- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии 1 класс
Рабочая программа по технологии 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Апалькова В.А. |
Дата | 25.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по технологии 1 класс.
Разработала
учитель начальных классов
Апалькова В.А.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………….........3
-
общая характеристика курса ………………………………………………………………………………….4
-
Место учебного предмета в учебном плане………………………………………………………………4
-
требования к результатам освоения учебного предмета…………………………………………...5
-
учебно-тематический план……………………………………………………………………………………….5
-
содержание программы учебного предмета………………………………………………………………6
-
перечень учебно-методических средств………………………………………………………….................7
-
календарно - тематическое планирование………………………………………………………………..9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Примерной программы по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) и авторской программы «Технология» М.Рагозиной, А.А.Гринёвой, М. Академкнига/Учебник. 2011 год.
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности - целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. - предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
-
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
-
формирование целостной картины мира материальной и
духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром
природы; -
стимулирование и развитие любознательности, интереса
к технике, миру профессий, потребности познавать льтурные
традиции своего региона, России и других государств; -
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
-
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
-
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
-
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования») и авторской программы М.Рагозиной, А.А.Гринёвой, М. Академкнига/Учебник. 2011 год.
Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром , осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Место учебного предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное занятие технологией в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю). Программа рассчитана на 33 часа, из них: № Содержание Количество часов 1 Основы культуры труда, самообслуживания 2 2 Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 31
-
Количество часов в неделю - 1
Требования к результатам освоения учебного предмета
По окончании первого года занятий технологией обучающиеся научатся:
• рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды );
• использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
• анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
• организовывать рабочее место для выполнения практической работы
• понимать приемы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл;
• экономно размечать материалы по шаблону, через копирку;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги
оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
• выполнять практическое задание с опорой на рисунок;
• анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС - 33 часа
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Основные содержательные линии
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживания (2 ч)
Трудовая деятельность в жизни человека
Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира.
Общее представление о технологическом процессе. Организация рабочего места, анализ устройства и назначения изделия.
Самообслуживание. Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с двумя отверстиями).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (31 ч)
Природные материалы (5 ч)
Растительные природные материалы , используемые на уроках: листья, семена растений, веточки, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор листьев в сухую погоду, удаление пыли; промывка и сушка семян, хранение в бумажных конвертах, коробках.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы , кисточка для клея, подкладная дощечка. Приемы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки природного материала: резание ножницами, капельное склеивание деталей из листьев и семян, сушка, сборка объемных деталей из природного материала при помощи пластилина.
Практические работы: изготовление по рисункам аппликаций, орнаментальных композиций, сказочных персонажей.
Искусственные материалы
Пластичные материалы (6 ч)
Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе: делить брусок на глаз, разминать для повышения пластичности.
Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: скатывание шарообразных форм, раскатывание до получения удлиненных форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (овощей, фруктов, животных), фишек для уроков математики по рисункам.
Бумага (12 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, писчая. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, влагопроницаемость.
Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблону, через копирку.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений - рисунок. Изготовление изделий по рисунку
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой (твердость ТМ), ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приемы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги: отрывание, резание ножницами, многослойное складывание, гофрирование, сборка и скрепление деталей (клеевое), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией,
сушка.
Практические работы: изготовление пригласительных билетов, конвертов, закладок для книг, новогодних снежинок, открыток,
аппликаций.
Текстильные материалы (8 ч)
Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке деталей прямоугольной формы.
Нитки, используемые на уроках: швейные, для вышивания мулине».
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приемы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком; продергивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани, украшение изделий ручным швом «вперед иголку» , связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление вышитых салфеток, игольниц, аппликаций, украшений для одежды , декоративных композиций
Примечание
Общее представление о технологическом процессе, самообслуживании в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» осваивается детьми в процессе изучения раздела «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».
Виды учебной деятельности учащихся:
-
простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
-
моделирование, конструирование из разных материалов(по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям );
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой
информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
- К концу обучения в первом классе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
-
элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
-
соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умения определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную
разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии; - -достаточный уровень графической грамотности, выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделия, опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умения находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умения самостоятельно разрешать доступные проблемы, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчинённый);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам,
- стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная литература:
- «Технология» М.Рагозиной, А.А.Гринёвой, М. Академкнига/Учебник. 2011 год.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Раздел.
Название темы
Кол-во
часов
Дата
УИТМ
ИКТ
Вид контроля, самостоятельной работы
Основы культуры труда, самообслуживания (2 ч)
1
Трудовая деятельность в жизни человека Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира. Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение.
