- Преподавателю
- Начальные классы
- Образовательная программа дополнительного образования по курсу
Образовательная программа дополнительного образования по курсу
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ковалёва Г.И. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по шахматам
для первых классов
2013 / 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана основе авторской "Программы курса "Шахматы - школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.) "Духовное возрождение" (Обнинск) И.Г Сухина. В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Программой предусматривается 68 шахматных занятия (два занятия в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для учителей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах.
Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
обучающие:
- научить детей следить за развитием событий на шахматной доске;
- научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением
- всех правил;
- научить решать шахматные задачи в 1 ход;
- научить детей работать самостоятельно;
- научить школьников планировать свою игру и работу.
Развивающие:
- развивать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции);
- развивать интеллектуальные способности;
- расширить кругозор ребёнка;
- развивать творческое мышление;
- формировать познавательную самостоятельность.
Воспитывающие:
- воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
- воспитывать дисциплинированность, сознательности, активности.
- формировать способности к самооценке и самоконтролю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
РЕСУРСЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРГРАММЫ
- Возраст детей:
- Наполняемость групп - 12-15 человек.
- Сроки реализации программы - 68 часов.
- Формы и режим занятий: 1 год обучения 2 раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут).
- Формы организации детей: групповая, индивидуально-групповая, работа в парах.
список литературы
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. - М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М.: Детская литература, 1980. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат. - Ташкент: Укитувчи, 1992. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая школа, 1994. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. - Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, АСТ, 2000. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное возрождение, 1999. Шахматы - школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. - М.: Педагогика, 1991.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 3. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1995. - Вып. 5. Сухин И. От сказки - к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Издательство фирмы ACT, 1993. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 2. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
Перечень диафильмов
Дамский Я. Анатолий Карпов - чемпион мира. - М.: Диафильм, 1982. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. - М.: Диафильм, 1990. Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. - М.: Диафильм, 1992.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра. Ильин Е. Приключения Пешки. - М.: ФиС, 1975. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир. Никитин В. Чья армия сильней? - Красноярск, 1977. Сухин И. Волшебная игра.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. - М.: Педагогика, 1978. Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. - М.: Малыш, 1982. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка). Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. - М.: Малыш, 1973. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Календарно-тематическое планирование
на 2013 / 2014учебный год.
№ п/п
тема
занятия
Кол-во часов
Содержание образования
Основные виды деятельности обучающихся
Дата проведения занятия
Корректировка педдеятельности
1-3
ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
3
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр
Познакомиться с расположением доски между партнерами, количеством полей в горизонтали и в вертикали.
4-6
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ..
3
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Познакомиться с белыми и черными фигурами: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
7-8
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
2
Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации.
9-10
НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
2
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Расстанавливать фигуры перед шахматной партией. Применять правило: "Ферзь любит свой цвет".
11-12
ЛАДЬЯ.
2
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Устанавливать место ладьи в начальном положении. Приводить примеры простейших ходов ладьи.
13-14
ЛАДЬЯ.
2
Моделировать ситуации: ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух.
15-16
СЛОН.
2
Познакомиться с местом слона в начальном положении, его ходом, взятием.
17-18
СЛОН.
2
Различать и выделять белопольных и чернопольных слонов.
19-20
ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические
2
Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации:"Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"
21-22
ФЕРЗЬ.
2
Знать и называть место ферзя в начальном положении, его ход и взятие.
23-24
ФЕРЗЬ.
2
Моделировать и оценивать игровые ситуации: ферзь против ферзя.
25-26
ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА.
2
Проиграть шахматные ситуации: ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения
27-28
КОНЬ.
2
Знать и называть место коня в начальном положении, ход коня, взятие.
29-30
КОНЬ.
2
Проиграть шахматные ситуации: конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух.
31-32
КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА.
2
Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации.
33-34
ПЕШКА.
2
Называть место пешки в начальном положении: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка.
35-36
ПЕШКА.
2
Проиграть шахматные ситуации: ход пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
37-38
ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА.
2
Проиграть шахматные ситуации: пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения
39-40
КОРОЛЬ.
2
Называть место короля в начальном положении. Моделировать ход короля, взятие.
41-43
КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР.
3
Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации.
44-46
ШАХ.
3
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Проводить шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. оценивать и устанавливать защиту от шаха.
47-48
ШАХ.
2
Проиграть шахматные ситуации: открытый шах, двойной шах.
49-51
MAT.
3
Вычленять цель игры. Уметь проводить мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой
52-53
MAT.
2
Вычленять цель игры. Уметь проводить мат в один ход, мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).
54-56
MAT.
3
Вычленять цель игры. Уметь проводить мат в один ход, мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой ( сложные примеры с большим числом шахматных фигур).
57-58
НИЧЬЯ, ПАТ.
2
Устанавливать отличие пата от мата. Проигрывать варианты ничьей.
59-60
РОКИРОВКА.
2
Проиграть шахматные ситуации: длинная и короткая рокировка. Устанавливать правила рокировки.
61-62
ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.
2
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).
63-64
ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.
2
Применять самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
65
ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.
1
Играть всеми фигурами из начального положения.
66-67
ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
2
Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации.
68
ТЕСТИРОВАНИЕ
1
Проиграть шахматные ситуации. Моделировать и оценивать игровые ситуации.