Урок русского языка для 3 класса «Склонение прилагательных мужского рода с нулевым окончанием»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 3

Урок: русский язык

Тема урока: «Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: познакомить с двумя вариантами склонения существительных мужского рода с нулевым окончанием: мягким и твердым.

Предметный результат:

- сформировать представление о сходстве форм винительного и именительного падежей у неодушевленных существительных, винительного и родительного падежей у одушевленных существительных.

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, формировать представления о здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умение определять тему урока, ставить задачи, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия :

- понимать знаки, символы, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения - формулировать простейшие выводы, заносить результаты наблюдения над изучаемым материалом в таблицу.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания, работать в парах, группах.

Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, документ-камера.

Ход урока:

Этапы урока

Конспект урока

Комментарии


Повторение, мотивация на работу - Мы закончили изучение темы «Склонение существительных первого склонения». Проверим ваши знания. - Что такое склонение? - В каких склонениях встречаются существительные с.р?.ж.р? м.р.?
Игра в домино «Первое склонение». Работаем в парах.
Оцените работу + или -
Лото на каждую пару

Определение темы урока, целей

Тему урока нам поможет определить минутка чистописания. Сначала подготовим наши пальчики для работы, выполним упражнения с шариками су-джок.

Запишите:

- букву, которая обозначает парный согласный на конце слова урок;

- букву, которая обозначает безударный гласный звук в слове страна;

- букву, которая обозначает мягкий непарный согласный звук в слове боль;

- букву, которая обозначает окончание имен существительных первого склонения в П.п;

- общую букву в словах награда, новость;

- букву, которая обозначает парный по звонкости-глухости звук звуку т (д);

- первую букву в алфавите (а);

- букву, с которой начинается название второго по счету падежа в русском языке (р);

- букву, которая не обозначает звука и служит для обозначения мягкости согласного звука (ь).

- Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово. Какое? Запишите его с новой строки.

Оцените работу + или -

- Это слово словарное. Поставьте ударение, разделите на слоги, определите орфограмму.

Оцените + или -

- Объясните лексическое значение слова. Где об этом можно узнать? (В толковом словаре).

Календарь -

1) таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели;

2) метод нумерации, исчисления дней в году;

3)распределение какой-либо деятельности по дням, неделям и месяцам.

- Слово пришло из латинского языка (calendarium) в переводе «приуроченный к календам». Календами древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. Календариум - «справочник жрецов для своих расчетов». В средние века календариум означало «бухгалтерская книга». В начале каждого месяца наступал срок платить долги.

На Руси до последнего времени вместо слова календарь употребляли слово численник.

- Как можно назвать слова календарь, численник? (Синонимы). Запишите.

- Для чего нужен календарь? Какие бывают календари? (Отрывные, настенные, настольные, карманные; креативные;рыболовные, сельскохозяйственные, православные; календарь Майя и др.)

- Назовите морфологические признаки слова календарь. (Существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., ед.ч., И.п, 2 склонение).

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? («Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием»).

- Какова цель урока? (Научиться склонять существительные м.р. с нулевым окончанием)

На экране алфавит с письменными буквами

Слайд 2


Получилось слово календарь

Слайд 3

Слайд 3.1


Слайд 3.2

Слайд 3.3

Слайд 3.4


Слайд 3.5

На экране картинки с изображением разных календарей Слайд 4-8

Слайд 9

Тема на экране

Слайд 9.1

Слайд 9.2

Физминутка

- Я называю слова, если слово относится к 1 скл. - приседаем, ко 2 скл. - хлопаем.

Мальчишка, февраль, юноша, дядя, март, апрель, Алеша, май.

Открытие новых знаний



- Прочитайте слова на доске:

Февраль, март, апрель, май.

- Что общего? (Название месяцев, которые встречаются в календаре; сущ., неодуш., слова м.р. с нулевым окончанием, 2 скл., ед.ч., И.п.).

- Какое слово лишнее? (февраль - зимний месяц; март - твердая основа; апрель - 2 слога).

- Какое важное событие произошло в феврале? (22-ые олимпийские зимние игры. Россия заняла первое место по количеству медалей)

- Какое событие ждет нас в марте? (11-ые паралимпийские игры)

- Просклоняйте слова февраль и март, ставьте ударение, выделяйте окончания. Работайте в карточках: если знаете падежные вопросы - в зеленых; нужна опора - в розовых.

- Проверьте.

Оцените + или -

- Склонение какого слово вызвало затруднение? Почему? (март - безударное окончание).

Заполните первый столбик таблицы окончаний.

В каких падежах окончания совпадают? ( В И.п. и В.п.)

Проверка.

Оцените + или -

- Продолжаем работу. Прочитайте слова каждой строки, найдите лишнее:

Олимпиада, награда, бегун.

Здоровье, победитель, золото.

- Просклоняйте эти существительные. Работаем на карточках.

Оцените + или -

- Заполните первый столбик таблицы окончаний.

- В каких падежах окончания совпадают? ( В Р.п. и В.п.)

Оцените + или -

Работа в группах:

1) Сравните окончания одуш. и неодуш. имен существительных с твердой основой. Что заметили?

2) с мягкой основой. Что заметили?

3) Сделайте вывод - от чего зависит написание падежных окончаний у существительных 2 скл. М.р. . (Написание падежных окончаний зависит от типа основы и от того, одуш. или неодуш. Существтительное).

Вывод читают хором.

Слайд 10

Слайд об олимпийских и паралимпийских играх

Слайд 10.1

Проверка по докумен-камере

Карточки с изображением различных поз на экране

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Проверка по докумен-камере

Слайд 14

Заполняют таблицу окончаний

Слайд 15

Слайд 16

Физминутка

- Изобразите позу, изображенную на рисунке.

Самостоятельная работа

- Откройте учебники на с.51, найдите упр.103.

Прочитайте стихотворение. О чем оно? Зачем нужно заниматься спортом? Какое задание нужно выполнить?

Выполняйте.

Оцените + или -

Домашнее задание

- Домашнее задание будет необычным. Чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом. А что еще поможет укрепить здоровье. Посмотрите, как дети закалялись.

- В чем ошибка?

- Дома напишите памятку «Как правильно закаляться», используя существительные 2 склонения м.р.

Слайд 17

Рефлексия

- Ответьте на вопрос, какие знания я получил?

Оцените работу:

7 + «5»

6-5 + «4»

4 и меньше + «3»

Слайд 18


© 2010-2022