- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Заглавная буква в словах (! класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Заглавная буква в словах (! класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Евстафьева Е.А. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Евстафьева Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №262 г.
Санкт - Петербурга
Класс: 1 класс.
УМК: «Школа России».
Технологии: здоровьесберегающая, проблемно - поисковая.
Учебный предмет: Русский язык.
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тема урока: Заглавная буква в словах. (1-ый урок)
Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных.
Задачи урока: Предметные:
- развивать умение писать имена собственные с заглавной буквы,;
- отличать имена собственные от нарицательных;
- обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ;
- способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;
- формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Метапредметные: Познавательные:
- способствовать умению строить речевые высказывания;
- упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ - синтез, группировка, обобщение).
- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата;
- учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
- формировать умение работать в парах;
- формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог;
- формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
Личностные УУД:
- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Демонстрационный материал I Орг. момент. Цель: Мотивация к учебной деятельности. - Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь! Пусть хорошее настроение поможет вам совершить открытия на этом уроке.
- Приветствие
II Подготовительный этап. Цель: Обеспечить мотивацию принятия учащимися целей урока, актуализация опыта.
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
1 Минутка чистописания Пальчиковая разминка «Моя семья» Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это - мама, Это - я, Это - бабушка моя, Это - папа, Это - дед, И у нас разлада нет.
- А теперь, приготовьтесь к минутке чистописания. Для чего нужно выполнять это задание? - Повторим правила при письме. - Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись. Январь - зима Апрель - ? Июнь - лето Сентябрь - осень - Дайте характеристику первому звуку в этом слове. - Верно, но буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв - подруг. Какая это буква? - Пишем букву «В». - Почему слова Вова, Володя, Владимир написаны с заглавной буквы? Поднимают руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибают пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
- Апрель -весна, пишем букву «в».
- Согласный, звонкий, парный, мягкий, парный.
- Заглавная.
- Это имена, а имена пишутся с заглавной буквы.
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
2 Повторение - Составьте предложения из данных слов. Песни, Барсик, котёнок, поёт, громко.
Первый, Юрий, - космонавт, Гагарин.
- Почему некоторые слова вы написали с Заглавной буквы? Задание на слайдах.
Котёнок Барсик громко поёт песни.
Юрий Гагарин - первый космонавт. 3 Актуализация знаний
- Послушайте стихотворение Г. Измайлова. Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя реки, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
- Кто догадался, о чём будет идти речь на уроке?
4 Целеполагание - Прочитайте тему нашего урока. - Определите познавательную задачу урока. - Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять правило написания слов с заглавной буквы. - Заглавная буква в словах. - Какие слова пишутся с заглавной буквы?
III Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.
1 Работа по учебнику
Учебник с.122, упр.1 - С какой целью мы будем знакомиться с этим упражнением? - Прочитайте группы слов. - Постарайтесь объяснить, почему каждая группа слов пишется с заглавной буквы. - Попробуйте вывести правило, какие слова надо писать с заглавной буквы? - Проверим, верно ли вы сформулировали правило. - Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
- Чтобы узнать, какие слова пишутся с заглавной буквы.
Прослушивают электронное приложение к учебнику.
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
- Прочитайте рубрику «Страничка для любознательных» на странице 123. - О чём вы узнали?
- Нужна ли нам эта информация и для чего? - Какие слова написаны с заглавной буквы? - Назовите город, в котором мы живём. - Кто знает происхождение названия нашего города? - Запишите название нашего города, Какое правило надо помнить, чтобы правильно написать это слово.
- О происхождении названий городов Орехово-Зуево, Тобольска, Лермонтова.
- Санкт - Петербург.
- В переводе означает город Святого Петра. Один из учащихся работает у доски.
2 Словарная работа - Назовите главный город нашей страны.
- - Почему это слово записано с заглавной буквы. - Запишите это слово в тетрадь. Подчеркните орфограммы.
- Москва
Прослушивают электронное приложение к учебнику
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
- Придумайте предложение с этим словом. - Запишите в тетрадь предложения. Москва - всем городам мать.
Кто в Москве не бывал - красоты не видал.
Предложения записаны на слайдах.
3 Физкультминутка
Под музыку выполняют упражнения для глаз.
4 Первичная проверка понимания Учебник с.123, упр.2 - Прочитайте. Обсудите задание в парах. - Подберите к полному имени сокращённое. - Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное? - Назовите пары слов, какие у вас получились.
Учебник с.124, упр.3 - Назовите своё полное имя и сокращённое имя. - Запишите в тетрадь сначала своё сокращённое имя, а потом полное. Работа в парах.
