Образовательная программа дополнительного образования по курсу

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






















ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по шахматам

для первых классов














2013 / 2014 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа разработана основе авторской "Программы курса "Шахматы - школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.) "Духовное возрождение" (Обнинск) И.Г Сухина. В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Первый год обучения
Программой предусматривается 68 шахматных занятия (два занятия в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для учителей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах.


Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
обучающие:

  • научить детей следить за развитием событий на шахматной доске;
  • научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением
  • всех правил;
  • научить решать шахматные задачи в 1 ход;
  • научить детей работать самостоятельно;
  • научить школьников планировать свою игру и работу.

Развивающие:
  • развивать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции);
  • развивать интеллектуальные способности;
  • расширить кругозор ребёнка;
  • развивать творческое мышление;
  • формировать познавательную самостоятельность.

Воспитывающие:
  • воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
  • воспитывать дисциплинированность, сознательности, активности.
  • формировать способности к самооценке и самоконтролю.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

РЕСУРСЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРГРАММЫ


  • Возраст детей:
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 6-8 лет.
  • Наполняемость групп - 12-15 человек.

  • Сроки реализации программы - 68 часов.

  • Формы и режим занятий: 1 год обучения 2 раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут).

  • Формы организации детей: групповая, индивидуально-групповая, работа в парах.

список литературы



Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. - М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М.: Детская литература, 1980. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат. - Ташкент: Укитувчи, 1992. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая школа, 1994. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. - Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, АСТ, 2000. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное возрождение, 1999. Шахматы - школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. - М.: Педагогика, 1991.

Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 3. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1995. - Вып. 5. Сухин И. От сказки - к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Издательство фирмы ACT, 1993. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 2. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.

Перечень диафильмов
Дамский Я. Анатолий Карпов - чемпион мира. - М.: Диафильм, 1982. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. - М.: Диафильм, 1990. Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. - М.: Диафильм, 1992.


Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра. Ильин Е. Приключения Пешки. - М.: ФиС, 1975. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир. Никитин В. Чья армия сильней? - Красноярск, 1977. Сухин И. Волшебная игра.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. - М.: Педагогика, 1978. Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. - М.: Малыш, 1982. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка). Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. - М.: Малыш, 1973. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.


Календарно-тематическое планирование

на 2013 / 2014учебный год.

№ п/п

тема

занятия

Кол-во часов

Содержание образования

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения занятия

Корректировка педдеятельности

1-3

ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

3

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр

Познакомиться с расположением доски между партнерами, количеством полей в горизонтали и в вертикали.

4-6

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ..

3

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Познакомиться с белыми и черными фигурами: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

7-8


ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.


2

Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации.

9-10

НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

2

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Расстанавливать фигуры перед шахматной партией. Применять правило: "Ферзь любит свой цвет".

11-12


ЛАДЬЯ.

2

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Устанавливать место ладьи в начальном положении. Приводить примеры простейших ходов ладьи.

13-14


ЛАДЬЯ.

2

Моделировать ситуации: ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух.

15-16

СЛОН.

2

Познакомиться с местом слона в начальном положении, его ходом, взятием.

17-18


СЛОН.

2

Различать и выделять белопольных и чернопольных слонов.

19-20


ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические

2

Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации:"Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

21-22


ФЕРЗЬ.

2

Знать и называть место ферзя в начальном положении, его ход и взятие.

23-24


ФЕРЗЬ.

2

Моделировать и оценивать игровые ситуации: ферзь против ферзя.

25-26


ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА.

2

Проиграть шахматные ситуации: ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения

27-28


КОНЬ.

2

Знать и называть место коня в начальном положении, ход коня, взятие.

29-30


КОНЬ.

2

Проиграть шахматные ситуации: конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух.

31-32


КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА.

2

Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации.

33-34


ПЕШКА.

2

Называть место пешки в начальном положении: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка.

35-36


ПЕШКА.

2

Проиграть шахматные ситуации: ход пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

37-38


ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА.

2

Проиграть шахматные ситуации: пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения

39-40


КОРОЛЬ.


2

Называть место короля в начальном положении. Моделировать ход короля, взятие.

41-43


КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР.


3

Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации.

44-46


ШАХ.

3

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Проводить шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. оценивать и устанавливать защиту от шаха.

47-48


ШАХ.

2

Проиграть шахматные ситуации: открытый шах, двойной шах.

49-51


MAT.

3

Вычленять цель игры. Уметь проводить мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой

52-53


MAT.

2

Вычленять цель игры. Уметь проводить мат в один ход, мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).

54-56


MAT.

3

Вычленять цель игры. Уметь проводить мат в один ход, мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой ( сложные примеры с большим числом шахматных фигур).

57-58


НИЧЬЯ, ПАТ.

2

Устанавливать отличие пата от мата. Проигрывать варианты ничьей.

59-60


РОКИРОВКА.

2

Проиграть шахматные ситуации: длинная и короткая рокировка. Устанавливать правила рокировки.

61-62


ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.

2

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).

63-64

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.

2

Применять самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

65

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.

1

Играть всеми фигурами из начального положения.

66-67

ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

2

Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации.

68


ТЕСТИРОВАНИЕ

1

Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации.


© 2010-2022