Урок чтения во 2 классе УМК «Школа России» В. Осеева «Волшебное слово»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: В. Осеева «Волшебное слово» Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи:
  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
  • воспитание любви и уважения в семье.
Оборудование:
  • учебник «Литературное чтение» 2 класс
  • рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»;
  • портрет писателя;
  • выставка книг В. Осеевой;
  • презентация к уроку (для учащихся);
  • иллюстрации к рассказу «Волшебное слово».
Тип урока: работа с художественным текстом. Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Приёмы:
  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • кластер;
  • синквейн;
  • бортовой журнал;
  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Девиз урока: (Записано на доске) Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Ход урока I. Организационный момент II. Психологический настрой Слайд. Дети читают хором:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. - Что вы почувствовали? - Какое у вас настроение? III. Проверка домашнего задания Чтние по роля произведение Юрия Ермолаева « Два пирожных» Слайды№2 IV. Изучение нового материала Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу ,ткачу, врачу, «С добрым утром!»- я кричу. «Добрый день!»-кричу я вслед Всем идущим на обед. «Добрый вечер !»- так встречаю Всех , домой спешащих к чаю. О. Дриз
- Прочитайте стихотворение с разной интонацией 1. Стадия вызова Предлагается синквейн без первой строчки Слайд.

  1. ----------- (уважение)
  2. воспитанный, внимательный, вежливый
  3. помогает, заботится, радует
  4. Он доброжелателен к окружающим.
  5. Человек.
Вопрос: - Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «уважение») - О чём мыбудем говорить сегодня на уроке? (Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми). - Как человек может показать, что он уважает другого? - Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»? Заполняется бортовой журнал. Уважение
Я знаю Я узнал

Говорить вежливые слова

Радовать

Помогать

Дарить добро

Быть неравнодушным

Любить


Слайд. В. Осеева «Волшебное слово». - Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся Прогнозирование. - О чем может быть рассказ с таким названием? Дети говорят свои предложения. - Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? Физминутка для глаз «Солнечные зайчики» Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька, маленький, как крошка. Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо! Прыг на лобик, и опять на плече давай скакать. Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет: Щечки тёплыми лучами нежно согревает. Гимнастика для укрепления мышц шеи «Сидит белка» Дети вытягивают вперёд ладошку. Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперёд, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова всё время находиться в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.
2. Стадия осмысления
  • Чтение с остановками.
Слайд. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание текста. Фрагмент 1 Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения. (По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь). Вопросы по осмыслению текста: - Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком? - Какое у него было настроение? Выборочное чтение. - Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке. - Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно). - С бабушкой? (Он обижался на неё). - С братом? (Был назойлив и злился на него). Заполнение кластера. - Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки. Урок чтения во 2 классе УМК «Школа России» В. Осеева «Волшебное слово» Физминутка под музыку. Прогноз: - Можете вы предположить, что сказал Павлику старик? Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой» Вопросы по осмыслению: - О чем Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»). Слайд «Волшебное слово» - Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика? - Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными? - Какое волшебное слово говорил Павлик? Слайд «Пожалуйста» - Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста». (Вежливое слово) - Какие ещё вежливые слова вы знаете? Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день. Работа в группах. - Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах. - Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным). Задания: Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным? Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы? Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер? Группа 4. Как вы думаете, каким человеком станет Павлик? Группа 5. Запишите антонимы:
  • Зло -
  • Грусть -
  • Ненависть -
  • Капризный -
  • Непослушный -
- Какие слова вы выберите для характеристики Павлика? Заполнение кластера. Урок чтения во 2 классе УМК «Школа России» В. Осеева «Волшебное слово» Игра «Добрый круг» Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова. (группы по 5 человек). V. Стадия рефлексии Вопросы: - Как вы думаете, как автор относится к своему герою? - Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему? - Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми? - Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым? - Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать? - Давайте вспомним, какие добрые дела мы делали в классе. Заполняется бортовой журнал. Уважение
Я знаю Я узнал

Говорить вежливые слова

Радовать

Помогать

Дарить добро

Быть неравнодушным

Любить терпимость
толерантность

VI. Домашнее задание: - Какое задание вы предложили бы выполнить дома? На доске: стр. 100-103 по ролям. стр. 104-105, вопросы. Чтение на доске: Относись к людям так, Как бы ты хотел, Чтоб относились к тебе. - Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке? Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.
  • Зеленые «зайчики» - я уважителен и доброжелателен к людям,
  • Розовые «зайчики» - я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
  • Коричневые «зайчики» - мне трудно быть уважительным и вежливым.
- Спасибо за урок!

© 2010-2022