- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Юный исследователь» для учащихся 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Юный исследователь» для учащихся 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Масалова И.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Гимназия № 2»
Рассмотрено на заседании Утверждено педагогического совета приказом МАНОУ «Гимназия № 2» протокол № 1 № 147 от « 28» августа 2015г. от « 28» августа 2015г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
«Юный исследователь»
для учащихся 1 класса.
Составители:
Баранова Алёна Сергеевна,
учитель начальных классов;
Габидулина Виктория Владимировна,
учитель начальных классов;
Кравченко Анна Иоганессовна,
учитель начальных классов;
Масалова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов;
Торговцева Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов.
Мариинск
2015
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе требований: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования начального общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 06 октября 2009 года № 373; - письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014г. № 03 - 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности муниципального автономного нетипового общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2», утверждённого приказом МАНОУ «Гимназия № 2» от 04.04.2013 № 69.
Программа "Юный исследователь" - социальной направленности. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель и задачи курса «Юный исследователь» Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: -формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; -обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; -формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; -развивать познавательные потребности и способности, креативность.
2. Общая характеристика курса Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
3.Описание места курса в плане внеурочной деятельности В соответствии с планом внеурочной деятельности МАНОУ «Гимназия № 2» на 2015 - 2016 учебный год курс «Юный исследователь» изучается в 1 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа.
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность жизни - реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений Ценность природы - воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества - сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5.Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Результаты Формируемые умения Средства формирования личностные Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Организация на занятии парно-групповой работы. Метапредметные результаты регулятивные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: - иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; - знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; - уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; - уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; - владеть планированием и постановкой эксперимента Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться Сформированные действия Учащиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки). Целеполагать (ставить и удерживать цели). Планировать (составлять план своей деятельности). Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное). Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать: •действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы; •зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; • обозначится граница исследования; • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; • поведется последовательно исследование; •зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); • проанализируются и обобщатся полученные материалы; • подготовится отчет - сообщение по результатам исследования; • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; • простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей; • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; •организуется экспресс - исследование, коллективное и индивидуальное; •продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%; •создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации; • сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ! • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсии
6.Содержание курса. 1. Введение (1ч) 1. Что такое проект. Цель: Знакомство с понятием "проект"; развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов. Понятия: проект, проблема, информация. 2. Учимся делать проект (8ч) 2. Что такое проблема (1) Цель: Знакомство с понятием "проблема"; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра "Посмотри на мир чужими глазами". Понятия: проблема, объект исследования. 3. Познаем мир (1) Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание: "Нужно - не нужно", "Местное радио", "Зеленый, красный, зеленый", "Палочка, остановись!", "Разложи правильно картинки". Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. 4. Школа "почемучек" (2) Цель: знакомство с понятием "гипотеза"; развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия ("Сходство и различие"). Игра "Найди причину". Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. 5. Удивительный вопрос (2) Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра "Угадай, о чем спросили", "Найди загадочное слово". Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. 6. Источники информации (2) Цель: знакомство с понятием "источник информации" (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Понятия: источник информации. 3. Мы - исследователи (22ч) 7. Я и мое имя (2) Цель: формирование представлений о своем имени; развитие интереса к исследовательской деятельности. Имя человека - одно из важнейших составляющих его индивидуальности, оно определенно влияет на характер, а, значит, на его судьбу. Игра "В поисках своего имени". Результат: коллективный проект "Поляна дружных имен". 8. Любимое число (2) Цель: Обобщение знания учащихся о числах первого десятка; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности, представлять свою работу. История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика ("Покажи цвет", "Первый, второй", "Задачи"). Игры с числами. Результат: коллективный проект "Веселые числа". Понятия: число, нумерация. 9. Новый год - любимый праздник (4) Цель: привитие любви к традициям русского народа, к семейным традициям; формирование умения работать в группе и оценивать результат своего труда; формирование умения представлять свою работу; развитие творческих способностей первоклассников. История праздника Нового года. Традиции новогоднего праздника в нашей стране. Новый год - семейный праздник. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Результат: коллективные проекты: коллаж; изготовление новогодних игрушек дл украшения класса; изготовление новогодней гирлянды для школьной елки. Понятия: традиции, сувенир, самооценка, презентация. 10. Алфавит (3) Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах; знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей; развитие творческих способностей учащихся. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Результат: коллективный проект "Азбука в картинках". Понятия: буква, алфавит. 11. Симметрия вокруг нас (3) Цель: знакомство с понятием "симметрия"; развитие логического и пространственного мышления; привитие навыков учебной деятельности: анализа, синтеза; развитие устной речи. Понятие о симметрии. Симметричные и асимметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Игра на внимание "Найди, покажи и объясни". Результат: коллективный проект "Симметрия вокруг нас". Понятия: симметрия. 12. Что мы знаем о растениях (4) Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных; воспитание бережного отношения к родной природе; формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Кемеровской области. Результат: коллективный проект - выставка работ "Природа и фантазия". Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений. 13. Что за прелесть эти сказки! (4) Цель: привитие интереса к устному народному творчеству; развитие творческих способностей учащихся; формирование умения различать добро и зло; создание условий для реализации полученных знаний в практической деятельности. Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Костюмы героев спектакля. Конкурс загадок про героев народных сказок, про животных. Результат: Выбор темы коллективного проекта: "Моя любимая сказка", "Сочиняем сказку", "Театрализация сказки". Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой, театрализация сказки. 4. Заключение (2ч) 14. Что мы узнали и чему научились за год (1) 15. Моя лучшая работа (1) Цель: систематизация и обобщение знаний детей по курсу "Юный исследователь". Рефлексия проведенной работы за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
7.Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся.
№ п\п Тема. Основные виды деятельности. 1. Введение
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра "Посмотри на мир чужими глазами". Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание: "Нужно - не нужно", "Местное радио", "Зеленый, красный, зеленый", "Палочка, остановись!", "Разложи правильно картинки". Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия ("Сходство и различие"). Игра "Найди причину". Имя человека - одно из важнейших составляющих его индивидуальности, оно определенно влияет на характер, а, значит, на его судьбу. Игра "В поисках своего имени". Понятия: вопрос, ответ. История праздника Нового года. Традиции новогоднего праздника в нашей стране. Новый год - семейный праздник. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Понятие о симметрии. Симметричные и асимметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Игра на внимание "Найди, покажи и объясни". Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Кемеровской области. Выбор темы коллективного проекта: "Моя любимая сказка", "Сочиняем сказку", "Театрализация сказки". Подготовка детских работ к публичной защите.
1 Что такое проект
2. Учимся делать проекты
2 Что такое проблема
3 Познаем мир
4 - 5 Школа «почемучек»
6 - 7 Удивительный вопрос
8 - 9 Источники информации
3. Мы - исследователи
10 - 11 Я и мое имя
12 - 13 Любимое число
14 - 17 Новый год - любимый праздник.
18 - 20 Алфавит
21 -23 Симметрия вокруг нас
24 - 27 Что мы знаем о растениях.
28 -31 Что за прелесть эти сказки!
4. Заключение
32 Что мы узнали и чему научились за год
33 Моя лучшая работа
8.Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.
Для осуществления образовательной деятельности по программе «Юный исследователь» необходимы следующие принадлежности: -компьютер, - принтер, - сканер, -мультимедиапроектор; -набор ЦОР по проектной технологии.
9. Список литературы
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва, «Просвещение», 2011г
- Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград, Учитель, 2008г
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, Учебная литература, 2008г
- Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе Москва, Академия, 2009г
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Москва, «Народное образование» №7, 2000г
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения, Москва, Академия, 2005г