Общее представление о технологическом процессе.
1
презентация
2
Организация рабочего места, анализ устройства и назначения изделия. Самообслуживание. Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с двумя отверстиями).
1
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (31 ч)
Природные материалы (5 ч)
1
Растительные природные материалы , используемые на уроках: листья, семена растений, веточки, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы , кисточка для клея, подкладная дощечка. Приемы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки природного материала: резание ножницами, капельное склеивание деталей из листьев и семян, сушка, сборка объемных деталей из природного материала при помощи пластилина.
1
презентация
2
Изготовление аппликации их листьев
1
презентация
3-4
Изготовление аппликации из семян и пластилина
2
презентация
5
Изготовление сказочных персонажей из природного материала
2
презентация
Искусственные материалы
Пластичные материалы (6 ч)
1
Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе: делить брусок на глаз, разминать для повышения пластичности.
Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: скатывание шарообразных форм, раскатывание до получения удлиненных форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание.
1
2-6
Лепка предметов живой природы (овощей, фруктов, животных)
5
презентация
Бумага (12 ч)
1
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, писчая. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, влагопроницаемость.
Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблону, через копирку. Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой (твердость ТМ), ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приемы рационального и безопасного использования ножниц.
1
2
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений - рисунок. Изготовление изделий по рисунку
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой (твердость ТМ), ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приемы рационального и безопасного использования ножниц. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений - рисунок. Изготовление изделий по рисунку
1
3
Основные технологические операции ручной обработки бумаги: отрывание, резание ножницами, многослойное складывание, гофрирование, сборка и скрепление деталей (клеевое), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией,
сушка.
1
4-6
Изготовление пригласительных билетов, конвертов, закладок для книг, новогодних снежинок, открыток,
аппликаций.
3
презентация
Текстильные материалы (8 ч)
1
Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке деталей прямоугольной формы.
Нитки, используемые на уроках: швейные, для вышивания мулине».
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приемы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком; продергивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани, украшение изделий ручным швом «вперед иголку» , связывание ниток в пучок.
1
2-8
Изготовление вышитых салфеток, игольниц, аппликаций, украшений для одежды , декоративных композиций
7
презентация
Алгоритм работы с текстом Теория литературы младшим школьникам вообще не нужна, а вот научить чтению нужно и не просто чтению, а умению думать и работать над текстом. Поэтому наиболее оптимальны следующие цели работы (по возрастам от 7 до 10 лет) по классам: 1 класс - обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя).
2 класс - обучение детей работать с текстом: - читать и понимать прочитанное; - пересказывать прочитанное; - делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний); - определять героев и давать характеристику им и их поступкам.
3 - 4 класс - обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: - выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента); - находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; - выделять главную второстепенную информацию; - выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту; - сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.
Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов:
1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением): - О чём ты мне расскажешь? - Хочу ли я тебя прочитать?
2 серия (при чтении): - Я понимаю, что читаю? - Трудно мне читать или легко? Почему? - Зачем мне нужно прочитать этот текст? - Что узнаю из него нового?
3 серия вопросов (после чтения): - О чём же всё-таки я прочитал? - Зачем писатель именно так мне об этом рассказал? - Хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю? - Как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию? - Для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.
