых знаний)

Экскурсия
на «Солдатское поле»

Работа с энциклопедией

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский

(эвристический);

- творческий.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

Личностно-развивающая.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа,

работа с книгой

Познавательная. Групповая

Рисунки городов, промышленных предприятий

12.03


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


50

Люди, города и страны
(комплексное применение новых знаний)

Разноуровневые задания «Проверочные и контрольные работы»

Способ действия.

Способ работы с политической картой «Страны мира»:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

- творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Парная

Рисунки городов, промышленных предприятий

17.03

51-

52

Путешествие тучки
по Европе
(открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний)

Презентация домашней работы

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Групповая

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

19.03

02.04

53

Путешествие второй Тучки
(рефлексия)

Творческое задание

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Коллективная

Карта

полушарий, физическая, политическая карты Европы

07.04

54-

55

Азия. Поиски Северного морского пути в Индию
(комплексное применение новых знаний)

Работа с энциклопедией

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Парная

СD «Детская эн-циклопедия Кирилла и Мефодия»

09.04

14.04


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Части света.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 6, аудиторных - 6, внеаудиторных - ___ , самостоятельная работа - ___ .

Цели: педагогическая: создание условий для овладения знаниями о природе, странах Африки, Америки, Австралии и Антарктиды и населяющих их народах; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны иметь представление о важнейших странах Африки, Америки, Австралии, Антарктиды и населяющих их людях; научатся использовать карты для получения информации.

56

Путешествие в дальние страны. Африка
(открытие новых знаний)

Составление коллекции

марок

о дальних странах

Подготовить рассказ о путешествии

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский

(эвристический);

- творческий.

Способ действия.

Способ работы с политической картой «Страны мира»:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

- творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Регулятивные:

определять,

формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

стараться договариваться,

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой, беседа

Учебная.

Коллективная

Карта полушарий, физическая, политическая карты Африки

16.04

57

Путешествие в дальние страны. Африка
(комплексное применение новых знаний)

Работа с энциклопедией

Личностно-развивающая.

Поисковая

Диалог, проблемные задания

Учебная.

Парная

Карта

полушарий, физическая, политическая карты Африки

21.04

58

Америка. Кто открыл Аме-рику?

(открытие новых знаний)

Индивидуальные задания

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Диалог, проблемные задания

Познавательная.

Парная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

23.04


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


59

Америка. Кто открыл Америку?

(комплексное применение новых знаний)

Творческое задание

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Диалог, проблемные задания

Познавательная.

Коллективная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

28.04

60

Австралия
(открытие новых знаний)

«Дополнительный материал для любознательных»

Личностно-развивающая.

Проблемное изложение

Диалог, проблемные задания

Познавательная.

Групповая

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

30.04

61

Антарктида
(рефлексия)

Разноуровневые задания «Проверочные

и контрольные работы»

Личностно-развивающая.

Репродуктивная

Практикум

Познавательная.

Парная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

1.05

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Наша планета Земля.

Трудоёмкость (количество часов): общее - 7, аудиторных - 6, внеаудиторных - 1, самостоятельная работа - 1.

Цели: педагогическая: создание условий для углублённого и полного ознакомления со своей страной, городом, населённым пунктом, расширения знаний о родной планете; ученическая: в результате освоения данного модуля ученики должны знать особенности нашей страны, которыми гордимся, правила поведения людей, которые помогут сохранить жизнь на нашей планете, понимать важность и значимость бережного отношения к природе.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


62-

63

Россия - наша Родина
(открытие новых знаний)

Посещение памятных мест

Индивидуальные задания

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский
(эвристический);

- творческий.

Способ действия.

Способ работы с физической картой России:

- репродуктивно-несамостоятельный;

- репродуктивно-самостоятельный;

- продуктивно-самостоятельный;

- творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуационно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой;

- жизненно-практический

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

- репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Поисковая

Проблемное изложение материала

Учебная.

Коллективная

Карта России, герб, флаг

05.05

64

Наша маленькая планета Земля
(открытие новых знаний)

Проект «Всемирная выставка»

Работа

с энциклопедией

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Групповая

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

07.05

65

Наша маленькая планета Земля (комплексное применение новых знаний)

Работа в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Парная

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

12.05

66

Контрольная работа по теме «Наша маленькая планета Земля»
(контроль)

Заполнение листа самоконтроля

Личностно-развивающая.

Поисковая

Проблемное изложение материала

Учебная.

Индивидуальная

Проверочные и контрольные работы

14.05


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


67

Учимся решать жизненные задачи
(решение познавательных задач)

Работа в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая.

Поисковая

Проблемные задания

Учебная.

Индивидуальная

Карта полушарий

19.05

68

Природа
и мы (экскурсия)

Посещение музея

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Коллективная

21.05





© 2010-2022