- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Космос и мы
Конспект урока Космос и мы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шайдуллина Л.З. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Понятие о космосе». 4 класс
Тип урока: ознакомление с новым материалом. Цель: дать представление о космосе. Задачи:
- расширить представление о космосе, космических телах, Галактике, Солнечной системе, разъяснить, чем отличаются планеты от звёзд;
- познакомить с историей освоения космоса;
-
развивать познавательный интерес, кругозор, умение сравнивать, обобщать;
-
развивать внимание, воображение учащихся;
-
воспитывать патриотизм, стремление всегда достигать поставленной цели, быть самостоятельными.
Ход урока.
Этап урока
№ слайда
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Анализ (особенности урока и реализующие задачи)
1. Орг.момент. 1 Долгожданный дан звонок - Начинается урок!
-Что вы можете пожелать своим одноклассникам?
Удачи, успеха, плодотворной работы, хороших отметок.
Подготовить учащихся к работе на уроке, психологически настроить на предстоящее занятие.
2.Актуализация знаний.
- Можно ли увидеть Солнце и звёзды одновременно? - Можно ли полететь на Солнце? - Где Солнце всходит, а где заходит? - Движется ли Солнце вокруг Земли или нам это кажется? - Когда можно наблюдать звёзды и Луну? - Что такое Солнце и Земля? - Чем отличаются звёзды и планеты?
Ответы учащихся на вопросы.
Актуализировать ранее изученный материал, активизировать мыслительные операции:
- анализ и синтез;
- сравнение и сопоставление;
- классификация.
3. Цели и задачи урока. 2 Найти точные ответы на эти и другие вопросы нам поможет раздел, который мы начинаем изучать. Тема нашего урока «Понятие о космосе». -О чём пойдёт сегодня речь? -Какие цели вы перед собой ставите?
Дети формулируют задачи урока.
Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.
4. Постановка проблемной ситуации 3 Человека с древних времён интересовало космическое пространство. В процессе развития человечества менялись представления о Вселенной. Трое учёных из разных времён собрались вместе и начали спорить. Давайте разберёмся, кому из них принадлежат высказывания, и определим, кто из них прав. -Каждое утро в золотой колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней, поднимается из моря в небо Гелиос - бог Солнца. Так гласит легенда древних греков. Земля представлялась им в виде диска, плавающего в море. А небо - в виде большого купола. Днем оно отражало солнечный свет, а ночью удерживало звезды, планеты. Другие древние утверждали, что наша планета поддерживается слонами. А каков на самом деле наш мир? -Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это Вселенная.
Дети высказывают свои версии, проверяют правильность своих суждений, работая со слайдом.
Создание проблемной ситуации.
5. Зрительная гимнастика. 4 Зафиксируйте подбородок. Напишите слово «Вселенная» в воздухе 1 раз.
Дети выполняют упражнение для расслабления мышц глаз.
Использование здоровьесберегающих технологий.
6. Объяснение нового материала. 5-21 А)-Итак, давайте разберёмся, что же такое Вселенная? -Что за изображение представлено вашему вниманию? Что такое Галактика? - Что такое метеорит? - Что вы знаете о комете? - Что такое звезда? Как называются группы звёзд? - Что такое Солнечная система? - Какие планеты входят в Солнечную систему? Названия планеты получили в честь греческих или римских богов. Люди выбирали имена богов так, чтобы их история соответствовала происхождению планеты. Является ли Солнце планетой? Что вы знаете про Луну?
Дети ищут ответы-определения в тексте учебника.
Это Галактика.
Солнце - звезда.
Активизация мыслительных операций:
- анализ и синтез;
- сравнение;
- обобщение;
- конкретизация.
7. Физминутка
23-25
Б) С древних времен человек изучал небо, звезды, используя примитивные телескопы, оборудование. Мысль о полете подобно птице издавна не давало человеку покоя. Чего только он не придумывал- надувал шары теплым воздухом, мастерил крылья…Наконец научились строить дирижабли и самолет.
8. Первоначальное закрепление полученных знаний.
26-28
Применяется маркер
- Названия каких планет пропустил художник. Подпишите.
- Закончи фразы и объясните, чем планета отличается от звезды (устно).
- Обозначь место Земли во Вселенной, нарисуй стрелочки в схеме.
Дети подписывают названия планет, дописывают фразы о том, чем отличается планета от звезды.
На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий.
9. Самопроверка. 29 Выполнив задание, у вас получится контур, напоминающий одно из созвездий. Если на вопрос нужно ответить положительно - ставится «+», отрицательно - «0« (заполнение производится по горизонтали). * Солнце - самая большая звезда. (0) * Солнце - это звезда. (+) * Звёзды кажутся маленькими, потому что находятся далеко от Земли. (+) * Планета в переводе означает «блуждающая звезда». (+) * Планета светится отражённым светом. (+) * Расстояние между космическими телами измеряется в км. (0) * В Солнечную систему входят планеты, их спутники, кометы, метеориты. (+) * Каждая звезда, как и наше Солнце, имеет свою систему. (+) * Вселенная и Галактика - это одно и тоже. (0)
-Какое созвездие напоминает полученное изображение?
Игра «Крестики-нолики».
О
Х
Х
Х
Х
О
Х
Х
О
Создание условий, позволяющих каждому ребёнку оценить уровень усвоения пройденного материала.
10. Итог урока. 30 Что понравилось на уроке? Над чем ты задумался на уроке? О чём хочешь узнать больше?
11. Домашнее задание.
Пересказ текста, ответы на вопросы, сообщения о планетах - по желанию.
Используемые источники:
- Разработки уроков природоведения из серии «Я иду на урок в начальную школу».
-
А.А.Плешаков "Атлас-определитель.От земли до неба",М. "Просвещение" 2006.
-
А.А.Плешаков "Мир вокруг нас" М. "Просвещение" 2006.
- ОЛМА - ПРЕСС «Большая энциклопедия для дошкольника».1999