Для обучения работе с текстами, нужно соблюдать и некоторые условия:
- Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно - познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
Работа с текстами ведётся не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»). Дети непосредственно учатся осмысленной работе с текстом для его полного понимания и умения использовать в различных учебных и жизненных ситуациях. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающее-познавательным характером. Это позволяет воздействовать на 3 показатель (умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры). А также совершенствуются знания об окружающем мире. Текст предъявляется детям в незавершённом виде. Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Школьники сначала прочитывают текст, отвечают на вопросы по содержанию, т.е. проводят анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д). Дети проводят восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, записывают своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Немаловажное значение уделяется и работе над словом. Учащиеся совместно с учителем и с помощью родителей заводят словари по разным разделам учебного курса: синтаксис, орфография, лексика, морфология. В них они записывают незнакомые слова, их значения, приводят примеры разных стилей текстов, уместное употребление слов в предложениях. На специально организованных уроках по развитию речи ведется обучение писать тексты, темы которых определяются интересами и возрастом детей класса. Приведём для примера несколько заданий, использующих умения детей обрабатывать текст и получать из него нужную информацию (2 класс): а) Представь себе, что у тебя появился друг, который живёт в Америке. В своём последнем письме он написал, что летом хочет приехать к тебе в гости. Но ему нужен твой точный адрес, чтобы он смог тебя найти. Составь своему зарубежному другу письмо, в котором точно опиши, где ты живёшь. б) 1. Прочитай текст. Подумай, о каком цветке здесь говорится: Солнечный цветок. Сначала из земли вылезли нежно - зелёные разрезные листья и раскрылись тарелочкой. Из середины зелёной этой тарелочки показался тёмный комочек - бутон. Он вырос, вытянулся на тоненьком, просвечивающем на солнце, стебельке, тянулся вверх и вверх - к солнцу. И однажды утром… Яркое, жёлтое, круглое солнышко цветка загорелось в траве…. (Ю. Акрачеев) 2. Напиши, что ты можешь добавить об этом цветке. в) Став немного постарше, ты ещё больше узнаешь о различных видах транспорта, о его истории. Но уже сейчас ты можешь объяснять и доказывать своё мнение. Прочитай внимательно текст и выполни к нему задания Появления автомобиля вызвало большие споры среди людей. Ещё на заре его рождения у него было много врагов - одним мешал шум, другим - грязь, летевшая из - под колёс. Первым автомобилям запрещалось ехать со скоростью больше 3км/час. В Англии был издан закон «о человеке с красным флагом». Он должен был бежать впереди автомобиля. Подумай и ответь на вопрос, зачем человек бежал впереди автомобиля? Обучение работе с текстами, продуманная и поэтапно реализуемая, даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом. Такое обучение требует от учителя безошибочно отбирать тексты и в системе вести обучение, воспитывать в учащихся чувства при чтении, переживать вместе с учениками, побуждать их к творчеству, самому иметь желание меняться и быть «в ногу со временем» и подготовить детей к обучению в основной школе. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Приложение 3.
Отчет по учебной экскурсии
Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.
Тема экскурсии:_____________________
Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________
Вид экскурсии__________________
Цель экскурсии (цель ученика):___________________________________
Информация , подтверждающая достижение цели:1 вариант:
Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее.
Ответы на вопросы
2 вариант (в случае , если отчет оформляется творческой работой)
-
Тезисы , краткие выводы по итогам выполненной творческой работы ( реферата, проекта , сочинения и пр. ), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта , сочинения , фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)
Отчет подготовил : обучающийся _____ класса / Фамилия . И/________________/
Отчет проверил : учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.
Оценка :_________(______________) / Фамилия . И.О. /________________/
Методические рекомендации по проведению учебной экскурсии:
Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы
Основные функции учебной экскурсии:
реализуется принцип наглядности обучения (непосредственное знакомство с изучаемыми предметами и явлениями)
повышается уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
способствуют техническому обучению,
играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.
Виды экскурсий (в зависимости от содержания):
производственные экскурсии (помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся)
естественно-научные экскурсии (для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д. )
историко-литературные экскурсии ( предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д)
краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.
Комплексные (проводятся по нескольким предметам одновременно)
Виды экскурсий зависимости от целей:
ознакомительные (обзорные), тематические, профессиографические, комплексные.
Классификация экскурсий в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения:
Экскурсии служат средством изучения нового материала учащимися,
экскурсии используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Б
В общем плане методика проведения экскурсии включает в себя:
а) подготовку экскурсии: формулирование цели и задач (желательно в письменной форме) и определение формы отчета по экскурсии (рисунки, фоторяд, презентация, проектная работа, реферат, сообщение, ответы на сформулированные накануне экскурсии учителем вопросы и пр.) Задания могут быть одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала. проведение инструктажа по технике безопасности.
б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий и участие в экскурсии
в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.
Приложение 4. Требования к написанию проектной работы.
Проектная деятельность - это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится на педагогике сотрудничества, изучает не только технологии, но и деятельность людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Примерная последовательность проектной деятельности
-
Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
-
Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
-
Сбор информации, изучение социальной литературы опрос
-
Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
-
Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех - четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой.
-
Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
-
Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
-
Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление и анализ результатов. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.
Характеристика класса. В 1а классе обучается 10 мальчиков, 15 девочек. Диагностика по методике Семаго (проводились педагогами-психологами детских дошкольных учреждений) и диагностика электронной программы «АМАЛТЕЯ» (проводилась педагогом-психологом МОУ лицей №2) показали следующие результаты:
Результаты по Семаго
Результаты по «АМАЛТЕЯ»
Уровень
Кол-во
ФИ дошкольников
Кол-во
ФИ дошкольников Низкий
Средне-низкий
Средний
Средне-высокий
Высокий
Нет результатов
Итого
Жирным шрифтом выделены совпадения. Методика «АМАЛТЕЯ» выявляет интеллектуальную одаренность