- Преподавателю
- Начальные классы
- Тренинг для родителей Адаптация первоклассников
Тренинг для родителей Адаптация первоклассников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гнилицкая И.В. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тренинг для родителей первоклассников
«Успешная адаптация первоклассников к школе
как условие гармоничного развития личности»
-
Знакомство
- Родители берут разноцветные фишки при входе в класс, таким образом формируются 3 группы, желательно, чтобы родители, у которых есть старшие дети ,попали в одну группу, это группа «Бывалых».
- Знакомство с ведущей тренинга.
- Знакомство в группах. Правила группы.
2. Вступительное слово ведущей. Ваши дети вот уже несколько месяцев учатся в школе, живут по законам школьной жизни. Многие ребята уже адаптировались, но многие всё ещё привыкают к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.
Переход в разряд школьников для детей - весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения.
Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.
Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.
Хочется посоветовать
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л.Кьюби
3. Ожидания от школы.
- Все вы, отправляя своего ребенка в нашу гимназию, настраивались на те изменения, которые произойдут в жизни вашего ребенка и вашей семьи. Чего вы ожидали от школы?
(возле рисунка домика записываю эти ожидания)
- Конечно же все мы хотим , чтобы школа способствовала хорошему самочувствию, новым положительным знакомствам, формированию прочных знаний, конечно же хорошему настроению.
4. «Мозговой штурм»
Создание «Копилки вопросов» (в группах записать, озвучить вслух)
5. Сообщение ведущей о школьной адаптации. Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребёнок жизнерадостен, энергичен, переполнен мечтами и идеями.
Адаптация - это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.
ВИДЫ АДАПТАЦИИ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЛИ ЛИЧНОСТНАЯ)
СТЕПЕНЬ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ (1группа, 2гр, 3гр). (1 группа ) АДАПТИРУЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВЫХ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ОБУЧЕНИЯ. ОТНОСИТЕЛЬНО БЫСТРО ВЛИВАЮТСЯ В КОЛЛЕКТИВ, ОСВАИВАЮТСЯ В ШКОЛЕ, ПРИОБРЕТАЮТ НОВЫХ ДРУЗЕЙ. ВСЕГДА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ. СПОКОЙНЫ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ, ДОБРОСОВЕСТНЫ. БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ ТРЕБОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
(2 группа) У ДЕТЕЙ БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ. НЕ МОГУТ ПРИНЯТЬ НОВУЮ СИТУАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ, ДЕТЬМИ. МОГУТ ИГРАТЬ НА УРОКАХ, ВЫЯСНЯТЬ ОТНОШЕНИЯ С ТОВАРИЩЕМ. НЕ РЕАГИРУЕТ НА ЗАМЕЧАНИЯ УЧИТЕЛЯ
(3 группа) НЕГАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ. РЕЗКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. С БОЛЬШИМ ТРУДОМ УСВАИВАЮТ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ.
Для первоклассника особенно важно: Сформировать « внутреннюю позицию школьника» Режим дня школьника Ввести понятие оценки, самооценки Развивать способность управлять своими эмоциями
«Физиологические условия адаптации ребенка к школе».
• Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
Психологическая готовность ребёнка к школе.( советы психолога) Подготовленные дети к школе - это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. С ними не бывает хлопот. А есть дети, которые занимают положение кумира в семье. Если такой ребёнок дома не усвоил простейшие представления о справедливости, то жизнь в школе будет полна неоправданных обид.
Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе».
• Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
• Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
• Первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для его родителей.
• Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
• Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
• Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе,
Шкала общения родителей с ребенком.
Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи - индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.
Методы воспитания, вызывающие у ребенка положительные эмоции, отрицательные эмоции
Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)
хвалили упрекали поощряли подавляли
Правила, которые помогут ребёнку в общении.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.
> Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
> Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
> Не дерись без причины.
> Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
> Играй честно, не подводи своих товарищей.
> Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
> Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
> Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
> Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
> Старайся быть аккуратным.
> Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
> Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Фразы для общения с ребёнком.
Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников
-
В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура
-
Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны
-
Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью
-
Для детей характерна высокая утомляемость
Признаки успешной адаптации:
-
Ребенок легко справляется с программой
-
Удовлетворенность ребенка процессом обучения
-
Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому
-
Удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем
Признаки дезадаптации:
-
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка
-
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне
-
Нежелания выполнять домашние задания
-
Жалобы на те или иные события, связанные со школой
-
Беспокойный сон
-
Трудности утреннего пробуждения, вялость
Способы преодоления тревожности:
-
Не сравнивайте ребенка с окружающими
-
Доверяйте ребенку
-
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Используйте наказание лишь в крайних случаях
-
Не унижайте ребенка, наказывая его
-
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
Помните про перерывы во время выполнения домашнего задания
-
Для 7-летнего ребёнка время непрерывной работы - 15-20 минут
-
К концу начальной школы - 30-40 минут
-
(для перерыва достаточно 5 минут)
Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю и родителям.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Пусть помнят, что с лихвой получат
Всё то, чему его научат…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
6.Физминутка
- Упражнения для глаз,
- Разминка для пальцев рук,
- Эмоциональная разгрузка.
7. Работа в группах:
1 группа «Как сберечь здоровье первоклассников»
2 группа «Родители-помощники в учебе»
3группа «10 заповедей родителей первоклассников» задание для группы «Бывалых»
8. Итог тренинга «Открытый микрофон»
- высказать свои впечатления от тренинга, пожелания.