- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения
Конспект урока литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Густова И.В. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
2014
Густова Инна Валентиновна
МБОУ «Гнездовская СОШ»
Урок литературного чтения. 3а класс
Цели:
-
Образовательные: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением "Слон"; обогащать словарный запас через работу с толковым словарём; способствовать формированию читательской компетенции.
-
Развивающие: развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; развивать умение определять жанр произведения.
-
Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе; воспитывать чувство сострадания к ближнему, любовь к животным.
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-
формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения;
-
формирование коммуникативных умений.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
-
развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-
продолжить знакомство учащихся с произведением А.И. Куприн «Слон»;
Тип урока: закрепления новых знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения "Литературное чтение " ч. 2 под редакцией Л.Ф. Климановой, толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Ход урока
Организационный момент
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
Стадия вызова
"Верите ли Вы"
Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?
Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?
Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?
Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?
Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя "простую истину"?
Целеполагание
Разминка речевого аппарата. Прочитайте хором загадку, отгадайте её.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит ….(Слон)
- Прочитайте, разделяя слова на слоги.
- Прочитайте грустно.
- Прочитайте весело.
- Прочитайте с восхищением.
- Прочитайте громко, тихо.
- Прочитайте с ускорением.
- Какую работу мы проделали на этом этапе? Для чего мы её выполняли?
Ознакомление с жизнью и творчеством писателя.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран, кто-нибудь узнал этого человека? Что вы можете о нём сказать? Опишите его, пожалуйста.
Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили?
Учитель: Кто он может быть по профессии? (писатель, с его произведением мы познакомились на прошлом уроке).
Учитель: О чём писал Александр Иванович Куприн?
Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных?
Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (наблюдательным).
Учитель: Рассказ о А.Куприне. Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. "Я хочу знать, когда и как лошадь спит, - говорил он, - хочу с ней побыть". На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.
Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича? Кем для него были животные?
Учитель: Когда Куприны жили в Гатчине в собственном зелёном домике с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка.
Учитель: Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, "Сапсан", "Мария Ивановна", "Козлиная жизнь", "Барбос и Жулька" и др. Вы видите эти книги на экране. Если захотите их прочитать, то где это можно взять книги?
Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг
Учитель: Куприны были гостеприимными, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность.
Учитель: Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 144 года назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.
Учитель: Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?
Учитель: Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)
Учитель: С каким произведением А. Куприна мы начали работать на прошлом уроке? Ответы детей.
Учитель: Что вы знаете о слонах? Где живут слоны?
АОЗ. Проверка домашнего задания
Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России мож
но встретить слона? (В зоопарке или в цирке).
Учитель: А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона? Где его видел?
Учитель: А где девочка Надя из рассказа впервые увидела Слона? (Во сне.) Давайте вспомним, с чего началась история про Надю. Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями Германа Мазурина к этому произведению.
Учитель: Кто сможет кратко пересказать начало рассказа? Дети пересказывают рассказ до места, в котором отец Нади отправился в зверинец, рассказ сопровождается Слайдами
Учитель: Что вы испытывали при чтении текста?
Физкультминутка.
Учитель: Нам предстоит сложная работа, давайте немного отдохнём под хорошую песню "Розовый слон".
Беседа по вопросам
- Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?
-Что кажется вам более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?
- Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?
(Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.)
- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?
(Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.)
Проблемный анализ. Работа в группах.
Выбор капитана, стенографиста и оратора группы.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам проанализировать текст ответив на 5 вопросов. Вопросы на экране, распечатка вопроса у каждой команды с указанием страниц в учебнике.
Учитель: Совещаясь в группе вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ.
1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние.
2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение?
3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его.
4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону?
5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?
Дети работают под музыку.
Учитель: Давайте выслушаем первую группу. Чем же больна девочка? Выслушиваем ответы.
Учитель: Девочка болеет. Какое же состояние у её родителей? Ответ второй группы.
Учитель: Привели девочке слона?
