- Преподавателю
- Начальные классы
- Технология. Рабочая программа Е. А. Лутцева 2 класс
Технология. Рабочая программа Е. А. Лутцева 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шилова В.В. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного предмета
В основе курса «Технология» лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций. Русский язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках. Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта. Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения. Практические работы, выполняемые учащимися, соответствуют единым требованиям - практической значимости (личная или общественная), доступности, эстетичности, экологичности.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ раздела
Содержание (разделы, темы)
Примерная программа
Рабочая программа
1.
Художественная мастерская.
10 ч
10 ч
2.
Чертёжная мастерская.
7 ч
7 ч
3.
Конструкторская мастерская.
9 ч
9 ч
4.
Рукодельная мастерская.
8 ч
8 ч
Итого:
34часа
34часа
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю.
Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
-
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты (по разделам):
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В результате обучения во втором классе ученик будет:
- знать возможности использования природных богатств человеком;
- познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;
- собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, технологическому рисунку, условиям.
- основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
- анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
- знать о профессиях прошлых лет и современных, о старинных промыслах и ремеслах, об истории развития изучаемых производств;
- оценивать промежуточный и итоговый результат;
- уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
- правильно и экономно расходовать материалы;
- знать и выполнять правила техники безопасности;
- выполнять практические работы с помощью, схем, рисунков, изображений изделий, представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали, определять взаимоположение, соединения их виды и способы);
- приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ контроля - линейкой, угольником, циркулем;
- изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;
- развивать навыки проектной деятельности - учить думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения,
- работать в группе, оформлять композицию, осуществлять само и взаимоконтроль;
- кондитерское искусство, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям, основные термины и понятия: тестопластика, пекарь, кондитер;
- различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;
- составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;
- использовать в аппликации различные виды круп - просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
- различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики;
- освоить приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой составлять композиции;
- выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка);
- научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;
- освоить элементарные приемы работы с компьютером (поиск и получение информации, работа с готовыми ресурсами, создание небольших текстов в рамках практических задач)- поиск информации в Интернете (для этого изучают правила набора текста с клавиатуры и выполняют практическую работу «Ищем информацию в Интернете», осваивая на элементарном уровне программу Microsoft Internet Explorer.
Общетрудовые умения
Под контролем учителя:
рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым
материалом.
С помощью учителя:
проводить анализ образца (задания), планировать последовательность
выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество
(точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с
доступными практическими заданиями.
-
Содержание учебного предмета
2 класс - 34 час
Художественная мастерская. (10 ч)
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации. Общее представление о материалах. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов, выполнение приёмов и их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначение изделий; разметка деталей на глаз, по шаблону, выделение деталей, формообразование деталей, складывание, сборка деталей. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей. Элементарная творческая деятельность и проектная деятельность. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности - изделия.Чертёжная мастерская. (7 ч)
Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Отбор и анализ информации, её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначение изделий; разметка деталей на глаз, по шаблону, выделение деталей, формообразование деталей, складывание, сборка деталей. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Назначение линий чертежа. Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Различные виды конструкций и способы их сборки. Способы присоединения деталей.Конструкторская мастерская. (9 ч)
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного труда. Мастера и их профессии. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Контроль и корректировка хода работы. Элементарная творческая деятельность и проектная деятельность. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности - изделия. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.Рукодельная мастерская. (8 ч)
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного труда. Мастера и их профессии. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Мастера и их профессии; анализ задания, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Контроль и корректировка хода работы.-
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ урока
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
1.
Художественная мастерская.
Самостоятельно:
- организовывать рабочее место;
- узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в 1 классе;
- наблюдать, сравнивать и называть различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности;
- применять ранее освоенное для выполнения практического задания.
С помощью учителя:
- анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
- делать выводы о наблюдаемых явлениях;
- отбирать необходимые материалы для композиций;
- изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки;
- оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);
- обобщать (называть) то новое, что освоено;
- классифицировать семена' по тону, по форме;
- составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;
- отбирать необходимые материалы для композиций;
-обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников;
-искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);
-бережно относиться к окружающей природе
-бережно относиться к окружающей природе, к труду мастеров.
2.
Чертёжная мастерская.
Самостоятельно:
- использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей);
-анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;
-организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);
осуществлять контроль по шаблону;
-отбирать необходимые материалы для композиций.
С помощью учителя:
-сравнивать конструкции и технологии изготовления изделий из одинаковых и разных материалов, находить сходство и различия;
-отделять известное от неизвестного,
-открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»);
-делать выводы о наблюдаемых явлениях;
-составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;
-выполнять работу по технологической карте;
-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); - обобщать (называть) то новое, что освоено;
-
искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);
-
уважительно относиться к людям труда и результатам их труда;
осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.
3.
Конструкторская мастерская.
Самостоятельно:
-
анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;
-
организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);
-
осуществлять контроль по шаблонам, линейке, угольнику.
С помощью учителя:
-
сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;
-
классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям);
-
отделять известное от неизвестного;
-
открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»);
-
делать выводы о наблюдаемых явлениях составлять план предстоящей практической работы, работать по составленному плану;
-
отбирать необходимые материалы для изделий;
-
выполнять работу по технологической карте;
-
осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю;
-
оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);
-
проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления;
-
обобщать (называть) то новое, что освоено;
-
искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);
-
уважительно относиться к людям разного труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др.
4.
Рукодельная мастерская.
Самостоятельно:
- анализировать образцы изделий по памятке;
- организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты);
- осуществлять контроль по шаблонам и лекалам.
С помощью учителя:
- наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов;
- классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены;
- отделять известное от неизвестного;
-открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения, исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты);
-делать выводы о наблюдаемых явлениях;
-составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;
-выполнять работу по технологической карте;
-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);
-проверять изделие в действии;
-корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления;
-обобщать (называть) то новое, что освоено;
- искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); уважительно относиться к труду мастеров;
-
осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать, ответы в учебнике.
-
Материально - техническое обеспечение
-
Лутцева Е.А. Технология : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева.-Москва. Просвещение, 2015
-
Лутцева Е.А.Технология : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. - Москва. Просвещение, 2015
-
Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 1 класс. Органайзер для учителя / Е.А.Лутцева. - М. : Вентана-Граф, 2013
-
Лутцева Е.А. Технология 1-4 классы. Программа / Е.А.Лутцева. - Москва. Просвещение, 2014
-
Интерактивная доска.
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов МОБУ СОШ № 28 им. Героя России С.Н. Богданченко
от __ августа 2015 года № 1
___________ Шилова Т.А. подпись руководителя кафедры
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Довженко В.П. подпись
__ августа 2015 года