- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование культуры здорового питания у младших школьников средствами программы «Разговор о правильном питании»
Формирование культуры здорового питания у младших школьников средствами программы «Разговор о правильном питании»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кислова Г.А. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Г.А.Кислова, учитель начальных
классов МКОУ «Манойлинская СОШ»
Формирование культуры здорового питания у младших школьников средствами программы «Разговор о правильном питании»
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.
Тема правильного питания близка и понятна многим. Все знают, что правильное питание ребёнка - важнейшее условие его нормального роста и развития, залог здоровья. Но вот что такое «Правильное питание» - об этом у разных людей бытует невероятное количество суждений, порой догматических и лженаучных.
Курс «Разговор о правильном питании», составленный на основе образовательной программы разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких признана решать эту важнейшую задачу с самых первых этапов обучения ребёнка. Внедрению программы «Разговор о правильном питании» в условиях МКОУ «Манойлинская СОШ» предшествовал «Мониторинг изучения основ культуры питания». Исследование проводилось с учащимися 1 класса и их родителями. Результаты мониторинга показали, что только 54 % родителей и 24% детей были знакомы с основными принципами организации здорового питания. Было выявлено, что некоторые дети «не желают завтракать перед школой», другие «завтракают, но предпочитают еду всухомятку», «не любят супы и каши». Далеко не все родители хотели или могли рассказать своим детям о важности правильного питания. Для значительной части учеников были выявлены следующие недостатки в организации питания:
- наиболее частое явление - отсутствие завтрака перед школой (68%).
- нарушения в режиме питания (64%).
- частое потребление колбасных изделий: каждый третий ребенок
- потребление кондитерских изделий и сладостей - каждый второй
- недостаточно частое потребление основных продуктов питания: молока, овощей, творога и сыра, масла сливочного и растительного, каш, фруктов (52%).
- реализация принципов правильного питания;
- формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности;
- сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации правильного питания детей;
- расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем, а также с историей и традициями народов России.
-
встреча «Какую пищу можно найти в лесу»;
-
сказка «Путешествие зёрнышка», «В гостях у тётушки Припасихи»;
-
экскурсия «Где и как готовят пищу», «Как хлеб на стол пришёл»;
-
блиц -турнир «Где найти витамины зимой»;
-
практикум «Накрываем стол к обеду»;
-
исследование «Чипсы: вкусно или вредно» , «Молоко. Состав молока»
-
проект «Каша - еда на все времена»
-
театрализация «Там, на неведомых дорожках» (о грибах и ягодах);
-
диалог «Чем не стоит делиться», «Правила гигиены»;
-
диспут «Как правильно вести себя за столом»;
-
панорама «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»;
-
путешествие «Кулинарные традиции народов России»;
-
участие в конкурсах.
Игры, используемые на занятиях: - сюжетно-ролевые игры: «Мы идем в магазин», «Каравай приехал к детям», «Соберем ягоды», «Грибники», «Рыбный ресторан», «Молочный аукцион»; - спортивно-познавательная игра. «Папа, мама, я - спортивная семья», «Собери рюкзак»;
- игра-соревнование «Разложи продукты»;
- развивающие игры «Чем не стоит делиться»; «Меню спортсмена»; «Угадай-ка крупу»; «Приготовь традиционное русское блюдо»;
- конкурс - игра «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»;
- игра для эрудитов «Кулинарное путешествие по России»;
- игра в слова «Беспорядок на кухне»; Задания, предлагаемые в рабочей тетради, (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) также ориентированы на творческую работу ребёнка - самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям. Демонстрация детских творческих работ создаёт положительную учебную мотивацию, ответственное отношение к учебному труду. Ребятами нашего класса проведены выставки рисунков в школьной столовой, театрализация сказки для родителей, антиреклама чипсов для учеников начальных классов нашей школы. Для придания занятиям практической целесообразности систематически проводим дегустацию продуктов питания под названием «Скатерть самобранка». В ходе занятий большое значение имеет исследовательский метод обучения. Учащиеся самостоятельно проводят исследования витаминного состава различных продуктов питания, определяют виды рыб, съедобные и несъедобные растения, ягоды, грибы нашей местности. В работе используется проблемно - поисковый метод, давая ребёнку в ходе экспериментов и практической деятельности находить ответы на интересующие его вопросы. Практические работы проводились после изучения тем: «Блюда из зерна», «Что и как можно приготовить из рыбы» и носили обобщающий характер. В ходе реализации программы повысился эмоциональный настрой у ребят на занятиях, качество знаний. Дети смогли осознать важность правильного питания. Ученики начальных классов нашей школы могут объяснить:
- какие продукты полезные и почему;
- что надо есть, если хочешь быть здоровым и сильным;
- в каких продуктах можно найти витамины весной и осенью;
- какую пищу можно найти в нашем лесу;
- что и как приготовить из рыбы;
- как правильно накрыть стол;
- как правильно вести себя за столом.