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
- Подумайте, как ласково будут звучать эти имена.
IV Этап закрепления новых знаний и способов действий. Цель: Обеспечить закрепление знаний и способов действий.
1 Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу Тетрадь с.60, упр.74 - Соедините линией полное имя и сокращённое имя. - Подумайте, как ласково будут звучать эти имена. - Назовите, как зовут вашего друга (подругу). - Впишите букву в каждое имя. Какое правило надо помнить, чтобы не допустить ошибку?
Учебник с.124 упр.4 - Между живущих людей безымянным никто не бывает. «Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный, Имя своё от родителей в сладостный дар получает.» (Гомер)- - А задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? - Многие имена пришли к нам из других языков: греческого, латинского, еврейского, скандинавского и других. Каждому из вас я дарю карточку, на которой написано ваше имя и что оно означает. - Итак, у каждого из вас есть имя. Мы его уже записали в тетради, а сейчас назовем ещё раз. Но не торопитесь. Работа в тетради. Один ученик выполняет упражнение на компьютере.
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
Прочитайте задание к упражнению 4. - Что должны помнить, чтобы правильно выполнить упражнение? - Назовите ласковую форму своего имени. Кто вас так называет? А как вы ласково называете своих близких?
- Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имен?
2 Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. - У нас в классе есть ребята с одинаковыми именами. А что кроме имени есть у человека, чтобы его можно было отличить от других? - Напишите свое имя, отчество и фамилию. Проверка. - Назовите фамилию, имя, отчество мамы, папы, бабушки, дедушки. - В учебнике на странице 124 прочитайте рубрику «Обрати внимание!». - К кому нужно обращаться по имени и отчеству и почему?
- У каждого из вас есть фамилия. Фамилии люди на Руси получали не просто так. Их давали по месту, где жил человек: Сергей Радонежский, Дмитрий Донской. Мастеровые люди получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например:
- Фамилия, отчество.
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
Столяров, Плотников. Послушайте об этом стихотворение Граубина.
- Прочитайте имена людей. Образуйте отчества от этих имён. Борис - … Алексей - … Иван - … Сергей - …
Читает стихотворение подготовленный ученик
Прапрадеды Кем был твой прадед на Руси, Свою фамилию спроси. Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов - Отец отца отцова. С пилою Пильщиков дружил. Мял Кожемякин кожи. В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. Звучат как музыка, как стих Фамилии простые. Вглядись - и ты увидишь в них Историю России. (Г.Граубин)
Задание на слайдах.
3 Физкультминутка №2
- Если я называю имя собственное, то вы поднимаете руки вверх. Если имя нарицательное, то руки на пояс.
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
- Корова Зорька, собака Шарик, улица Лермонтова, мальчик Саша, попугай Кеша, город Москва, село Простоквашино, цветок Маргаритка.
V Этап обобщения и систематизации знаний Цель: Обеспечить формирование целостной системы знаний и обобщённых понятий.
1 Обобщение изучаемого на уроке
1 группа. Учебник с.125,упр. 6
Задание на карточках
2 группа.
Ира Миша
Татьяна Юрий Ирина Михаил
Ивановна Васильевич Юрьевна Юрьевич
Румянцева Румянцев Румянцева Румянцев
Задание в учебнике с.125, упр. 6,
3 группа.
………………….Аня Витя
Лариса Алексей Анна Виктор
Николаевна Андреевич Алексеевна Алексеевич
Захарова Захаров Захарова Захаров
Задание в учебнике с.125, упр. 6
Проверка. - Выполнив это задание, сформулируйте вывод.
Работа в группах
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
2 Самостоятельная работа - Прочитайте текст. Какие ошибки допущены? - Спишите, исправляя ошибки.
Около реки калиновка стоит деревня калиново. таня жданова и серёжа макеев купаются в реке. а вот и луг. там корова зорька.
Задание на слайдах.
Проверка.
VI Итог урока
Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
1 Подведение итогов
- Назовите тему нашего урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
- А где вы сможете применить свои знания?
2Рефлексия
- Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Мне захотелось…
На уроке я работал…
Материал урока мне был…
Мое настроение…
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт - Петербурга
Список используемой литератур6:
УМК:
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: учебник. - М: Просвещение, 2013
- Канакина В. П. Русский язык: рабочая тетрадь. - М: Просвещение, 2013
- Левина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки Вып. 3 - Волгоград: Учитель, 2012
-
Крылова О.Н. Поурочные разработки по русскому языку. - М. «Экзамен» 2013
Интернет - источники:
viki.rdf.ru
14