Учитель: Девочка добилась своего - у неё есть слон. Почему ей выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?
Учитель: Послушайте, вот какие звуки издаёт живой слон. Посмотрите на фотографии, правда, слон похож на слона из рассказа?
Учитель: Каким видит слона Надя, нам напомнит 3 группа. Слайд сопровождает ответ группы.
Учитель: Какие чувства Надя испытывает к слону, может это был всего лишь каприз? Как считает следующая группа? Выслушиваем ответ 4 группы.
Учитель: Очень интересно узнать, какой вопрос подготовила для нас 5 группа. Почему считаете его важным? Как вы сами сможете на него ответить? Выслушиваем ответ группы.
Учитель: Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?
Самооценка участия в групповой работе.
Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.
Я предлагал идеи по составлению текста …
Я задавал уточняющие вопросы …
Я внимательно выслушивал всех членов группы …
Моя группа работала …
Выборочное чтение.
- Желание маленькой девочки Нади увидеть слона- это каприз или мечта? Доказывай свое мнение, обращаясь к тексту.
Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.
- Найдите и прочитайте описание слона.
Вывод: Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?
(Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляется размеры слона с высотой двери, длиной столовой - можно заключить, что это именно взгляд Нади.)
- Как девочка понимает " дружбу со слоном?
(Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на "Вы", интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.)
Домашнее задание (по выбору).
Учитель: Придумать, как можно вывести слона из дома.
Учитель: Придумать продолжение рассказа.
Учитель: Посмотреть мультфильм "Девочка и слон".Чем отличается рассказ от мультфильма?
- Подготовьте краткий или выборочный пересказ.
1 гр. - пересказ от имени Нади.
2 гр. - пересказ от имени Слона.
3 гр. - пересказ от имени отца.
4 гр. - пересказ от имени хозяина зверинца.
Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю "Слон"? Ответы детей.
Учитель: Что хотел сказать автор этим произведением? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.)
Анимация по щелчку.
Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, "...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье"
Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)
Учитель: Семья - самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Я предлагаю посмотреть ваши семейные фотографии. Один ученик рассказывает о своей семье.
-На слайд учитель размещает фотографии семей учащихся и сопровождает им свой рассказ о силе родительской любви. Затем следуют вопросы:
Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)
- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта - самое лучшее лекарство! - Встаньте, пожалуйста, кто считает, что это о родительской любви. И те, кто считает, что это о сбывшейся мечте.
- Обоснуйте своё мнение.
- Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?
- А легко ли быть добрым?
- Подберите смысловые ассоциации к слову "добро".
- Что оно в себя включает?
Добро - это:
-
красота
-
душевность
-
ласка
-
тепло
-
счастье
-
веселье
-
жизнь
-
отзывчивость
-
любовь
-
праздник
-
мама
-
смех
-
улыбка
-
семья
Учитель: Урок подходит к концу. Какую "простую истину" мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)
Рефлексия.
Учитель: Я предлагаю составить синквейн. Какую тему синквейна мы возьмём, чтобы она отражала самую главную мысль нашего урока. Вспомните о чём мы сегодня говорили. (Тема: Семья) Учащиеся составляют синквейн (в качестве примера - синквейн в презентации).
Учитель: Понравился вам наш синквейн? Какую отметку поставим себе за его составление?
Закончите предложения:
-
Сегодня на уроке я узнал …..
-
Мне показалось интересным ….
-
Меня удивило…..
Я хочу похвалить …., за ……
Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам "Спасибо за урок" и подарить на память вот таких симпатичных слоников.
Список литературы
-
Информация с сайта: history-gatchina.ru/town/kuprin/kuprin3.htm
-
Куприна К.А. Куприн - мой отец. Художественная литература, - М., 1979 г.
-
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий "Уроки литературного чтения. Родная речь. 3 класс." Книга для учителя.- М., Просвещение, 2009.
-
Учебник "Родная речь" 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, - М., 2012.